1 ноября – день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец родился 19 октября 1829 г. в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры.
На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове». С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 г. Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия.
12 декабря 1855 г. совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он замер на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию Сергиев и называли его Кронштадтским, да и сам он нередко так подписывался.
Тщательно скрывая от людей свое подвижничество, отец Иоанн быль величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя жизнь во Христе» ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с греховными помыслами. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало от него и ежедневное совершение Божественной Литургии, которое он поставил себе за правило.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем»… С таким сознанием он и шел к людям, возрождая их силою своей истинно пастырской состраждущей любви.
Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. По молитве отца Иоанна совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук отца Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина была беспомощна. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. По молитве отца Иоанна прозревали слепые.
Вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. Получая деньги, отец Иоанн тотчас же все раздавал. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
Был он замечательным педагогом-законоучителем. Отец Иоанн никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна мерами поощрения не служили ни отметки, ни наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было неспособных. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.
По желанию верующих отцу Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Стечение народа определялось десятками тысяч.
Отец Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в его присутствии.
Был отец Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли.
20 декабря 1908 г. великий праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.
В погребении отца Иоанна участвовали и присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7–8 июня 1990 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины святого праведника.