Без крашеных яиц невозможно представить пасхальный праздник.
Один заезжий английский моряк в XVI веке в своих воспоминаниях написал: «У русских есть обычай… в пасхальное утро дарить раскрашенное яйцо священнику своего прихода, родным и близким, друзьям. По их словам, они делают это в знак великой любви и Воскресения Христова, которому они радуются. Везде православные христиане лобзают друг друга лобзанием святым и дарят друг другу простой знак радости своей».
Начиная с Вербного воскресенья самые разные яйца, в том числе из воска, сахара, шоколада, в России миллионами продавали на базарах, в праздничных ларьках. «Ненатуральные» пасхальные подарки бережно сохраняли и передавали по наследству, многие из них и теперь хранятся в лучших музеях мира. Шедеврами ювелирного искусства стали пасхальные яйца, выполненные ювелирной фирмой Карла Фаберже, придворного поставщика Высочайшего Двора Российской империи для императоров Александра III и Николая II.
К великому празднику государь-страстотерпец Николай II готовился заблаговременно. Кабинет его императорского величества заказывал изготовление пасхальных яиц из самых разных материалов многим фирмам и мастерским. В период с 1894 по 1917 г. император и императрица получали в среднем около 1500 яиц разного изготовления.
В 1885 г. придворный ювелир Карл Фаберже предложил Александру III для подарка императрице золотое яйцо-коробочку, покрытое белой эмалью, с золотым «желтком» внутри, в котором лежали бриллиантовая корона и рубиновое яичко. Оно вызвало восторг у императорской четы, положив традиции ежегодного личного подарка царя императрице на Светлое Воскресение (после смерти Александра III Николай II стал дарить два пасхальных яйца – вдовствующей императрице Марии Федоровне и Александре Федоровне). Фирмой было создано 50 драгоценных подарков, каждый имеет свою композицию, лучшие камни, жемчуга и эмали и, главное, сюрприз, который был особенно дорог на Пасху именно этого года. Яйца фирмы Карла Фаберже остаются до наших дней непревзойденными шедеврами по оригинальности замысла и блестящей работы художников и мастеров. Внешнее оформление и сюрприз никогда не повторялись, и каждое следующее было совершенно новым и неожиданным.
Одним из самых красивых считается «Зимнее яйцо» 1913 г. Оно выполнено из тонкого слоя горного хрусталя, блестяще имитируя ледяное, с бриллиантовым снежинками, и покоится на ледяной глыбе с узорами мороза, внутри платиновая корзина с белыми анемонами (горный хрусталь, около 4500 бриллиантов, нефрит, белый кварц).
Пасхальные подарки императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, выполненные лучшим ювелиром Российской империи Карлом Фаберже, стали символом блестящего расцвета русской культуры и искусства.
Галина Смородинова