Сребролюбие, или потребительская страсть, – самая распространенная болезнь современных людей. «Бери от жизни все» – один из лозунгов нашей жизни. Но определенный телесный комфорт, материальные богатства – далеко не все, что требуется человеку для счастья. «Бери от жизни все хорошее, бери от жизни все добродетели – вот это действительно то, что нужно», – утверждает игумен Киприан (Ященко).
У каждого человека есть свой талант; каждому Бог от рождения дарит некий кусочек рая в душе. И каким бы греховным ни был человек, у него все же имеется какая-то доминирующая добродетель, которая и является его талантом. Если совершенствовать эту главную врожденную добродетель, то образ Божий через нее восстановится во всей полноте.
В пост святые отцы советовали применять такую тактику спасения: выявить самый тяжкий грех, наиболее тяжкую страсть, и объявить ей глобальную войну по всем направлениям, пока она не ослабит свое влияние на нашу душу. Есть такая закономерность: если мы достигаем совершенства в одной добродетели, то все остальные также подтягиваются, становясь совершенными, в то же время страсти и греховные навыки ослабевают и не оказывают на нас сильного влияния.
Если мы в пост достигаем умеренности и воздержания, то эта умеренность распространяется на все наши внешние чувства и естественные желания. Мы умеренно спим, умеренно двигаемся, умеренно едим и даже умеренно дышим. Ведь можно и тяжело дышать, поскольку все излишества отражаются на дыхании.
Как называется третья «магистральная» дорога в рай через телесное совершенство? Святые отцы дали ей очень красивое название – нестяжание. Противоположная ей страсть – сребролюбие. Что значит сребролюбие, если отталкиваться от этимологии слова? Это любовь к серебру, к вещам.
А что такое мшелоимство? У одного батюшки матушка затворилась в трапезной и рыдает. Сутки рыдает, двое, ничего не ест, батюшка уж не знает, как ее вытащить. Все-таки вышла: «Я такой страшный грех совершила, что уж не знаю, как покаяться. Ой, у меня язык не поворачивается». В общем, после уговоров она сознается: «Батюшка, я совершила мшелоимство. Мышь бежала, я ее стукнула и убила». Человек страдал двое суток, переживал, что согрешил мшелоимством. Так что же это такое?
Это собирание и хранение вещей, которые тебе не нужны. Их огромное количество. Накопление одежды, обуви, при этом человек все равно говорит, что ему совершенно нечего надеть. Есть утверждение, что мужчины мшелоимством не страдают, но сребролюбие – это привязанность ко всему материальному миру, к разным предметам. В чем оно может проявляться? Появилась новая модель телевизора – сосед купил, а я нет. У другого соседа – дорогая иномарка, а у знакомого – квартира в элитном доме. Постоянное сравнение по материальным параметрам, по обладанию какими-то вещами как бы пропитывает наши мозги, становится нашим мировоззрением. Смотрят, на сколько долларов живет человек, как одет. Если он приобретает вещи на большую сумму – статус один, а если не может много потратить денег – статус другой.
Протестанты идут еще дальше. Если ты живешь хорошо и твоя зарплата, положим, 50 тыс. долларов в месяц, то Бог тебя любит. А если живешь в бедности, то – нет. Сейчас, кстати, развелось множество сект, которые оправдывают роскошное отношение к жизни.
Сребролюбие – это, конечно, потребительская страсть. Страшно не то, что человек имеет, а то, что он становится такой «черной дырой», которая поглощает все. И ему все время хочется еще больше. «Бери от жизни все» – один из современных лозунгов. Если бы добавить: «Бери от жизни все хорошее, бери от жизни все добродетели», – вот тогда это было бы «все». А так речь идет о плотском, о том, что обеспечивает комфорт для тела.
Комфортная жизнь – один из главных идеалов сребролюбия. Кстати, стремление к комфорту многие оправдывают тем, что это высвобождает время. Мол, какая-нибудь автоматическая кофеварка, посудомойка, всякие технические приспособления облегчают жизнь человека. А старцы утверждают: вся эта автоматизация отягощает нашу жизнь, не экономит время, а наоборот – его съедает. Можно привести множество анекдотических случаев, когда из-за какой-то поломки, из-за того, что нет света или села батарейка, все достижения цивилизации сводятся на нет.
Это, конечно, очень опасный недуг души, действительно адский грех, одна из сетей дьявола, которой он улавливает большинство человеческих душ. Дьявол придумал отвлечение: займитесь обустройством своего жилья или приведите себя в порядок. И все мысли человека сосредотачиваются на том, а как я выгляжу, а что я имею, а что там сосед затеял построить. И начинается соревнование. Это вечный способ дьявола отвлечь человека от Бога.
Существует также огромное количество «душевно-материальных» увлечений. Например, некоторые заядлые охотники или рыбаки соревнуются: у кого ружье лучше или снасти, удочки. Они уже не столько охотятся и рыбу ловят, сколько соперничают друг с другом со своей оснасткой.
Или, например, фитнес-клубы. Это ж какая современная «заманиха» для всего человечества! Только приходишь в фитнес-клуб, вроде здоровье поправить, физкультурой позаниматься, а тебе говорят: костюмчик особый надо купить, какие-нибудь аксессуары, такой-то сок выпить. Правда, я ни разу не был в фитнес-клубе. Но у меня каются несколько посетителей этих фитнес-клубов, они рассказывают во всех подробностях, что там происходит. Человек приходит туда поправить свое здоровье, привести себя в норму, а в результате становится членом некоего элитного клуба, в котором нужно жить по определенным правилам, иметь обязательные атрибуты. А у атрибутов столько градаций, что он обречен карабкаться по этим ступенькам до конца своей жизни.
Многие люди отождествляют себя, свою личность с вещами. Попробуйте сказать, что у него мебель неудобная, – будет обида. Пришли гости, первым делом хозяева показывают им квартиру. Проводится целая экскурсия: здесь у нас ремонт был, здесь мебель новая. А гости восхищаются: как сделано со вкусом, как прекрасно! Если вы хвалите вещи какого-то человека, то значит – хвалите и его самого.
Как-то я был на приеме у директора большого медицинского учреждения, зашел в кабинет и действительно был просто изумлен. Все отделано мрамором, зеленое с золотистым, с темно-коричневыми оттенками. Таких же цветов кресла, стулья, стены. Я говорю: «Слушайте, в Кремле скромнее». Директор расплылся от удовольствия, и я стал для него самым дорогим гостем. Я искренне изумился, что человек так потрудился над своим кабинетом, обставил его с большим вкусом. И это оказалось для него лучшим комплиментом. Если бы я сказал что-то хорошее лично про него, то, наверное, ему это не было бы так приятно, как оценка тех декораций, в которых человек живет в этом миру.
Театр сребролюбия обставлен определенными вещами, которые имеют некую ценность, дают некий сигнал, к какому миру человек принадлежит, какой у него статус. И люди в этой гонке часто пускаются в тяжкое соревнование: выглядеть не хуже, не выделяться…
Каков идеал нестяжания в отношении к вещам, которыми мы пользуемся? Отношение должно быть спокойным, умеренным. Господь что-то послал, мы Его благодарим. Если эту вещь дал Бог, значит, мы должны относиться к ней с уважением, с бережливостью, она должны быть чистой, ухоженной, какой бы ни была – дорогой или скромной.
Вот Иоанна Кронштадтского много упрекали в сребролюбии. Потому что у него было много роскошных шуб, ряс, прекрасных экипажей. Причем все это так часто менялось, что очень многие его противники говорили: «Ну какой же это святой, если всем этим обладает?» Но, во-первых, все это были подарки, которые он часто и передаривал, такая ротация вещей постоянно происходила в его жизни. А во-вторых, по документам известно, что зарплату в епархии за него получала жена, потому что донести деньги до дому он не мог – все равно кому-нибудь жертвовал. Отношение к деньгам у него было достаточно легкое: одной рукой брал, другой отдавал.
Между тем плодами страсти сребролюбия являются такие качества, как жадность и зависть. У сребролюбивого человека завистливость появляется ко всему, уже не только к тому, что человек обладает какой-то лучшей одеждой или дачей. «Жаба душит» из-за того, что у другого красивый голос, а у меня такого нет, другой рисует так, как я не могу, соображает быстро, как я не умею. Один карьеру сделал, а я вроде с ним вместе учился, стартовые ситуации были одинаковые, а у меня не получилось.
Жадность – самое распространенное свойство современных людей. Это как бы хватательный рефлекс: все, что можно, надо ухватить. Хотя обладание вещью – это тяжелая ноша. Со мной один специалист по недвижимости поделился интересной мыслью: «Я все время дивлюсь людям, которые пытаются покупать много недвижимости, земли. Это же все надо содержать – они попадают в зависимость. Думают, будто что-то приобрели, а на самом деле, наоборот, потеряли покой». Действительно, человек был свободным, ничем не связанным, а при обладании вещью стал как бы ее придатком, рабом. Чем большим имуществом человек обладает, тем крепче он к нему привязан и тем сильнее его жизнь искорежена. Очень редко можно встретить человека, который, обладая огромным состоянием, смог сохранить духовную чистоту, красоту, нестяжательность.
Каким должно быть отношение православных ко всему материальному миру? Нужно помнить, что материальный достаток – это дар Божий, это имение, которое дается нам в управление. И управляя таким богатством, мы можем спастись. Помните притчу о богаче и Лазаре? Если бы богач делился с теми, кто просит, он бы спасся и в аду не оказался.
Помогает ли мое управление в материальном плане тем людям, которые ко мне обращаются, которые нуждаются? Вот это и есть нестяжательность. То есть иметь – все равно что не иметь. Если сгорело, так сгорело. Своровали – значит, кому-то надо больше, чем нам. Потерял – так мне это неполезно. А сколько у нас вздохов, переживаний бывает, если теряем любимую вещь?!
Итак, мы с вами разобрали три основных телесных добродетели – умеренность, целомудрие, нестяжание, которые ведут нас в рай. Это пути в царствие Божие уже здесь, на земле, это дороги к нашей естественной природе, наши педагогические, духовные ориентиры.
Святые отцы – Евагрий, Иоанн Кассиан Римлянин, другие – писали, что на самом деле мы все имеем в той или иной степени: чревоугодие, блудные помыслы, сребролюбие. Наша задача их познать во всей полноте и возненавидеть, объявить им войну. И не путем самовоспитания, а с помощью Божией – через исповедание, через открытие – от них отцепиться.
Существует и духовный, и психологический закон: если мы во всей полноте расскажем о том, что для нас привлекательно, то эта привлекательность пропадает. Часто нас манит какое-то материальное обладание: вот бы заполучить такую вещь, квартиру, дачу или заиметь большие возможности! И может случиться, что Господь предоставит такую возможность: тебя поставят начальником, дадут денег, даже квартиру, о которой ты мечтал. Ну и что? Это, оказывается, счастья-то не дает и никакого отношения к спасению души не имеет. И вся привлекательность может растаять уже при подробном описании нашей мечты. Если изложить желание падшего нашего естества в исповедовании помыслов, то ореол привлекательности этого греха меркнет.
Есть такой прекрасный способ избавиться от навязчивой мысли – взять и подробно чистосердечно все описать. У анонимных алкоголиков существует методика, 12 шагов, когда они довольно откровенно рассказывают о своей привязанности к спиртному, а другие задают вопросы. В таком обсуждении, правда, можно попасть в некие душевные ловушки, но все-таки часто физиологическая зависимость от алкоголя снимается.
Я помню, работал с детишками и такую игру придумал. «Расскажи, кем ты хочешь стать». – «Хочу быть водителем». – «Ну, выходи, представь себе: ты окончил курсы, вот тебе права, садись за руль, поезжай. Ты доволен, что ты водитель?» – «Доволен». Я говорю: «Ну, давайте, ребята, спросим его, что он ощущает». И действительно, эти вопросы показывают, насколько его намерения духовны, на каком мотиве они замешаны. Помню, одна девочка задала вопрос: «Вот ты едешь по дороге, и стоит старушка с палочкой, ей тяжело, она машет рукой. Ты подвезешь ее, хотя тебе не очень по пути? А рядом стоит красивая девушка, с ней по пути. Какой выбор ты сделаешь?» Вот какие нравственные коллизии придумывали дети.
Такие испытания на самом деле жизнь дает каждый день. Нам все время приходится выбирать между тем, что приятно, привлекательно и что полезно.
Игумен Киприан (Ященко)