Граф Сергей Семенович Уваров, вступая в 1833 г. в должность министра народного просвещения, разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором предложил направить просвещение по самобытному пути, которое не только давало знания, но и воспитывало верноподданных государя-императора.
В циркуляре говорилось: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности». Как точно всего в трех словах графу С.С. Уварову удалось выразить национальные чаяния и дух русского народа! Эта триада на многие десятилетия стала выражением национальной идеи России. Всего три слова – и вся полнота национального и государственного бытия России. В наше время слов много, а ни полноты, ни идеи, ни смысла.
«Триада» в переводе с греческого языка означает Троица. В каждом слове раскрывается и хранится смысл двух других, если этого нет, получается пустословие. Всего три слова, а в них прошлое, настоящее и будущее России.
В День Победы, 9 мая, владыка Сергий, митрополит Самарский и Тольяттинский благословил быть на площади Славы для возложения цветов к монументу воинам-участникам Великой Отечественной войны. Вокруг радостные люди, цветы, ордена, мундиры, и хочется кратко, по-уваровски, выразить суть события. «Триада» уже не как смысл, а как жанр вошла в нашу жизнь. Вспоминается совсем пустословное сочетание советских времен «мир, труд, май», в голове кружится уже более близкое – «май, Пасха, Победа».
Показался белый клобук владыки. Он шел, благословляя окружающих его людей, к нему тянулись ветераны и молодые, генералы и студенты, простые труженики и облеченные властью. Мы тоже поспешили взять благословение нашего архипастыря. Благословив нас, он остановился и стал неожиданно рассуждать: «Уваровская триада «Православие, самодержавие и народность» уже не отражает наше историческое время. Надо подумать, как сформулировать новую. Может быть «Православие, многообразие, единство»? Как ваше мнение?» Это было достаточно неожиданно, высказывать свое мнение никто не был готов, да владыка и не торопил.
В этот же день митрополит Сергий обсудил эту триаду с благочинными и с преподавателями семинарии. Постепенно стал открываться смысл этих слов. А в свете предыдущих проектов Владыки – «Древо», «Древо рода», «Древо Крестное» – эта триада явилась их логическим завершением и осмыслением.
Человек живет, думает, творит, трудится, радуется, любит, дышит, переживает и чаще всего не задумывается, где источник этой многообразной жизни. Иногда он слышит особое биение сердца, когда волнение от увиденного и услышанного посетило его, начинает задыхаться от больших нагрузок или от отсутствия чистого воздуха, разнообразие мыслей и откровений посещают бренную главу. Особая внутренняя жизнь потаенно напоминает о себе. Боль возвращает человека от суеты мира к самому себе, боль физическая и боль душевная. Сердце устало биться, воздуха не хватает, голова затуманена. Врач смотрит с пониманием. «Мы будем делать все возможное, – слышим его слова, – но все в руке Божией, вы молитесь».
Душевная боль от болезни и потери близких, от предательства, от невыносимых жизненных обстоятельств, от невозможности исполнить свои желания, терзает человека иногда более чем боль физическая. Родовая память и опыт жизни прошлых поклонений подсказывает, что боль утоляется и врачуется только в Церкви, нашей родной Православной Церкви.
В 1830-х гг. граф С.С. Уваров говорил: «Русский, глубоко и искренне привязанный к Церкви своих отцов, взирает на нее как на залог семейного и общественного счастья. Без любви к вере предков и народ, и частный человек, погибнут. Ослабить веру в них – значит вырвать сердце и лишить крови. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении».
«Православие» – какое удивительное понятие, как оно открывает глубинный, божественный смысл хорошо знакомым словам: Православная вера, Православная Церковь, православный человек, православная жизнь, православная цивилизация, православная традиция, православная семья, православная культура.
Православие, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, – «жизнь во Христе», жизнь в Церкви, в Таинствах церковных. Церковь – тело Христово, мы все клеточки этого тела, в нас течет Кровь Христова, которую мы получаем в Евхаристии. Мы объединены Таинством Евхаристии. Причащаясь на Божественной Литургии Плоти и Крови Христовой, мы все становимся одной Плоти и одной Крови, становимся братьями и сестрами, но мы и со Христом одной Плоти и Крови, народ-Богоносец. Причастие святых Христовых Таин может быть только в Церкви. На каждой Божественной Литургии Сам Христос приносит Свою Плоть и Кровь. Место, на котором стоит храм Божий и служиться литургия, – место, куда приходит Христос. Тот кто борется против строительства храмов, борется против Христа
В наше время многие отрицают Церковь и церковную жизнь, при этом говорят, что они крещенные, православные, иногда заходят в храм поставить свечку. Церковь воспринимают только как Патриарха, архиереев и священников, забывая, что Церковь – это народ Божий, живущей церковной жизнью, это миллионы людей, простых тружеников и ученых, писателей и воинов, студентов и профессоров, депутатов и губернаторов. Среди церковных и православных прихожан мы видим и нашего Президента. Это скромные и смиренные жители нашего Отечества. Одна шестая часть Земли было дарована православным людям, которые сохранили более ста пятидесяти народностей, культур и языков. Объяснение этому мы видим в Евангелии в заповедях блаженства: «Блаженны кротцыи, яко тии наследят землю».
Многие считают, что Церковь – это прошлое, отжившее, забывая, что все в нашем Отечестве на протяжении тысячи лет создавали церковные православные люди. Мы живем в Православной цивилизации и, по словам нашего великого математика академика Игоря Ростиславовича Шафаревича, это не зависит от количества людей, ходящих в Церковь. Некоторых просто корежит от слов «православие» и «церковь», но разговоры о национальной идее превращаются в словоблудие, если игнорируют православную историю нашего Отечества. Во многих СМИ стараются не замечать церковных событий, а если заметили, комментарии бываю кощунственными.
Внешне малозаметна православная жизнь, как мало заметно биение сердца, невидимы корни растущих деревьев и цветущих лугов. Все что животворит мир, всегда малозаметно или невидимо.
Православие – наши корни. Они наполняют животворной силой наш народный и государственный организм, укрепляют тружеников, дают воинам смелость и мужество, откровением наполняют ум ученых, вдохновляют литераторов, художников, режиссеров и архитекторов, властям дает разум сберегать народ и государство.
Христос – Солнце Правды согревает нашу жизнь. Дух Божий, по молитвам наших предков, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и мучеников царской крови, как воздух, как Божественный океан разливается по нашей земле. В этой божественной атмосфере расцветает многообразие национальной и культурной жизни. Православие питает и позволяет цвести многонациональному и многоконфессиональному древу православной цивилизации. Русский народ – ствол этой цивилизации, на котором и произрастает это многообразие жизни.
Православие как корни, ствол – русский державный народ, на котором расцветает многообразие государственного и национального бытия – и есть древо нашей современной жизни. Россия, по словам нашего Президента, есть «государство-цивилизация».
Смысл бытия этой цивилизации раскрывает триада митрополита Сергия: «Православие, многообразие, единство».
Архимандрит Георгий (Шестун)
Справка
Архимандрит Георгий (Шестун) – доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня