Слово приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова) в день Светлого Христова Воскресения
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.
Христос Воскресе!
Поздравляю вас, дорогие во Христе братья и сестры с великим сердцерадостным праздником всемирной радости Светлого Христова Воскресения. Праздник Светлого Христова Воскресения является праздником всех праздников и торжеством всех торжеств. Светлое Христово Воскресение есть торжество и утверждение христианской веры, торжество нашей христианской надежды и утверждение христианской любви. Торжество и утверждение всего доброго, светлого и святого, дорогого для нас. Господь наш Иисус Христос, поплатившись на земле, восприняв на себя наше человеческое естество, преподал человеческому роду истинное учение о всем существующем: и о Боге, о существе Его, природе Его и о делах Его, и о человеке, о происхождении человека, природе его, назначении, настоящем состоянии и будущей судьбе его, и о мире, о существе его, природе его, значении и будущей судьбе мира.
Но что может быть твердым ручательством того, что преподанное Господом нашим Иисусом Христом истинное учение о всем существующем является Божественным учением, истинным Откровением Бога? И Сам преподавший это учение является истинным Богом? Учение Христово имеет на себе печать Божественного происхождения и по своему характеру, и по своему содержанию, и оно возвышеннее и святее, и отличается в корне от учения мудрецов мира сего, потому что в нем нет примесей лжи и заблуждения, которые мы замечаем в произведениях людей с человеческим умом.
Внешними свидетельствами Божества Христова, Божественного Его учения являются чудеса, которые Спаситель совершал во время своей евангельской проповеди. Проповедуя миру Свое Божественное учение и возвещая людям о Своем Божестве, Господь в то же время отверзал очи слепым, открывал слух глухим, исцелял расслабленных, изгонял бесов из бесноватых, воскрешал мертвых. И эти свидетельства вполне удостоверяют ту истину, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и преподанное Им учение является учением Божественным. И еще свидетельство вполне непоколебимое – смерть Христа Спасителя. Спаситель добровольно пошел на этот крестный подвиг, но маловеры не хотят оценить и понять эту тайну искупления человеческого рода и видят в Том, Кого почитают за великого чудотворца и Бога, бессилие. И лукавые враги злобными насмешками стараются эту истину поколебать. И если бы жизнь Спасителя была ограничена одними только страданиями и смертью и не было бы Воскресения Его из мертвых, то что мы могли бы сказать этим злейшим врагам?
Вера наша утверждается, если Иисус Христос воскрес, но падает, если Христос не воскрес. Вот таково великое значение Воскресения Христова для нашей веры. Но Христос воскрес из мертвых и воскрес Своею собственною силой. Этим Он показал, что Он истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог. И Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, явивший Себя именно Владыкою жизни и смерти, – истинный Бог. Раз Господь наш Иисус Христос истинный Бог, значит, и преподанное Им учение является учением Божественным и вера наша в него спасительна. Христос Спаситель только ради нашего спасения поднял подвиг самоуничижения. Он мог бы как всемогущий Бог и избежать этой смерти, этих страданий и сойти со Креста, и уничтожить своих врагов, но Он не хотел миновать той чаши страданий, которые неизбежно Ему были возложены.
Воскресение Христово есть торжество утверждения нашей христианской веры, Воскресение Христово есть утверждение христианской надежды. Благой надеждой каждого христианина и радостью в этой грешной земной жизни является то, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти, в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в Жизнь Вечную для вечной блаженной жизни. Эта благая надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему христианину мужественно и терпеливо переносить все скорби настоящей земной жизни и, не падая под их бременем, мужественно переносить возложенный на каждого из нас Промыслом Божиим крест.
Господь воспринял на Себя величайший подвиг – искупление и спасение грешного человеческого рода. И по любви Господь положил душу свою за ближних, Господь возлюбил и грешный род человеческий, Он Себя предал ради его спасения на страдания и позорную смерть. И эти плоды Христовы бесценны. Спаситель своими страданиями прославил и Отца Своего Небесного, основал на земле Свое Царство Небесное – Церковь Христову, – и многие верующие, по примеру Христа Спасителя, возжгли в своем сердце пламень любви и к Богу Отцу, и к Спасителю, и к ближнему. И эта любовь принесла радость всему миру.
Сей день, день Воскресения Христова, будет для нас днем радости, и мы всегда помним, что этот праздник является именно утверждением христианской веры, будем любить нашу христианскую веру, дорожить ею, стараться свою жизнь направлять по этой вере и помнить, что Воскресение Христово есть утверждение нашей веры. Будем надеяться и все труды будем с радостью приносить в чаяние будущего нашего воскресения, в будущее Вечной Жизни; и что Воскресение Христово – торжество нашей христианской любви, поэтому облечемся в добродетель христианской любви и будем приносить обильные плоды, будем любить друг друга, и этим мы покажем, что мы являемся действительными последователями Христовой любви. И пусть праздник Светлого Христова Воскресения будет всегда для нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью, и пусть он помогает нам терпеливо, безропотно переносить все тяготы земной жизни.
Архимандрит Кирилл (Павлов)