Практический онлайн-курс для педагогов и родителей
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994), один из величайших подвижников и пророков нашего времени, подвизался на Афоне, был воспитан русским старцем Тихоном, в своей жизни на практике в совершенстве стяжал христианские добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, упование на Бога, смирение и любовь. В общении с людьми, которые приходили к нему за помощью и утешением, он делился этим опытом. Преподобный простыми словами и жизненными примерами указывал человеку путь к Небесному Отцу, в Небесное Отечество.
Святой старец полагал, что любая страсть или добродетель начинается с помыслов. Поэтому человек, желающий духовного возрастания, должен в первую очередь превратиться в «фабрику добрых помыслов». Ее сущность состоит в искусстве сохранять свое сердце в мире, даруя этот мир окружающим.
Злые, тщеславные помыслы сводят к нулю все труды. Если человек вынашивает злой помысел, то какие бы подвиги воздержания – посты, бдения и пр. – он ни совершал, все пойдет прахом. А вот один чистый, благой помысел превосходит, по мнению святого Паисия, любой аскетический подвиг.
В рамках практического онлайн-курса представлен богатый опыт афонского старца: Школа святого Паисия Святогорца, его Фабрика добрых помыслов. В этом курсе каждое занятие посвящено одной добродетели. Публикуем занятие, посвященное добродетели умеренности и воздержания.
Добродетель умеренности или воздержания.
Паисий Святогорец учил, что воздержание – это умение владеть своими желаниями, чувствами, словами и поступками в рамках Богом данного закона.
Начинается воздержание с привычки соблюдать меру в пище и питье, сне и бодрствовании, работе и отдыхе, разговоре и молчании. Золотое правило – ни в чем не доходить до пресыщения, отвращения. Поэтому воздержание еще называют умеренностью.
Воздержание распространяется на все сферы жизни христианина: необходимо носить скромную, не вызывающую одежду, сдерживать себя в не полезном общении, использовании интернета, негативных чувствах, словах и эмоциях.
Плоды воздержания проявляются на телесном уровне (здоровье, в том числе благодаря благоразумному отношению к пище), душевном уровне (ясность ума, собранность, успешность в делах) и духовном уровне (чистая молитва, приближение к Богу, райское состояние).
Воздержание от плохих мыслей и чувств.
Злые, самолюбивые помыслы сводят к нулю все труды. Если человек вынашивает злой помысел, то какие бы подвиги воздержания он ни совершал, все пойдет прахом. А вот один чистый, благой помысел превосходит, по мнению святого Паисия, любой аскетический подвиг.
Всякая добродетель (как и страсть) начинается с помыслов, поэтому преподобный Паисий советовал христианину превратиться в «фабрику добрых помыслов». Для этого нужно иметь высшую цель в жизни и быть благодарным за то, что уже имеешь.
«Кто думает о недостающем, тот всегда будет голоден, завистлив, заряжен ненавистью… И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, и в конце концов обретет духовное зрение видеть Промысел Божий в событиях и образ Божий в окружающих людях.
Будем внимательны к нашим чувствам, ибо все начинается с этого. Давайте избегать любопытства, чтобы наши глаза не разглядывали греховных картин и бесы потом не устраивали бы нам киносеансов. Необходимо сохранять свое сердце в мире, даруя этот мир окружающим», – напоминал отец Паисий.
Воздержание от вредного общения.
Для человека очень важно его окружение – люди, с которыми он соприкасается, дружит.
Старец говорил, что человек высокого духа от общения со святым изменяется в лучшую сторону, а от общения с плотским не изменяется. Если человек находится в среднем духовном состоянии, то от общения со святым меняется к добру, а от общения с плотским – ко злу. А если «человек плотский, он святого не понимает и от человека плотского воспаляется, то есть меняется в худшую сторону».
Известна дружба святого Паисия с животными, в том числе с птицей по имени Олет, которую преподобный даже ставил в пример, говоря о добродетели воздержания. Старец рассказывал такой случай: «Однажды я задержался, и, когда пришел на холм, Олета уже не было, так как в тот день дул сильный ветер. Я оставил еду в обычном месте и ушел. На следующий день я пошел к Олету очень рано, потому что переживал, не съел ли его ястреб. Олет, когда увидел оставленную ему с вечера еду, «искусился помыслом», полетел по направлению к моей келье и стал ждать меня на половине пути. Увидев меня, он от радости словно сошел с ума. Я стал его кормить, но ему больше было нужно мое общество, чем еда. Я удивляюсь его воздержанию, любви и благодарности. Молитесь, чтобы мне быть подражателем его добродетелей».
Воздержание в еде.
Ребенок награждается природными добродетелями за благочестие и благородство родителей, говорил святой Паисий. В семье его родителей принимали в строго определенное время. О том, кто перекусывал не вовремя, говорили: «Он соблудил». В детстве Арсений (имя святого Паисия в крещении) специально не солил еду – чтобы она не казалась слишком вкусной и чтобы потом не хотелось пить. А подростком налагал на себя строгие посты и подражал мученикам: например, босиком бежал по полю со скошенным острым клевером.
– Геронда, должны ли поститься перед Святым Причастием пяти-шестилетние дети?– спрашивали у старца.
– По крайней мере, вечером, накануне того дня, в который они будут причащаться, им надо покушать постную пищу с маслом, – отвечал старец. Но этот вопрос находится в компетенции духовника. Лучше, чтобы мать спросила духовника, как поститься ее ребенку, потому что у малыша могут быть проблемы со здоровьем и ему, к примеру, нужно пить молоко. Если ребенок крепкий, отличается здоровьем, то он может поститься. Кроме того, сейчас в продаже есть огромное количество постных продуктов.
Крестный старца Паисия, святой Арсений Каппадокийский говорил: «Дети, если они целый день играют, о еде даже не вспоминают».
Отец Паисий говорил: «Если человек духовно преуспевает, то он вкушает немного пищи, а силы в себе чувствует такие, как если бы питался полноценно. Но начинать поститься лучше постепенно, понемногу, причем с самого детства».
Подвизаясь на Афоне, старец Паисий устраивал себе недели одного продукта: например, всю неделю вкушал капусту или лук латук. Даже в армии, среди невзгод и опасностей, Паисий продолжал держать строгий пост. Однако в случае необходимости он ел все, что ему подавали. Так, оказывая послушание врачам, он вкушал и мясо.
«Не надо есть то, что тебе нравится, чтобы не разжечь аппетит. Потом желудок постоянно просит еще и еще. Вкушая что-то, ты получаешь удовольствие, но потом тебе хочется спать: ты не можешь даже работать. Если же есть пищу одного вида, это помогает отсечь аппетит. Допустим, передо мной стоят два блюда, в каждом еда одинаковая по количеству витаминов, но в одном она вкуснее, чем в другом. Если предпочту более вкусную еду – это и будет себялюбие. Но если предпочту еду более вкусную, чтобы вызвать в себе аппетит, потому что из-за болезни страдаю отсутствием аппетита, то в этом будет рассуждение».
Аскеза была для старца не самоцелью, а средством очищения и освящения. Он говорил: в первую очередь нужно обратить внимание на смирение и любовь, а уже потом – на бдение и пост.
Воздержание плоти.
«Супруги обязаны подвизаться в плотском воздержании, чтобы не передать эту страсть детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности».
«Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу, – учил святой Паисий, отмечая, что подвиги воздержания имеют высокую награду. – Не говорю, что тот, кто живет после одного-двух детей в девстве, или имеют отношения только раз в год для чадородия, или тот, кто воздерживается в периоды постов, – должен первым получить оценку 10, вторые – 8, третьи – 6 и четвертые – 4. Бог видит усилия каждого и силы, данные Им каждому, и воздаст каждому соответственно. Я всех их равно люблю и восхищаюсь честно подвизающимися. Только бы они не совершали преступлений – например, аборта!»
Воздержание в комфорте.
К старцу часто приходили люди и жаловались, что имея все блага, они ощущают внутреннюю пустоту и даже отчаяние. Он отвечал: «Настоящую, чистую радость можно обрести близ Христа. Соединившись с Ним в молитве, ты увидишь свою душу наполненной. Люди мира сего ищут радость в наслаждениях. Но от многих удобств они мучаются, их душит тревога. В нашу эпоху удобства отупили людей. А мягкотелость, изнеженность принесли и множество болезней.
«Множество удобств, становясь чрезмерными, делают человека ни на что не годным. Человек превращается в бездельника. Он может перевернуть что-то рукой, но говорит: «Нет, лучше-ка я нажму на кнопочку, и пусть оно перевернется само!» Нынешние люди хотят работать мало, а денег получать много. А если можно совсем не работать, то еще лучше! И в духовную жизнь тоже проник этот дух – мы хотим освятиться без труда».
Те, кто сознательно, с рассуждением и смирением лишают себя чего-то ради Христовой любви, испытывают духовную радость. По мнению старца, подвижничество, совершаемое ради любви Христовой, услаждает и покоит душу, укрепляет тело, приносит бесстрастие.
«В миру говорят, что счастливы живущие во дворцах и имеющие все удобства. Однако блаженны сумевшие сделать свою жизнь простой, освободиться от петли этого мирского прогресса с множеством удобств (на самом деле – неудобств) и избавиться от ужасного душевного беспокойства нашего времени», – говорил старец Паисий.
Как определить меру воздержания.
Как определить меру поста и других христианских подвигов ? «Человек должен наблюдать за собой, – говорил святой. – Методом проб он сможет оценить и понять свои возможности. Во всяком случае, пока человек молодой, он может строже подвизаться. Чем старше он становится, тем меньше у него сил, и он уже не может себя слишком нагружать. Если переусердствует, то может и здоровье повредить. Поэтому время от времени нужно проводить ревизию своих физических возможностей и приспосабливаться к своему новому состоянию. Нельзя всех людей подогнать под одну гребенку.
– Геронда, а можно ли одним разом отсечь какую-то дурную привычку?– спрашивали святого.
– Прежде всего человек должен понять, что эта привычка ему вредит. Поняв это, он должен захотеть начать борьбу, чтобы избавиться от этой привычки. Для того, чтобы отсечь дурную привычку одним махом, надо обладать большой силой воли.
…Любая привычка постепенно протирает ложбинку в сердце и потом выходит из этой ложбинки с трудом. Поэтому надо быть очень внимательным, чтобы не приобретать дурных привычек, потому что потом потребуется немалое смирение и большая сила воли, чтобы их отсечь. Русский старец Тихон на Святой Горе учил молодого отца Паисия: «Добрая привычка, сынок, – это добродетель, а привычка злая – страсть».Воздержание старец Паисий называл началом христианских добродетелей. Поэтому человек «должен научиться быть себе хозяином и владеть собой. В этом случае куда бы он ни попал, где бы ни оказался, он не повредится».