В рамках подготовки к теме следующего года «1917–2017: итоги столетия», запланированной к обсуждению на грядущих Рождественских чтениях, в Пензе состоялась III Международная научно-практическая конференция имени священномученика Иоанна Пензенского и Рижского «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий».
Пасха каждый день. Пророчество преподобного Серафима
Открытие и закрытие конференции ознаменовано служением литургий на дни памяти величайших подвижников – священномученика Петра, митрополита Крутицкого, и священномученика Иоанна Пензенского и Рижского, чье имя и носит конференция. За XX век церковный календарь Русской Православной Церкви с учетом местночтимых новомучеников Русской Зарубежной и Украинской Церквей, как отметил в своем выступлении на конференции доктор церковной истории, профессор ПСТГУ иерей Александр Мазырин, пополнили имена около 2000 умученных. Это только малая, явленная нам часть прославленного в 2000 г. Сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской: явленных и неявленных, но ведомых Богу. Все 365 дней в году освящены их подвигом.
Прославление каждого нового новомученика и исповедника только подтверждает давно подмеченный факт: как только мы отдаем дань памяти страдальцам, они ходатайствуют пред Богом об открытии новых и новых храмов, а значит, о духовно-нравственном оздоровлении жизни нашего общества, о возможности рождения и воспитания нами в вере детей, трезвом и созидательном самоопределении молодежи. Эту закономерность закрепил в своем сообщении член Комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии и межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Максим Плякин, рассказав, как через полтора месяца после недавней канонизации в Саратовской митрополии священномученика Владимира Пиксанова вернули храм, где святой служил до революции, хотя никакие меры по выдворению оттуда клуба, предпринимаемые в течение 23 лет приходом, добиться этого не позволяли.
В Русской Православной Церкви память новомучеников и исповедников чтится практически ежедневно, а иногда вспоминается и несколько десятков имен святых, умученных в этот день. Празднуются и соборы новомучеников и исповедников по благочиниям (как, например, благословил праздновать в Московской епархии владыка Ювеналий), епархиям, митрополиям, местам массовых расправ, таким как Соловки и Бутовский полигон. Собор всех новомучеников и исповедников Церкви Русской отмечается 7 февраля или в ближайшее последующее воскресенье.
Преподобному Серафиму Саровскому многое было открыто из того, что происходило потом в трагическом XX веке. Не об этих ли страданиях он пророчествовал: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе»? Слава Христова и сосредоточена в Кресте, именно над Распятым Господом и надписывается: Царь Славы. Не было ли ежедневное празднование Пасхи преподобным Серафимом пророчеством о наших временах, когда мы практически каждый день празднуем память новомучеников, и она всегда пасхальна?
Церковь живет опытом вечной памяти
Память новомучеников – это всегда скорбь, озаренная уже светом славы Христовой, потому что за Пасхой Распятия и субботней Пасхой Погребения (вхождения в Царство), как отмечал в своих выступлениях гимнограф, составитель служб новомученикам протоиерей Илья Шапиро, для верующего человека явна собственно Пасха Воскресения. Отец Илия раскрыл эту пасхальную динамику на примере «мартиролога в красках» – росписи родного храма Живоначальной Троицы в Горетове. Этот храм был первым, на стенах которого, при реализации проекта «Скрижали» Мемориального центра «Бутово», был установлен закладной крест с надписью о служении в этом храме с 1909 по 1933 г. священномученика Михаила Маркова. А в 2013 г. была отмечена 75-летняя годовщина его мученической кончины. Вскоре на дороге установили указатель: в этом храме служил священномученик… Сейчас именем новомученика Михаила Маркова в Горетовском поселении названа улица.
В последний день пензенской конференции такие «скрижали памяти» в виде закладных крестов были освящены в кафедральном Успенском соборе Пензы митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом и установлены на пензенских храмах, связанных со служением того или иного новомученика и исповедника. Символично, что таких закладных крестов по числу, знаменующему вечность, оказалось восемь.
Церковь живет опытом вечной памяти. Когда при отпеваниях, панихидах, литиях, в личных молитвах и просто пожеланиях мы произносим: «Вечная память!» – мы ходатайствуем о включении их в память Бога. Тем более это происходит, когда на проскомидии во время литургии частицы, вынимаемые при поминании имен, погружаются в Кровь Христову.
Евхаристия – это воплощение памяти
Литургия – средоточие священномученического служения, – говорил в своем выступлении заведующий Иконописной школой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцент МДА архимандрит Лука (Головков) на конференции в Пензенском художественном училище, – именно поэтому важно на иконах писать священномучеников обязательно в полном облачении – так, как они предстоят Богу при совершении главного Таинства литургии – Евхаристии.
Причащение – это воплощение памяти, животворное единство во Христе нас, ныне живущих, с теми, кому не дали дожить до наших дней. Хотя многие новомученики и исповедники, как и жертвы репрессий, вполне могли быть нашими старшими современниками: дедушками, бабушками, пастырями, учителями – также служить литургию, наставлять, воспитывать наших детей – своих внуков…
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).
Деятельность Церкви по сохранению памяти о пострадавших – это исповедание нашей животворящей православной веры, опытно переживаемого каждым верующим евхаристического с предшественниками единства во Христе, без Кого ни один человек не может творить ничесоже (Ин. 15:3). Чему доказательство – богоборческий XX век с его беснованием разрушения и убийства миллионов сограждан.
Сейчас в центре Пензы восстанавливается кафедральный Спасский собор, взорванный в 1934 г., как и большинство храмов и монастырей на территории страны. Масштаб разрушения мог быть еще большим, как это доказала в своем докладе «Просим остановить уничтожение» доктор исторических наук, профессор Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Ирина Ивановна Маслова, приведя данные о деятельности научной и творческой интеллигенции по сохранению наследия.
Кто против памятника?
Пензенцы выступили с инициативой рядом с собором установить памятник-мемориал новомученикам, жертвам Гражданской войны и массовых репрессий. Память о пострадавших – это то, что может уберечь общество от пролития новой крови. Россию и так называют родиной терроризма, о чем сообщала в своем докладе декан исторического факультета Пензенского госуниверситета Ольга Александровна Сухова, рассказав о технологиях криминализации общества, особенно молодежной среды, в начале прошлого века. В контексте озвученного не так уж безобидно воспринимались выходки юношей в черных балаклавах, устраивающих несанкционированные пикеты на месте размещения будущего мемориала новомученикам и жертвам кровавого XX века.
«За последний год стало известно, что действует целый ряд общественных организаций, противящихся тому, чтобы извлекать уроки из нашей недавней истории, – сказал, открывая конференцию митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. – Люди не хотят сами и мешают другим созидать на этом благодатном поле исповедничества на добрую память потомкам. Мы до сих пор не знаем о всех пострадавших в годы гонений на Церковь, нам неизвестны места массовых расправ и захоронений на территории Пензы».
Даже на организованном в рамках конференции круглом столе в пензенском Губернаторском доме нашлись те, кто высказывался против увековечивания памяти новомучеников и жертв Гражданской войны и массовых репрессий. Очевидно, что если инициаторами установки памятника-мемориала выступили дети пострадавших, то противятся наследники тех, кто устраивал эти расправы.
Рядом с памятниками палачам должны быть перечни имен убитых ими жертв
В обществе, где не было переоценки происходившего, палачи привыкли к «заслуженным» преференциям, как и их потомки, унаследовавшие эти отобранные у расстрелянных жертв жилплощади и т.д. Последние и считают себя носителями прав на историческую не только память (отстаивая памятники и названия улиц, площадей, населенных пунктов «в честь» убийц), но и правду. Тогда мы продолжаем жить в той истории, где человеческая жизнь ничего не значит, а следовательно, Россия по определению не может, как отметила на конференции председатель пензенской общественной организации «Память о земляках» Татьяна Яковлевна Алфертьева, называться правовым государством.
Татьяна Яковлевна рассказала, как мать и девятилетний сын, однажды через третьих лиц узнав, где заключен отец, поехали в лагерь, где с ними никто из лагерного начальства не хотел говорить, и только кто-то из колонны проходивших мимо заключенных, узнав, кого ищут, сказал: «Его только что увели на расстрел, идите быстрее, еще не закопано…» Сын остался на кромке, а мать спрыгнула в эту свежую общую могилу, стряхнув землю с лица одного из убитых, опознала в нем мужа, долго плакала… Забрать тело им, конечно, никто не разрешил бы, так они и уехали.
Другая мать, тоже совершенно случайно узнав, куда этапирован ее едва достигший совершеннолетия ребенок, поехала и, уже не застав сына в живых, вернулась через некоторое время установить на месте его захоронения крест. Пока были силы, она приезжала время от времени и устанавливала новый крест, потому что каждый раз его сносили. Сегодня школьники с учителями в соседнем селе Михайловском Пензенской области, где находилось одно из отделений этого лагеря, установили Поклонный крест в память о том убиенном мальчике, о его сведенной в могилу раньше срока страданиями матери, о расстрелянных у многих отцах…
То, о чем говорила Татьяна Яковлевна, многих слушающих заставляло плакать. Приведя множество подобных судеб, председатель общества «Память о земляках» резюмировала, что рядом с каждым идолом-памятником палачам должны быть установлены перечни имен убитых ими.
Чего нет у борцов революции?
На той же некогда Соборной площади, после переименованной в Советскую, в центре Пензы, где восстанавливается сейчас Спасский кафедральный собор, стоит памятник борцам революции. Почему же его поборники против установки памятника убиенным?..
В основе пластической концепции памятника, предложенного Заслуженным художником России Валерием Ювенальевичем Кузнецовым, – крест как символ вечной жизни. Это победа убиенных над своими палачами вопреки насильственному умерщвлению. Практически по слову священномученика Иоанна Пензенского и Рижского к своим убийцам: «Мертвый я для вас буду еще страшнее, чем живой!» Вечной жизни как раз у «борцов революции» вне опыта Церкви, с которой они и боролись, нет и быть не может.
Крест нес на Голгофу и хулящий разбойник, распятый ошую, слева от Христа. Сам Дзержинский предупреждал своих подельников, как это ни парадоксально, евангельской истиной Христовых слов: «Мы, взявшие меч, от меча и погибнем». Историки сегодня подсчитали, что в процентном отношении больше всего пострадало в годы репрессий даже не священнослужителей и верующих мирян, а самих же чекистов. 1937 г. признан самым кровавым, в частности, из-за зачистки номенклатуры НКВД.
Отец Александр Мазырин привел на конференции данные и в отношении обновленцев, чье иудино дело после всех заигрываний с советской властью также имело фатальный исход: в 1936–1937 гг. 86 обновленческих архиереев было расстреляно.
Для тех, кто не стяжал исповедания Господа, как это сделал на своем кресте, распятый одесную, справа от Христа, благоразумный разбойник, крест не стал знамением входа в рай. Будет жечь своей утраченной возможностью спасения.
Сквозная, вводящая в световое пасхальное пространство символика подчеркнута в предложенном пензенцам памятнике-мемориале тем, что крест явлен на просвет. Это световой крест наследников не квартир убитых, а вечной жизни с Таким же отвергнутым хозяевами мира сего Распятым Христом. Директор мемориального центра «Бутово» Игорь Владимирович Гарькавый напомнил на конференции о принципе «золотой цепи» преподобного Симеона Нового Богослова, согласно которому наследуем дар веры именно от наших предшественников во Христе, то есть тех последних в цепи святости, каковыми для нас являются новомученики и исповедники Церкви Русской – весь их сонм, явленных и неявленных, но ведомых Богу. Веруем, ибо помним.
Пусть кому-то память о пострадавших и кажется абсурдной. Для нас же: Крест Христов – сила Божия (1 Кор. 1:18), память о тех, кто не пожалел жизни здешней ради вечности, – пример исповедания Креста.
Крест Христов выше всех разделений
Церковь напоминает воссозданием Спасского собора о возможности спасения в вечности для всех, чьими бы потомками они ни были. Тем более само восстановление святынь – это даруемая ныне возможность детям тех, кто разрушал, принести Богу «плоды покаяния». Можно ради жизни своих детей и внуков исправлять свою жизнь и молиться о предках.
Решением Священного Синода от 13 июня этого года в тексты заупокойных богослужений включены особые прошения обо всех убиенных в годы репрессий: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси»; «Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».
Дерзновение самих новомучеников и исповедников Церкви Русской превосходит даже эту молитвенную меру, где есть все-таки оговорка: безвинно. Во власти новомучеников ходатайство во образ Самого Христа, молившегося на Кресте даже за гонителей, убийц, насмешников, распинателей: Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят (см. Лк. 23:34). Так молились новомученики и за своих гонителей: преподобномученица Елисавета Феодоровна – о сталкивающих ее в шахту, святитель Тихон – о главпалаче Тучкове, и многие другие, благословляя стреляющих в них, уходили в вечность и, переступив ее оказавшийся для многих слишком высоким порог, продолжают молиться за всю нашу страну.
Только в этом духе крестной кротости и всепрощающей любви и возможно единение, к которому так отчаянно с разных сторон перед внешними угрозами и внутренними нестроениями призывается сегодня наше общество. Любовь к врагам – критерий христианства, который признавал вспоминаемый в этом году 1000-летия русского подвижничества на Афоне самый известный русский афонит преподобный Силуан.
По примеру новомучеников, молившихся во образ Христа, и мы сегодня призваны молиться за всех – даже тех, кто и сегодня, как и его пращуры 100 лет назад, не ведает, что творит. Бог даст, из какого-нибудь молодцеватого «Савла» в прокомиссаровской кожанке и черной балаклаве получится поначалу подслеповатый, но потом все более и более прозревающий апостол Павел, о благом квесте по пути из Иерусалима в Дамаск которого священномученик Иоанн Пензенский и Рижский писал: «Кто богаче из двух, любимец ли и баловень синедриона, пред которым открыт путь самой блестящей карьеры, или опальный, пишущий Филипписиям следующие строки: «…все почитаю тщетою ради превосходства познания Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Фил. 3:8)?»
Ольга Орлова