О пословицах и поговорках Амвросия Оптинского
Ежегодно в конце октября многочисленные паломники приезжают в Оптину Пустынь в дни памяти преподобных Оптинских старцев. 23 октября Православная Церковь празднует память преподобного Амвросия Оптинского, а на следующий день – торжественно отмечает Собор Оптинских старцев.
Неиссякаемым был поток богомольцев в обитель и в XIX веке, когда многие преодолевали тяготы пути, шли долгие дни, чтобы получить благословение и попросить святых молитв у старца. Важно было преподать такое наставление, которое сочетало бы в себе простую и краткую форму и вместе глубокий смысл. Именно такими были исконные русские пословицы и поговорки, которые любили использовать в своих поучениях Оптинские старцы.
Особенными знатоками и любителями народной речи, различных присказок и пословиц был преподобный Амвросий. Своеобразная духовная нить связывала речевую традицию Оптинских старцев. Вот как на один и тот же вопрос отвечали преподобные Лев, Амвросий и Иосиф. Старца Льва часто спрашивали: «Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?» – Он отвечал: «Живи попроще, Бог и тебя не оставит». Также и отец Амвросий на вопрос: «Как жить, чтобы спастись?» – любил отвечать: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно» или «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». А преподобный Иосиф, келейник старца Амвросия, принявший после него иго старческого служения, в письмах любил повторять: «Живи не как хочется, а как Бог велит», «Жить нужно так: никого не осуждать, не укорять, не злиться, не гордиться, считать себя в душе хуже всех на свете».
Старцы общались с людьми разных сословий, умели чутко вслушиваться в речевую культуру, отбирали и использовали в своей речи самые яркие и меткие образы. Старец Амвросий любил повторять их на общих благословениях. Обладая живым характером, он умело использовал искрометность и яркую образность русских пословиц.
В пословицах и поговорках содержались ответы на вопросы духовной жизни: «Отчего человек бывает плох?» – «От того, что забывает, что над ним Бог», говорилось о христианских добродетелях: о терпении и смирении: «Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон», «Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай», «Кто уступает, тот больше приобретает», «Смиряйся, и все дела твои пойдут», «Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет», «Если очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь». О благоразумном молчании: «Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться», «Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить». О терпеливом несении скорбей: «В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь», о верности своему слову: «Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода». Обличались пороки тщеславия: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь», и злословия: «Если кого хочешь уколоть словом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой».
Некоторые пословицы старец считал необходимым пояснить своим слушателям, чтобы глубже раскрыть их смысл и значение в соответствии с христианским учением: «Гордых сам Бог исцеляет». Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: достоин сего».
Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания: «Иди мытаревым путем и спасешься», «Не судите, да не судими будете», «Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши», «Благословляющие уста не имут досаждения», «Томлю томящего мя. Истома хуже смерти», «Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение», «Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!»
Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, – разный, старец ответил: «Мрамор и металл – все пойдет». Потом, помолчав, продолжал: «Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и вознесется рог праведного (Пс. 74:11). У грешных два рога, а у праведного один – смирение». (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти – гордость и тщеславие.)
Часть пословиц имеет параллели с русскими народными пословицами и поговорками, творчески переработаны старцем, причем сделаны акценты на других значениях: «Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото» (ср.: «Слово – серебро, а молчание – золото»), «Ум хорошо, два лучше, а три – хоть брось» (ср.: «Ум хорошо, а два лучше»), «Всякий сам кузнец своей судьбы», то есть каждый человек сам причина своих скорбей (ср.: «Каждый сам кузнец своего счастья»).
Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашествующим: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз», «Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: железной – значит иметь большое терпение, а золотой – большое смирение», «Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти». Одной монахине, которая раньше была на видном послушании и пользовалась почетом, а когда осталась без должности, попала в немилость, старец ответил: «Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет».
Однако большинство пословиц содержали наставления, обращенные ко всем слушателям. Например, о том, что поучать легче, чем самому что-либо делать: «Теория – это придворная дама, а практика как медведь в лесу», о необходимости понуждения ко всякому благому делу: «Нужно себя понуждать гряды копать и на все», о христианской любви: «Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему – утешение», о жизни как подготовке к вечности: «Как поживешь, так и умрешь», о сложности борьбы с грехом: «Грехи, как грецкие орехи, – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно».
На исповеди старец учил: «Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей», «Чужие дела не передавай».
Любя сам простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», «Смотри на всех просто», «Будь проста, и все пройдет», «Жить просто – значит не осуждать, не зазирать никого».
На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: «Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды». Прибавил еще: «Сеешь рожь – растет лебеда, сеешь лебеду – растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши. (Лк. 21:19). А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи».
Старец Амвросий любил рифмовать свои поучения. Например, обращаясь к Юлии говаривал: «Сама не юли и другим не вели».
Пословицы отца Амвросия часто повторял его келейник отец Иосиф, который в письмах приводил слова своего наставника, связывая их в целое стихотворение:
Скука – унынию внука, а лени – дочь,
Чтоб отогнать ее прочь,
В деле потрудись, в молитве не ленись:
Скука пройдет, и усердие придет.
А если к сему терпения и смирения прибавишь,
Тогда от всех бед и зол себя избавишь.
Яркие, искрометные пословицы являлись орудием духовного назидания. В них говорилось о цели христианской жизни, о добродетелях и пороках. Они обладали большей убедительностью, чем обширные поучения. Пословицы и поговорки Оптинских старцев всегда были вписаны в духовный контекст, по форме являясь яркими образцами народной речи, они играли заметную роль в духовной традиции Оптиной пустыни.