Почему важна семейная иерархия? На чем зиждется послушание? Что могут сделать для своих взрослых детей, ушедших из Церкви, православные родители?
Предлагаем вашему вниманию запись фрагмента духовной встречи слушателей ВБК МДА с архимандритом Георгием (Шестуном), доктором педагогических наук, профессором, академиком РАЕН, настоятелем Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня (Самара).
– Отец Георгий, посоветуйте, как сохранить молодую семью, которая находится на грани развода? Супруги поженились три года назад, ребенку два года.
– Три года – это достаточно много, обычно все случается раньше… В наше время, как правило, семья распадается, когда рождается ребенок: на первый год жизни младенца приходится около 50% разводов.
Что делает молодая мама после рождения малыша? Она занимается только ребенком. На мужа ни сил, ни времени у нее нет. Он приходит с работы – жена с младенцем: кормит его, купает, гуляет. Потом устала – спит. Муж день терпит, два, месяц, год, а потом и говорит: «А я здесь зачем? Кому я нужен?»
Муж может быть в семье только главой. Поэтому ему должны уделять любовь и внимание в первую очередь. Женщине нужно понимать, что главный в ее семье предмет заботы – это ее супруг. Дети – явление временное: вырастут, уйдут и будет у них своя жизнь. А муж-то останется. Если не разведетесь…
Когда появляются дети, женщины нередко ведут себя очень неразумно. Они с детьми играют, как с игрушками, забывая обо всем. Растить детей – конечно, огромный и напряженный труд. Но надо и мужа вовлекать в эту жизнь, а главное – радовать его. Ведь какая любовь была, когда поженились! И вдруг жена все это забывает, а любит лишь ребенка. Как тут не ревновать? Дети не должны быть конкурентами отцу, их место – на втором плане. Главное, только при таком отношении к ним дети вырастут духовно здоровыми.
Кого в России всегда сажали на лучшее место? Кому первому подавали тарелку за столом? Мужу. Весь традиционный уклад жизни напоминал, кто в доме хозяин. Сейчас у нас иначе. Главе семьи говорят: «Иди на кухню, что-нибудь там найди, разогрей, поешь, а мы пока детей попотчуем».
Зачем люди собак заводят? Любви, заботы не хватает. Один профессор-педагог мне горько сетовал: «Знаешь, почему я держу собаку? Потому что она – единственная, кто искренне радуется, когда я прихожу домой. Бежит встречать, виляет хвостом, лижет в нос, тапочки приносит. Остальным я как будто и не нужен. Только собака меня удерживает дома».
Пришел муж домой – оставь ребенка на время, займись супругом. Обрадуйся, обними его, поцелуй. Детям скажи: «Ну-ка, пойдем папу накормим. И покажем, что мы тут для него нарисовали. А теперь тихо, пусть отдыхает!»
«Все лучшее – детям» – призывали в советское время. Нет, надо бы написать в каждой семье другой плакат: «Все лучшее – мужу!»
Детей нужно растить – тоже для мужа, ему на радость. Тогда чем их будет больше, тем больше будет любви, радости и утешения для всех в семье.
Многие годы я занимался проблемами семьи, у меня есть и собственный опыт: был женат почти 40 лет, есть двое детей, шестеро внуков. Мы с матушкой (игуменией Анастасией (Шестун), первой настоятельницей Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря; см. биографическую справку) приняли монашество, когда дети выросли. И я предлагал женщинам своего рода «богословие Бабы Яги». Что это значит? Как мы знаем с детства, заманив Иван-Царевича, Баба Яга начинает выспрашивать, кто он да куда путь держит. Но Иван ей отвечает: «Ты меня сперва напои-накорми, в баньке помой, спать уложи, а утром и поговорим». Старушка так и сделала.
А у нас как? Муж только на порог, а ему сразу: «Где был? С кем? Почему так долго? Что принес?» Но уставший и голодный, он так может ответить, что пожалеешь, что завела разговор. А ты, как в русских сказках, накорми-напои, приласкай, успокой. И, когда надо, он сам все расскажет.
Конечно, и мужья должны
«…любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28).
При этом еще ранее сказано:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви…» (Еф. 5:22–23).
То есть важно не просто почитать, уважать его, но трепетать, испытывать благоговение, повиноваться супругу, как Господу, – как Божественному наместнику в твоей жизни. Это, конечно, величайший подвиг.
У нас в целом мужчины все это знают, поэтому женщины нередко могут услышать: «Знай свое место, помни, кто в доме хозяин». Действительно, глава жене – муж. Но главой мужа является Христос. Поэтому семья и называется «малой Церковью». Так что, если муж Христа не любит, не слушает, живет «без царя в голове», то становится самодуром.
Большая беда у нас, что дети растут непослушными. Но послушание – это дар, которому нельзя научить, но его можно передать своим потомкам, как и любой другой дар, например, художественный, музыкальный, литературный. Если отец не слушается Христа, не живет по Божиим заповедям, значит он – непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя?
Детишки теперь главные в семье. И это часто продолжается, даже когда они уже создали свои семьи. Порой усердные родители продолжают заботиться о семейных детях так же, как заботились о неженатых, и это неразумное вмешательство очень сильно всех раздражает. Сказано же:
«…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 5-6).
С Таинством Венчания человек вступает в новую, самостоятельную жизнь. До этого за него отвечали родители, принимали на себя все невзгоды и удары судьбы. В браке человек встает перед Богом уже лицом к Лицу, и только с него спрашивается за ту жизнь, которую он ведет. С этого момента не о тебе должны заботиться, но ты сам заботишься о ближних. Взрослый – это тот, кто перестает думать о себе. Если ты печешься о другом, то уже в юности можешь повзрослеть, а если думаешь лишь о себе, то и в 50 лет останешься беспомощным и обузой для всех.
В Таинстве Венчания дается благодать на воспитание детей. Ребенок – это та новая жизнь, ради которой семья и создается. Отказ от родительства есть воплощение современного призыва: «Надо пожить для себя». То есть подольше самим оставаться как бы детьми – несамостоятельными и слабыми. И это важный, показательный момент: если новая жизнь не родится в семье, она начинает погибать, мистически не выполнять своего назначения.
– Батюшка, у меня два сына 22-х лет. С детства водила их в церковь, но когда подросли – увлеклись интернетом, кампании появились, и в храм больше не ходят. Как вернуть их в Церковь?
– Тут, конечно, ни сила, ни уговоры не помогут. Только Господь может это сделать. Если человек когда-то ходил в храм, если за него молятся, то он уже – Божий и Господь его не оставит. Не по-хорошему, так по-другому – скорбями приведет. В любом случае человек знает, куда бежать, что делать, кому молиться.
Да, с возрастом соблазны бывают разные, особые. Но материнская молитва со дна моря достает. Здесь важно самим родителям жить строгой церковной жизнью.
Часто в храм приходят матери наркоманов, им батюшки говорят: «Молитесь! Вот вам акафист иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», вот вам молитвословы, молитвы о детях». И происходит удивительное: кругом все их «собутыльники» умирают, а те, за кого молятся – живы. Они еще, конечно, куролесят год, другой, третий, пятый, но они живы. Господь по молитвам матери не дает человеку погибнуть, но долготерпит и ждет его покаяния. Это реальное наблюдение.
– Расскажите, пожалуйста, о роли матушки в жизни мужа-священника?
– Роль матушки, как и любой жены – быть помощницей. Со дня свадьбы женщине надо жить жизнью мужа, помогать ему в этом мире найти дело, которое будет Божиим – его призвание.
Когда я, будучи еще учителем, готовился к защите кандидатской диссертации, то моя зарплата была маленькой. Тогда матушка нашла себе хорошо оплачиваемую работу, потому что знала, что я увлечен наукой. Когда стал священником, она сшила мне первую рясу. Когда меня назначили ректором духовного училища (потом на этой базе мы открыли семинарию), она организовала пение на клиросе и создала «женсовет», занимавшийся хозяйственными делами. Меня переводили на другой приход – она была там. Строили монастыри – она была среди монахинь. Всегда была помощницей, брала на себя многие заботы. Где батюшка, там и матушка. Некоторые вещи – навести красоту, чистоту, порядок – у женщин замечательно получаются. Жена – это ниточка, которая идет за иголочкой: во дворец – значит во дворец, на каторгу – так на каторгу.
Надо не роптать на свою жизнь, но куда пошлют – туда идти. Господь установил так, что место в Небесной иерархии предназначено только для мужчины, а жена и дети входят туда через главу семьи. То есть семья занимает в Небесной иерархии то место, которое полагается мужу. Куда муж попадет, там и вы окажетесь.
И ваша задача в том, чтобы помочь супругу найти свое достойное место в Небесной иерархии и вместе с ним туда прилепиться. Благодать тогда будет изливаться на всю семью, и вам достанется в полной мере.
Ольга Каменева
Игумения Анастасия (Шестун). Биографическая справка
Игумения Анастасия, в крещении Ирина, родилась 19 января 1952 г. в Самаре. По образованию – преподаватель физики. После рукоположения супруга в священнический сан в 1992 г. посвятила свою жизнь служению Церкви. В 2004 г. вместе с супругом приняла монашеский постриг. В 2006 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви назначена настоятельницей Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря Самарской епархии.
Будучи поэтически одаренным человеком, матушка стала автором-исполнителем многих духовных песнопений, которые в свое время высоко оценил Святейший Патриарх Алексий II.
Матушка отошла ко Господу 22 июня 2012 г. Похоронена в родной обители.
Предлагаем вашему вниманию слова ее песен, посвященных супругу.
Прости меня, мой милый
Мы встретились совсем младыми.
О чем же речь тогда зашла?
О том, что Волга так прекрасна
И что весна давно пришла.
В садах уже запели птицы,
И буйно зацвела сирень.
Нам расставаться не хотелось,
И мы бродили целый день.
Припев:
Прости меня, мой милый,
Что я немного горделива.
Прости меня, мой милый,
Что мало деток подарила.
Прости меня, мой милый,
Что я такая, как я есть.
Живи подольше, милый,
Чтоб всех годков не перечесть!
Что жизнь была легка, не скажешь,
С тобой всегда была я рядом.
Один ты лишь служил Отчизне,
Я провожала тебя взглядом.
Когда из армии вернулся,
На город опустилась ночь.
В кроватке, что купил ты,
Спала спокойно наша дочь.
И вот мы снова повстречаться
Решили в городском саду.
По телефону созвонились,
Я обещала, что приду.
Опять стоишь ты под часами,
Как неразумный новичок,
Но не одна к тебе спешу я:
Со мной шагает наш внучок.
1999 год
Наши близкие
Окинешь ли взглядом поле,
Слезу смахнешь поневоле:
Такой красоты и дали
Ты в мире найдешь едва ли!
Припев:
Любовь – это солнце ясное,
Любовь – это небо прекрасное,
Любовь – это звезды низкие,
Любовь – это наши близкие.
Годы минувшие, жизнь проходящая,
Время прошедшее и настоящее.
Помню, как в юности мы дружили,
Годы прошли – мы как будто не жили.
На них я смотрю – сердце тонет в любви:
Ужели, Господи, внуки мои!?
Пошли же им, Господи, жизни святой.
Так что ж не живем мы сами такой?
2001 год
Твоя рука
Ты помнишь нашей жизни встречи?
Как ты пришел издалека,
И как легла ко мне на плечи
Твоя рука, твоя рука.
Сад утопал в цветах сирени,
Их аромат пленял слегка.
И у меня была в ладонях
Твоя рука, твоя рука.
С тобой по жизни шли мы рядом.
Была мне вместо маяка,
С пути сойти мне не давала
Твоя рука, твоя рука.
Теперь мы врозь и все же рядом:
Наш путь указан Свысока.
Всю жизнь меня благословляет
Твоя рука, твоя рука.