О празднике Сретения Господня
Согласно древнему закону, данному Богом израильтянам через пророка Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то он должен был быть посвящен Богу. В былые времена в Израиле старший из сыновей должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда же с течением времени потребность в таких работах сократилась, установился обычай приносить некую жертву – как выкуп за первенца. Бедные люди обычно покупали голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Мать ребенка могла посещать богослужения только после этого обряда и совершения над ней очистительной молитвы.
Соблюдая обычай, Пресвятая Богородица вместе со святым Иосифом и младенцем Христом пришла в Иерусалимский храм. В храме святое семейство встретил святой старец Симеон, позже названный Богоприимцем. Симеон вел праведную и благочестивую жизнь. По преданию, он был одним из 72 ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285–247 гг. до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но Ангел Господень остановил руку святого Симеона и сказал ему, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия – он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святаго он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29–32). Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».
Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «… се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк 2:34–35). Данные слова́ легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, 84 лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Но несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 г., при императоре Юстиниане, Антиохию постигло бедствие – землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 г. появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 г. установила праздновать Сретение Господне более торжественно.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке – святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке – святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке – святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.
В народе праздник Сретения Господня считается временем встречи зимы с весною, отсюда и в народе появились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотили», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». На Сретение в деревнях топили воск. Из этого воска делали одну очень большую свечу на несколько дворов и большие свечи для каждого участника этих работ. Большую свечу ставили перед общей иконой. Приглашался священник, который служил молебен перед иконой. Потом жители выходили на улицу и зажигали большую общую свечу и другие свечи. И происходило величание Христа. Общая большая свеча с каждым годом увеличивалась, и когда она достигала веса одного пуда (16 кг), ее отдавали в церковь. Если жителю деревни требовалось отслужить молебен в его доме, то эту свечу, по обращению к священнику, ему давали.
В народе давно считается, что на праздник Сретения ударяют последние морозы, их так и называют сретенскими. Но в этот день случаются и оттепели, которые, также как и морозы, называются сретенскими.
Борис Сорокин