Размышления сербского священника Иоанна Пламенаца о смысле Евангелия
Евангелие есть своевременная инструкция человеку, как строить собственную жизнь. Инструкция не для кого-нибудь, но для каждого конкретного человека, причем не только христианина. Оно не учит, оно открывается. Поэтому Евангелие никогда не будет прочитано. При каждом повторном прочтении человек находит в нем новые истины, которые в этих вроде бы немудреных притчах прежде были от него сокрыты. Так человек, читая Евангелие, все глубже познает смысл самой жизни.
Не только все сделанное нами, но и все наши помыслы – уже заключены в Евангелии. Оно присутствует в нашей жизни в каждое ее мгновение.
Евангелие, по сути, есть острый клинок, отсекающий от нас грех. А наш грех – это часть нашего естества, часть нас самих. Оттого-то нам так и больно, когда, читая Евангелие, мы узнаем в нем себя. Потому-то мы и предпочитаем узнавать в этих притчах других.
В своей «самостоятельности» мы не замечаем собственного греха. А если и видим, то лишь частично и поверхностно. Но и в этом случае наше отношение к нему – прохладное, словно нас это не касается, словно это грех кого-то другого. В результате исповедь наша становится формальной, и грех наш остается внутри нас. Мы не видим его как свойство существа нашего, и наша исповедь превращается в искреннее самооправдание и ложное самообвинение.
В результате и проповедь Евангелия, даже в устах священника, становится рассказом о Евангелии, а не евангельским повествованием. Мы относимся к Евангелию как к предмету.
Подобно тому, как вся наша жизнь в Евангелии, так и Евангелие присутствует в совокупной нашей жизни. В политике, бизнесе, учебе, развлечениях… на заседаниях скупщины, в канцеляриях, дворцах спорта, редакциях газет, школьных классах, на рынке, на пашне и на пляже, в спальне… у нас в голове.
Познавая евангельские истины, мы познаем Бога. Исполнение евангельских истин придает нашей жизни смысл. Стараясь жить в соответствии с евангельскими истинами, человек возрастает, происходит его обожение.
А что мы видим вокруг себя?
Политическая сцена есть наземное и подземное поле битвы, на котором сражаются без передышки. Борьбу эту ведут те, кто не имеет власти над собою, а стремятся властвовать над другими. В борьбе этой задействован весь арсенал, созданный человеком: от законов – до бизнеса, СМИ, системы образования, культуры… и вплоть до оружия.
Приобретение материальных благ есть цель и смысл жизни. Всюду сумасшедшая гонка, время «ускоряется»; работа, или борьба за нее, работа дополнительная, «еще денег»; различные «комбинации», борьба за положение в обществе, которое предполагает исполнение суетных «обязанностей»… протекции при оказании медицинской помощи, получении образования, бизнес-услугах… лучший автомобиль, костюм лучшего качества, лучшая пища, квартира, мебель… «достойный» досуг, алкоголь, наркотики, музыка, секс…
Повсюду вокруг нас корчится материальное естество людское.
Да, вокруг нас, но и в нас – настолько, насколько мы позволяем ему в нас войти. Чем больше примем мы в себя того, что нас окружает, тем больше отдаляемся от Бога, тем более чуждым становится для нас Евангелие.
Каждый человек своей жизнью – своими словами, своими делами и своими помыслами – свидетельствует о Евангелии. Кто-то – так, а кто-то – эдак, кто-то – трудом откликается на евангельский призыв Божий, кто-то – небрежностью, а кто-то – противлением и вызовом. Кто-то осознает сие, многие же пребывают в неведении.
Новый мировой порядок, на пути коего – цивилизация, а с ним – тотальная духовная погибель человечества, – возрастет на Евангелии, погружающемся в тину.
Протоиерей Иоанн Пламенац