«Для того чтобы сдержать большое зло, надо иметь многую святость», – говорил святой старец Паисий Святогорец. Об альфе и омеге православной веры – смирении и любви – размышляет духовник Донской обители иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Существование России как сильной и великой державы возможно и оправдано в высшем историческом смысле лишь в том случае, если она будет нелицемерным оплотом вечных ценностей Евангелия – в противовес доминирующим сегодня тенденциям вседозволенности, на которых пытается утвердиться цивилизация мегаполиса-вавилона, мать блудницам и мерзостям земным.
Знаменитая строка из песни «Прощание славянки» –«Встань за веру, Русская земля!» – может стать былью лишь в том случае, если вера, за которую Россия призывается встать, будет понята адекватно и удастся при этом избежать подмены.
А для этого мы должны отдать себе отчет в том, что эта вера основана на двух столпах; альфа и омега этой веры – смирение и любовь.
Отсюда – необходимость преодолевать гордыню и злобную враждебность. Если мы принимаем на себя позицию стояния за такую веру, то нам надо крепко «зарубить на носу» необходимость всячески избегать того, чтобы этот нос возвышался над всем и вся…
В особенности соблазнительным становится задрать нос в случаях искушения «медными трубами» победы – военной, спортивно-олимпийской, вообще всякого успеха-удачи. Когда мы готовы в качестве непрестанной молитвы и умом, и сердцем, и гласно повторять слова гимна Гавриила Державина: «Гром победы, раздавайся!» Чтобы мы действительно были подлинными приверженцами нашей веры, мы должны особенно прислушаться к возгласу священника в конце мирной ектеньи, возглашаемой каждый раз в начале и утрени, и вечерни, и литургии: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Тебе, а не нам…
Этот возглас основан на словах царя и пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу». А также на словах Сына Давидова в конце молитвы Господней: «Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков. Аминь».
Забываем мы слова Господа: «…всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).
Если говорить о России, то наряду с подлинно христианским смирением, присущим русскому Православию, параллельно развивалась традиция некоторой исторической гордыни. И вот росла эта гордыня, опирающаяся, с одной стороны, на славу русского оружия, идею Третьего Рима, нашей мессианской избранности, а с другой стороны – на любование неотмирностью русской стати.
Свидетельство об этой гордыне присутствует, например, в следующем тексте за кадром из созданного Православной энциклопедией фильма «Сталин и Третий Рим»: «До революции ближневосточная политика Российского государства была неотделима от политики церковной. Один из высших авторитетов дореволюционной церкви митрополит Харьковский Антоний Храповицкий писал о том, что «Россия в результате Первой мировой войны должна восстановить Православную Византийскую империю, переселить всех турок в их исконную Малую Азию. Россия должна овладеть широкой лентой земли от Южного Кавказа до Дамаска и Яффы и овладеть Сирией и Палестиной. Если это будет сделано, народ наш так и ринется поселяться в страну, где жил наш Спаситель. Там будет уже место для чисто русской культуры, для русской речи, для русской торговли и промышленности».
Не правда ли, сколь усладительны, подобно бальзаму, для нашего сердца такие грезы? Но именно лесть дьявольскую и отличает подобная усладительность. Промысл Божий, увы, вновь, как и в истории древнего Израиля, посмеялся над этой горделивой мечтой. Он попустил льстивому сатане со страшным неистовством сбить эту спесь. Произошло 70-летнее богоборческое пленение, превзошедшее своей жестокостью и вавилонский плен, и зверства гонителей Церкви в первые века христианства…
И вместо того, чтобы ринуться в страну, где жил наш Спаситель, наш народ в основной своей массе отрекся от веры в Блаженную Вечность на небесах, поверив обещаниям устроить всеобщее благоденствие на земле.
В ветхозаветные времена Господь смиряет гордыню богоизбранного Израиля вавилонским пленом. В ХХ в. Он смиряет гордыню Православного царства пленом богоборческим. Но не дает вечного торжества пленившим. И тот и другой плен продолжался 70 лет. И в том и в другом случае гордость пленивших, в свою очередь, также была посрамлена. Уже в конце второго десятилетия власти богоборцев, когда во всей полноте вступили в силу железные законы революции, пожирающей собственных творцов, в застенках Лубянки и в лагерях строгого режима была ликвидирована или содержалась в узах почти вся ленинская гвардия.
А на 20-м году торжества богоборцев, когда их гордыня готова была уже превысить Божие долготерпение, они были подвергнуты новому жестокому удару. Вспомним, как это было.
Война началась в самом разгаре сталинских пятилеток, умножавших хозяйственное и военное могущество богоборческой страны. На месте Храма Христа Спасителя началось строительство Дворца советов. Его штурмующий небо каркас монтировался при помощи заклепок, и к июню 1941 г. вознесся уже весьма высоко, гораздо выше Александрийского столпа. Луначарский прямо так и писал, что этот дворец строится «по образцу Вавилонских башен» и олицетворяет именно «штурм неба». Кроме того, это небо бороздили сталинские соколы. На кремлевских башнях сияли красные звезды, на Красной площади совершались военные смотры, парады физкультурников, а также восторженные шествия советских граждан, демонстрировавших свою преданность вождю. При этом вождь и его политбюро стояли наподобие живого иконостаса на трибуне мавзолея, в котором покоились мощи великого покойника. По радио гремели песни «нам нет преград ни в море, ни на суше, в своих дерзаниях всегда мы правы», и «знамя страны своей мы пронесем через миры и века», и у нас «вместо сердца пламенный мотор». Словом, «кипучая, могучая, никем не победимая»… И еще: «мы с железным конем все поля обойдем, соберем, и посеем, и вспашем. И врагу никогда, никогда, никогда не гулять по республикам нашим». Потому что «наш бронепоезд стоит на запасном пути».
Штурм неба не ограничивался строительством Дворца советов и тем, что сталинские авиаторы с «пламенным мотором вместо сердца» взлетали «все выше, и выше, и выше». Это дополнялось «безбожной пятилеткой», по завершении которой в стране не должно было остаться «ни одного действующего храма, ни одного действующего священника». Церковь была на последнем издыхании…
И вот тогда началась война. Она началась в день «Всех святых, в земли Российстей просиявших», мощи которых, помимо всех других бесчисленных актов богоборчества и кощунства и всех прочих богомерзких бесчинств, повсеместно подвергались вскрытию, осквернению и надругательству.
Незлобие святых не останавливает их в тех случаях, когда надо дать назидательный урок, необходимый для того, чтобы оградить людей от их стремления в пропасть вечной погибели.
Царь и пророк Давид говорит: «…не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (Пс. 43:7). «Ложь – конь во спасение»(Пс. 32:17). «Но десница Твоя и мышца Твоя»(Пс. 43:4). «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу»(Пс. 113:9). Именно этот, последний стих Давидова псалма император Александр I повелел отчеканить на памятной медали, выпущенной в 1812 г. в память победы над Наполеоном.
И было решено воздать славу Богу, в частности, возведением Храма Христа Спасителя. В благодарность за спасение от нашествия иноплеменников. Храм был украшен поясом мраморных горельефов, повествующих о ратных событиях из Ветхого Завета и из русской истории, когда подавалась помощь от Господа для защиты от иноплеменников.
В 1931 г. этот величественный собор был взорван, а уже в 1933 г. в Берлине пришел к власти Гитлер, который снова привел к нам полчища иноплеменников. И от них произошли великие и неисчислимые бедствия, унесшие миллионы жизней; все жестоко пострадали – и уничтожавшиеся поголовно нацистами потомки ветхозаветного народа, и погибавшие в несметном числе потомки православных. Ибо оказалось, что «вси уклонишася, вкупе неключими быша»(Пс. 13:3)…
Чрезвычайные потери в живой силе в начале войны были обусловлены в немалой степени тем, что перед самой войной был уничтожен либо заключен в узы практически весь опытный командный состав Красной армии. А неграмотные действия оставшихся в рядах РККА неопытных командиров приводили к означенным чрезвычайным потерям.
1812 г. – начало эпохи митрополита Филарета, которая была светлой полосой в истории Русской Церкви. По окончании войны он составил замечательное последование благодарственного молебна Господу за избавление России от Наполеона. Это деяние было вполне того же духа, что и упомянутые отчеканенные на памятной медали слова Псалмопевца – прежде всего надо было благодарить Бога. А не самих себя…
А мы только через 65 лет после окончания последней Отечественной войны вспомнили об этом… И Святейший Кирилл на основе того благодарственного молебна 1812 г., составленного преосвященнейшим Филаретом Московским, составил текст благодарственного молебна Господу за избавление Отечества от гитлеровского нашествия. Предстоятель Русской Церкви в 1945 г., Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) не смог тогда распорядиться о церковном воздаянии славы Всевышнему за дарование победы. Хотя он был большим почитателем митрополита Филарета, ему, несомненно, было известно о подобном деянии великого святителя, и он, скорее всего, был готов следовать его примеру. Однако дух времени не допустил тогда воздаяние благодарности Богу Иаковлю, поскольку у Него был такой «сильный конкурент», как Иосиф Сталин, которому безраздельно должна была принадлежать всенародная благодарность…
На волне великой победы генералиссимус пытается вновь, как говорится, «разыграть константинопольскую карту». Надо ли говорить, что эта попытка потерпела громкий провал. Если это не удалось даже православной империи, поскольку Господь не желал потворствовать гордыне, неужели можно было рассчитывать на успех запятнавших себя беспрецедентными кощунственными акциями богоборцев, гордыня которых, замахнувшаяся на штурм Небес, с удивительной бесцеремонностью для достижения геополитических целей имела наглость выступить здесь как бы в союзе с Церковью. О неискренности этих шагов свидетельствует возобновление неприкрытой антирелигиозности сразу после провала планов присоединения Константинополя, о которых подробно повествуется в фильме Православной энциклопедии «Сталин и Третий Рим».
Сейчас говорят о российском «новом консерватизме», который разрабатывается в качестве господствующей идеологии. Акцент на традиционные спасительные евангельские ценности, с нашей точки зрения, – явление положительное, способное содействовать возвращению жизнеспособности народа. Однако, к сожалению, мы часто, стремясь воскресить ребенка, которого выбросили вместе с водой, полагаем, что следует полностью восстановить вместе с ним эту грязную воду. Квинтэссенция этой грязи – гордыня, которая никогда не бывает благородной, но всегда, по словам великого Оптинского старца Амвросия, бесовская. А по словам Богочеловека, «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»(Лк. 18:14). Этот непреложный духовный закон многократно доказан безчисленными примерами, которыми изобилует история. Однако проказа сатанинской гордыни настолько глубоко поразила человечество, что каждый раз та или иная ослепленная гордостью этническая его часть наступает на те же грабли.
В особенной опасности находится гордый этнос, который после попущенного Богом смирительного унижения и посрамления вдруг почуял некий проблеск возможности восстановить былое величие. В этом случае пароксизм гордыни, лишая его спасительной благодати, неудержимо влечет его на край гибельной пропасти, на грань исчезновения с лица земли: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския… И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его»(Пс. 36:35–36).
Именно христианам подобает крепко помнить великий исторический урок, когда древний Израиль после унизительного для избранного народа господства языческих оккупантов претерпел соблазн восстановления как бы подобающего ему величия, которое он надеялся обрести в результате торжественного воцарения в Иерусалиме Мессии, имеющего восстановить престол отца Своего Давида. И в результате, когда Мессия отказался от земного царства, сказав, что Царство Его не от мира сего, и вместо торжественного воцарения в Иерусалиме и победы над оккупантами дал им возможность надругаться над Собою и унизить достоинство Царя Иудейского, народ не только отвернулся от Него, но самоубийственно потребовал Его распятия. Следствием чего было отвержение избранного народа и все известные гибельные бедствия, постигшие его.
И вот, мы наблюдаем бесчисленные повторения этого сценария. Среди них, например, пароксизм гордыни и расового превосходства, последовавший за унижением немецкого народа после Первой мировой войны. И сокрушительное поражение Третьего рейха.
Неоконсерватизм и сегодня не мыслит себя без гордости правоверием народа-богоносца, величием и победами державы и непременно хочет опираться на эту идею собственной славы, тем самым идя вразрез с евангельскими ценностями, приверженность которым он декларирует. Ибо эти ценности включают необходимость смирения, воздающего славу только Богу. Именно эта, порочная, сторона «нового консерватизма», подобно ложке дегтя в бочке меда, имеет тенденцию стать его неотъемлемой частью, поскольку с легкостью повышает рейтинг власти и вместе с ним стабильность. Но какова цена этому рейтингу и стабильности?
Этнос подобен индивиду. И этим видом безумия, который именуется манией величия, как об этом неоднократно свидетельствует история, может быть одержим как отдельный человек, так и целый народ. Победоносные военные и спортивные кампании, величественные парады и торжества, посвященные нашим славным победам, за счет которых с легкостью достигается повышение рейтинга, ведут к обострению этого рода маниакальности. Но не следует забывать, что у Великого Психиатра есть свой набор смирительных средств, которыми Он непременно пользуется в подобных случаях…
В Книге пророка Даниила повествуется о путях Промысла Божия; о том, как Господь попускает падение и наказание, уничижение избранного народа для смирения его гордыни, и как лучшие его представители в лице трех отроков проявляют это смирение и остаются живыми посреди огня вавилонской печи, который поддерживали, кстати, с помощью ближневосточной нефти.
В этой книге повествуется, как Господь смиряет гордыню не только народа, но и отдельного человека – царя вавилонского. Последний несколько раз убеждается в реальности силы и величия Бога Израилева, но каждый раз через какое-то время забывает об этом и наконец, после того как Господь попускает его семилетнее беснование, окончательно обращается к Богу.
Извлекая уроки из священной истории, мы должны, в числе традиционных консервативных ценностей, также обратить внимание на еще одну заповедь: не судите. Будем помнить историю царя Навуходоносора.
Как сказал святитель Николай Сербский (Велемирович), «воистину, Библия о нашей судьбе пророчествует. Читайте Библию, чтобы иметь вам свечу в руках на темном пути судеб человеческих».
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)