С 2012/2013 учебного года во всех общеобразовательных школах России ведется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого являются «Основы православной культуры». О результатах преподавания предмета рассказывает ведущий специалист сектора ОПК Синодального ОРОиК диакон Георгий Юренко.
– Отец Георгий, сейчас, когда курс ОПК преподается в школах, как можно оценить интерес к нему со стороны школьников и родителей?
– Мы регулярно просим епархии предоставить нам обратную связь от родителей и учащихся, чтобы лучше понимать, как они относятся к данному предмету. Отрадно, что в подавляющем большинстве случаев мы слышим о большой заинтересованности и энтузиазме. Хотелось бы подчеркнуть, что учебники по православной культуре должны быть не просто грамотно составлены с точки зрения педагогической науки и не содержать в себе искажений учения Православной Церкви, но и, конечно же, быть интересными детям. Ребенку должно быть приятно держать такую книгу в руках.
– В Курске и Белгороде курс ОПК преподается с 1-го по 11-й классы и результаты таковы, что снизилась подростковая преступность, дети стали отзывчивее, у них появился интерес к истории семьи и страны. Что нужно для того, чтобы и в других областях России был введен курс ОПК во всех классах?
– То, что получилось в Курске и Белгороде, – опыт во многом уникальный, для которого должны были сложиться специфические условия, например, наличие плеяды талантливых православных педагогов, которые нашли поддержку у областных властей, что было помножено на общую высокую религиозность населения этих регионов.
Еще одним важным фактором, который не столь очевиден, явилось время, прошедшее с начала курского эксперимента – это около 20 лет. Учителю православной культуры тяжело заслужить доверие, особенно в нашем секуляризированном обществе: родители боятся миссионерской активности педагога, боятся его проповеди, боятся того, что ребенок наслушается чего-то такого, от чего, к примеру, возьмет и уйдет в монастырь. Есть, правда, и другая крайность, когда верующие родители не отдают своих детей на ОПК, объясняя свое решение «недостаточной церковностью» учителя.
Что же касается регионов России, то во многих из них о преподавании в школах Основ православной культуры учителя впервые услышали только в 2012 г. с введением курса ОРКСЭ. Таким образом, время «привыкания» к предмету еще не прошло. Одним из факторов, который влияет на торможение решения о введении курса с 1-11 классах, можно назвать и публикацию искаженной информации о предмете в СМИ.
– Отец Георгий, вы ездите по стране от Камчатки до Калининграда, знаете духовную атмосферу различных уголков России. Как работать в такой аудитории? Брать культурологическую установку?
– Регионы нашей страны подчас серьезно разнятся между собой. Особенно выделяются национальные республики. Тому, кто трудится на этом поприще, необходим хороший дипломатический навык, а также знание религий и культур народов нашей страны. В Республике Саха-Якутия, например, учебник по ОПК силами епархии и местного научного сообщества был переведен на якутский язык.
Как ни странно, большие сложности могут возникать и в регионах, в которых подавляющее большинство русские, но которые осознанно выбрали жизнь без религии.
Так, например, в регионах Уральского округа русские по национальности люди в своем большинстве предпочитают дистанцироваться от изучения православной культуры. Статистика говорит сама за себя – средний выбор ОПК в регионах Урала составляет меньше 20%, что почти в 2 раза ниже среднего показателя по России, и в 3–3,5 раза уступает выбору в регионах Центрального федерального округа.
В то же время, если это свободный выбор родителей, мы его принимаем. Наша активность начинается там, где имеют место различные формы давления на православных родителей и принуждения их к выбору Основ светской этики или Основ мировых религиозных культур.
– Православие необходимо нести как культуру или как веру? Есть опасность, что святыня может быть попрана?
– Касательно преподавания Основ православной культуры в системе общего образования – мое личное убеждение состоит в том, что грань между культурой и религией не должна быть нарушена. В школе детям должна быть предложена именно культура, причем предложена так, чтобы ребенок мог свободно выбрать ее для себя. В течение нескольких лет я преподавал на кафедре теологии Московского института инженеров транспорта (МИИТ) и имел возможность общаться со студентами, в том числе из тех регионов, где ОПК преподают давно и масштабно. Так вот, многих из них от православия оттолкнули именно формализм учителей и навязчивая форма подачи информации. Это заставляет серьезно задуматься.
Еще один важнейший вопрос состоит в том, кто будет преподавать. Какова мировоззренческая позиция учителя, преподающего ОПК детям и каковы его познания в этом предмете. Опыт работы с регионами с очевидностью указал на проблему категорической нехватки хорошо подготовленных учителей православной культуры. Такой учитель, который знает и любит свой предмет, – «товар» штучный, и епархии должны каждого педагога знать в лицо и особо поддерживать.
– Возможно ли вернуться к системе духовно-нравственного образования и воспитания, нарушенной в 1917 г.? Как необходимо преобразить эту систему, чтобы не повторилась трагедия революции, когда семинаристы распевали «Марсельезу»?
– Вопрос сложный и неоднозначный. Прежде всего, в наших действиях не должно быть формализма. Все те, кто трудится над созиданием новой системы нравственного воспитания с опорой на традиционные ценности православной культуры, должны понимать, что в этой области ничего нельзя делать для галочки.
С самого начала преподавания ОПК – в отдельных школах Москвы и некоторых других регионов (с середины 1990-х гг.), когда стали появляться первые авторские программы и учебные пособия, и в дальнейшем, примерно до 2008–2009 гг., предмет во многом развивался «снизу». Развивался самими педагогами, которые при поддержке православных ученых и Церкви выносили на бумагу свой опыт, откликаясь на запрос родителей, вверивших им своих детей.
Сейчас, когда произошел переход к масштабному преподаванию православной культуры, мы не должны потерять эту связь с обществом, с родителями, которые и формируют запрос на само существование подобного предмета.
Важно понимать, что изучение православной культуры это не какой-то навязанный государством казенный формальный курс, а предмет, основанный на многовековом опыте церковной педагогики, на наших с вами глазах проросший через бетонную толщу формализма в сложные для нашей страны годы. Это предмет, который воспитывает ребенка, рассказывая ему о тех вещах, которые на протяжении более чем тысячи лет были и есть одной из важнейших основ культуры его народа.
Беседовала Ирина Ушакова