В современной России проблема воспитания подрастающего поколения стала одной из самых главных, так как именно воспитание, по сути, является социальным институтом формирования национально-культурной идентичности и первичным фактором полноценного развития человека.
Российская система образования, как и предшествующая ей советская, по-прежнему не приемлет элементы духовно-нравственного воспитания и неоправданно мало внимания уделяет духовным ценностям, несмотря на то, что именно они на протяжении всей русской истории позволяли нашей стране сохранять свои достоинство, независимость и самобытность.
Еще в XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал о том, что не только школьная образованность является основой успеха человека, а прежде всего благопристойное, благочестивое поведение – жизнь по правде Божией в соответствии со своей совестью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что знание, лишенное твердых христианских устоев, приводит к разрушительным последствиям: «Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком… Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и – что всего важнее и нужнее – добрых, богобоязненных христиан».
Как добиться этой цели? Посредством школы, через организацию духовного воспитания на учебных занятиях. И прежде всего через уроки литературы, так как роль этого учебного предмета особенно велика в формировании мировоззренческой позиции учащихся. Именно на литературу традиционно возлагается особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и, самое главное, духовно-нравственного развития личности. Именно эта базовая учебная дисциплина формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Именно ей принадлежит ведущее место в формировании мировоззрения и национального самосознания обучающихся, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Урок литературы во многом способен восполнить то, в чем нуждается душа растущего человека. Ведь в процессе изучения литературного произведения педагог вполне может (а православный учитель должен) соединить филологический анализ текста с нравственным осмыслением основных христианских добродетелей: воздержания, целомудрия, нестяжания, кротости, радования, мужества (упования на Бога), смирения и любви. То есть осуществить переход из сферы телесно-душевной в область душевно-духовную, помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя в ней главное место для Бога. А именно на это и нацелена программа «Лествица добродетелей».
Формированию целостного представления о добродетелях могут помочь литературные тексты, уже включенные в перечень изучаемых в школе произведений. Например, памятник древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» – это заветы прошлых веков о морали. Очень современно звучат наставления мудрого князя:
«Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Напоите и накормите просящего.
Убогих не забывайте и подавайте сироте.
Соблюдайте свое слово.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
Не пропустите человека, не приветив его».
Организуя работу на уроке по изучению данного произведения, учитель должен показать учащимся, как перекликаются наставления Владимира Мономаха с христианскими добродетелями нестяжания, кротости и любви.
Свет Православия может войти в юные души и через изучение агиографической литературы, включенной в школьную программу. Что же могут дать жизнеописания святых людей современным детям? Очень многое. Например, при изучении жития Преподобного Сергия Радонежского следует обратить внимание семиклассников на такие добродетели святого, как воздержание: еще в младенчестве Варфоломей отказывался от молока по средам и пятницам; в период отрочества он также был сторонником скоромной пищи и не употреблял мяса. И даже будучи игуменом монастыря, по-прежнему проявлял крайнюю умеренность, питаясь только хлебом и водой и нося одну и ту же одежду.
Добродетель смирения также была присуща Преподобному Сергию Радонежскому. Его обитель долгое время была очень бедна. Настолько, что в ней не было даже воска для свечей, лампадного масла. Монахи использовали лучины, терпели постоянные лишения в еде. Преподобный Сергий смиренно переносил все тяготы вместе со своими послушниками, не чураясь никакой, самой тяжелой работы.
Усвоить такие христианские добродетели, как любовь и кротость, обучающиеся смогут и на примере житий святых благоверных князей Петра и Февронии, а также святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
А изучение в 9-м классе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» позволит учителю организовать на уроке беседу о противоположных добродетелям человеческих страстях. В своем произведении писатель от персонажа к персонажу высвечивает ярким светом кажущиеся мелкими и незначительными грешки и пороки (праздность, сребролюбие, чревоугодие, расточительство, тщеславие, гордость) и подводит к апостольской мысли: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убий…» (Иак. 2:10–11). Таким образом, Н.В. Гоголь указывает единственно верный путь: от обличения порока – к осознанию греха, от осознания – к покаянию, от покаяния – к спасению, к милости Божией.
Безусловно, литература никогда не заменит священные библейские тексты, но она может показать правильный вектор движения, сформировать шкалу ценностей (самыми значимыми среди которых будут духовные), мотивировать к добродетельной жизни, помочь обучающимся приблизиться к образцу: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
На решение именно этой задачи и ориентированы методические рекомендации к учебному курсу по литературе «Лествица добродетелей», главное внимание в которых уделено формированию системы духовно-нравственных ценностей православного христианина на основе анализа литературных произведений.
Светлана Грошева
Справка
Светлана Григорьевна Грошева, учитель русского языка и литературы, директор Александро-Невской общеобразовательной школы г. Архангельска.