8 сентября – Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Согласно церковному преданию, автором Владимирской иконы Божией Матери был евангелист Лука. Лик Богоматери апостол написал на доске, которая служила столом в доме Богоматери. Считается, что в V в. икона из Иерусалима была принесена в Константинополь, где в то время царствовал император Феодосий, а оттуда, в начале XII в. образ попал на Русь. Константинопольский патриарх Лука Хризоверх подарил ее князю Юрию Долгорукому. Некоторое время икона пребывала в женском Богородичном монастыре Вышгорода в окрестностях Киева. А в 1155 г. князь Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир, по имени которого икона и получила свое нынешнее название.
В Москву образ Пресвятой Девы был перенесен при Василии I в 1395 г. во время нашествия Тамерлана. Память о торжественной встрече – Сретения Владимирского образа 26 августа/8 сентября хранят улица Сретенка и Сретенский монастырь, построенный в честь этого события. С переносом иконы в столицу Руси связано одно из самых известных чудес, совершившееся по молитвам Богоматери. Когда Тамерлан находился на подступах к Москве, московский митрополит Киприан призвал жителей города посту и молитве. В ожидании прибытия из Владимира чудотворного образа горожане с верой просили Пресвятую Деву об избавлении от неприятельского нашествия. По молитвам москвичей Богоматерь явила свое заступничество. Летопись сообщает, что Тамерлан внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. По свидетельству летописца, причиной такого поведения свирепого хана стало следующее событие. Во время крестного хода с чудотворной иконой из Владимира в Москву Тамерлану в сиянии солнечных лучей явилась Величавая Жена в царских одеждах, которая повелела ему отправляться восвояси. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что явившаяся ему Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Устрашившись, Тамерлан приказал своим воинам идти обратно.
После этого заступничество Богоматери избавило Русь от разорения в 1480 г., когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла на реке Угре. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для того, чтобы ринуться друг на друга. В стане русского воинства находилась Владимирская икона, перед которой совершались молебны. Внезапно, словно под воздействием какой-то непреодолимой силы, ордынцы снялись с места и обратились в бегство, даже не вступив в сражение.
В третий раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 г. В тот год Москве угрожало войско ногайского хана. Захватчики подожгли московские пригороды, но город им захватить не удалось. Московский митрополит Иона совершал крестные ходы по стенам города, в то время как воины и ополченцы бились с неприятелем. Войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили.
Празднование Владимирской иконы Матери Божией 3 июня было учреждено в память избавления Москвы от нашествия Казанского хана Махмет-Гирея, который в 1521 г. подошел к Москве и уже стал жечь городские посады. Великий князь собирал войско против татар, а Московский митрополит вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону.
Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступничеством Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. В это же время Махмет-Гирею было видение Божией Матери, которая во главе большого войска устремилась на их татарские полки. Враги в страхе бежали, и столица Русского государства была спасена.
Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589), Святейшего Патриарха Тихона (1917). Во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.
Образ Владимирской Богоматери стал прототипом для многих русских чудотворных икон Богородицы (Донская, Игоревская, Феодоровская и др.).
Несмотря на благочестивое предание, приписывающее авторство Владимирской иконы апостолу Луке, искусствоведы видят во Владимирской иконе классический образец византийской, константинопольской живописи XII в., при этом не исключая (в связи с преданием), что икона является списком с более древнего образца. Иконографический тип Елеусы (Умиления), с Младенцем-Христом, прильнувшим к Богоматери, проникнут на иконе особо возвышенной и тонкой грацией. Живопись XII в. сохранилась лишь в ликах образа, все остальное – поновления XIII–XIX вв. На обороте изображен престол с орудиями Страстей.
После октябрьского переворота 1917 г. икона, изъятая из Кремля, оказалась в Третьяковской галерее. Компромиссное решение было найдено в 2000 г., когда Владимирскую икону переместили из музейной экспозиции в храм Святителя Николы в Толмачах, входящий в комплекс Третьяковской галереи.
Борис Сорокин