…И ворочая, словно турбины,–
Заржавевшие наши умы,
В нас текут мировые глубины,
И в сердцах возникают шумы.
И напрасно мы меряем сети
У бессмысленной жизни-реки:
Счастье ловят лишь малые дети,
А из взрослых – одни чудаки.
И лишь только одно покаянье,
Только лишь покаянье одно,
Словно нищей душе подаянье,
Нам для вечного счастья дано.(«Покаяние». Протоиерей Леонид Сафронов.
Из книги «Затаилась Русь Святая»)
О благословенная Вятка! Все в тебе тихо и свято: и девственные леса, и лазурные реки, и заплаканное небо над тобою, даже глина, которую дождливыми великорецкими днями месят десятки тысяч ног, и та свята – из нее чудом Божиим рождаются на радость всему миру дымковские игрушки… А дожди секущие, холодные. Все в надежной обуви, кроме одного, – он всегда босой, огромного роста, редкой могучей худобы, с такой же огромной рыжей бородой, зелеными глазами из-под выцвевших бровей, с тяжелейшим грузом на спине и образом Великорецкого Николы на груди. Этого человека вот уже 23 года видят на каждом Великорецком крестном ходе: исповедует ли он часами под палящим солнцем нескончаемую вереницу страждущих или легким босым шагом улетает от такой же вереницы жаждущих: книгу, книгу! Любую – детскую, взрослую, раннюю или только вышедшую – книгу, книгу! Что это? Быть может, это единственное место на планете, где интернету предпочитают живые благоуханные страницы? Да. Ибо этот человек – великий русский поэт, протоиерей Леонид Сафронов.
Чтобы понять отца Леонида, надо понять множество недоступных, скорее невозможных, для понимания вещей.
Надо понять, что такое вятская земля с ее размахом: от Коми на севере до Татарстана на юге и от Удмуртии на востоке до Марий Эл на западе; и если осенить вятскую землю крестным знамением, как осеняет себя православный человек, то верхней частью креста окажется Луза с преподобным Леонидом Устьнедумским, вниз по вертикали – преподобный Матфей Яранский, направо – недавно канонизированный священномученик Михаил Тихоницкий, налево, а ведь слева и лежит сердце, – сама Вятка, верно, с преподобным Трифоном Вятским, святым блаженным Прокопием, преподобным Стефаном Филейским, новомучеником святителем Виктором Островидовым, с чудотворным образом Святителя Николая Великорецкого в Серафимовском соборе; понять что такое вятские люди, а может и больше – вятский народ, общность такая или разъ-общность уже? Понять, в чем начала природы нашей – и земной, и человеческой, и духовной, понять, что такое Верхнекамье, находящееся в верхнем левом поле определенного нами креста, Верхнекамский район Кировской области, который, по сути своей, Верхневятский.
А поскольку понять все это невозможно, то лучше и не пытаться. Лучше взять стихи отца Леонида и понять их – он как раз над этими вопросами бьется. Что такое тварь Божия – от человека до мышонка и каково ей, этой твари, в мире? И что такое Россия от поля Куликова до Верхней Вятки – родной, вымирающей, угасающей, тающей. И что такое путь листа с золотой высоты-вышины до земной нижины. Путь зерна – понятно, а вот путь листа это как? А ведь летит этот лист, через многие стихи его, летит. А и просто все: чтобы понять поэта Сафронова, надо родиться в России, надо Бога любить и землю свою родную. Вот и все.
… Нет, не все. Нужно, обойдя семь «своих» тюрем и колоний, отслужить все службы и требы, вернуться домой не просто живым, а могущим читать своим детям на ночь «Евгения Онегина», сказку «О рыбаке и рыбке», петь русские народные песни (как никто на свете!), петь молитвы, петь, петь… Многие ли наши мамы и бабушки запечатлевали в наших душах эту матрицу, этот код будущего?.. Я счастлива и благодарна Богу за ежегодные участия батюшки Леонида в цикле «Возвращение на Родину», где он не только читает свои непостижимые стихи, не только поет своим дивным голосом, но еще и питает наши души живым млеком своей любви к Родине, к ее святыням и гробам.
Приезжая в Москву, батюшка прямо с поезда едет на Ваганьковское кладбище отслужить панихиды на могилах московского чудотворца отца Валентина Амфитеатрова и невинно убиенного Сергея Александровича Есенина, потом, не мешкая, на молебен к блаженной Матронушке. Непостижимым чудом успевает в собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (его знают не только москвичи, и все россияне как храм Василия Блаженного), ведь это единственный храм в столице с приделом Николы Великорецкого, кого так почитал государь Иоанн IV Васильевич. И уж после – на вечер цикла в Дом кино на Васильевской, 13…
Какой бы ни была тема очередного вечера, мы всегда возвращаемся к поэзии (с нее начинается и ею завершается каждый вечер), и батюшка Леонид здесь всегда свободен, раскован, импровизируя на глазах у слушателей, высвечивая духовную суть поэтического творчества: «Поэт – это нациеобразующий словоноситель – дароноситель…» Решилась было сказать, что давно и хорошо знаю батюшку, да вовремя осеклась. Однако знаю и безконечно люблю всю его трагическую, юродивую, былинную и «детскую», мистическую и песенную поэзию. Он весь плоть от плоти дышит и творит в двух великих традициях русской культуры – пушкинской и есенинской…
Отец Леонид мистически связан с Царскими мучениками – его дед более чем двухметрового роста в 1896 году стоял в коронационном полку во время венчания на царство Государя нашего Николая Александровича. Непостижимый путь отца Леонида соделал его едва ли не во всем похожим на своего пращура, ведь он служит в храме Святителя Николая и в храме Царя-мученика Николая II. Как все сверходаренные люди, батюшка сложен и прост одновременно. Такова и его поэзия, особенно ранняя.
Нарекли Леонидом, а кличут Алешкой:
Добрым людям видней, как парней называть.
Угости меня, мать, нашей сельской картошкой,
Уложи на согретую детством кровать.В нашем стареньком доме все так же, как прежде:
Белолицая печь, музыкальный диван,
Чуя близкий мороз, к старомодной одежде
Торопливо ползет золотой таракан.За окном те же клены и дряхлые липы,
Та же осень грустит, опершись на забор…
Шаг ступлю – под ногой заколышутся скрипы,
Половицы ведут про меня разговор.Все как прежде, лишь ты постарела немножко,
Стала волосы черным платком прикрывать.
Угости меня, мать, нашей сельской картошкой,
Уложи на согретую детством кровать.
А есть ли на земле поэт, был ли когда, кто посвятил столько поэм–эпосов–былин нашим святым: преподобному Илие Муромцу, Святителю Николаю, чудотворцам Муромским Петру и Февронии, Симеону Столпнику, пророку Илие, святителю Иоанну Златоусту, Андрею Боголюбскому, патриарху Тихону, Даниилу Московскому, пророку Моисею, пророку Ионе, апостолам Фоме и Матфею, святителю Алексию, великомученику и победоносцу Георгию, Симеону Верхотурскому, апостолу Андрею, иконам Божией Матери Иверской, Донской, Державной, Покрова, Владимирской, Успения, Знаменской, самой Животворящей Троице…
По милости Божией необыкновенно одаренный и глубокий человек Елена Павловна Пиотровская в 2011 году защитила диссертацию «Стиль поэзии Леонида Сафронова». Примечательно, что кандидат филологических наук, старший научный сотрудник РАН Елена Пиотровская по первому образованию – географ…
Все члены комиссии были ведущими профессорами-филологами московских вузов, и один из них тогда сказал: «Я, конечно, не люблю „православную поэзию”, но о Боге нужно писать именно так, как пишет Леонид Сафронов».
У батюшки множество литературных премий, а он неизменно считает себя прежде всего священником и свой жизненный путь меряет от одного Великорецкого хода до следующего. Это – солнце его жизни. Он и не подозревает, что давно уже увековечил никому доселе неизвестный поселок Рудничный своей поэзией и своей в нем жертвенной жизнью, давно сам стал солнцем Русского Севера. (В этом году вдоль реки Великой шли до 90 тысяч человек).
Батюшка родился 19 октября – в пушкинский день основания лицея, с рождения став причастным великой русской культуре. И доколе рождает земля наша таких богатырей духа, жива будет Россия-матушка со всею ее неизреченной красотой и благоуханием.
В Вятке со стародавних времен процветали самые богатые в России купцы. В XVIII веке в Слободском проживал купец Ксенофонт Анфилатов. У него императрица Екатерина Великая брала в долг деньги. И до сих пор каким-то непостижимым чудом сохранилась аллея многовековых берез, по которой матушка–императрица ездила к купцу Ксенофонту. С незапамятных времен бытует поговорка «Вятка – что ни человек, то своя повадка». Вот и дивную матушку Фотинию Сафронову сравнить можно лишь с великой Марковной (быть может, кто-то читал протопопа Аввакума). А что до самого батюшки Леонида, то это один из немногих случаев, сугубо вятский, когда не священник становится поэтом, а поэт становится священником.
Мы не раз еще вернемся с вами, любезные наши читатели, и к отцу Леониду, и к отцу Андрею Логвинову (пишущему в богохранимом граде Костроме) и, конечно, к жизни и творчеству протоиерея Артемия Владимирова, ему 21 февраля 2016 года исполнится 55 лет.
Безценные наши батюшки! Будьте хранимы на радость и во утешение всем нам, любящим вас! Ведь это счастье, что в нашей Церкви есть отцы, не только любящие русскую культуру, но и сами ее творящие.
P.S. Всем сердцем и всею душой благодарю дорогую матушку Фотинию Сафронову, протоиерея Александра Коротаева, члена Союза писателей России, литературного критика Алексея Ивановича Смоленцева.
Отзывы присылайте на наш сайт и на почту linavam@inbox.ru
Лина Мкртчян,
певица, лауреат Пушкинской премии,
автор и ведущая цикла «Возвращение на Родину»
Цикл «Возвращение на Родину» остро нуждается в материальной помощи. Это не клубные вечера, не салоны, не научные симпозиумы, но самостоятельная субстанция культуры.
Желающих оказать поддержку просим звонить по телефону 8 (925) 848–00–57
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Протоиерей Леонид Сафронов – русский поэт, член Союза писателей России с 1989 года, лауреат литературных премий. Автор 13 поэтических книг. Среди них «Затаилась Русь Святая» (2009) – книга стихов и поэм, написанных в 1979–2005 годах в лучших традициях русской поэтической классики, удостоена литературной премии правительства Кировской области имени Николая Заболоцкого, «Лесниковая дочь» (2009) – книга стихов, написанных в 2003– 2007 годах, удостоена Всероссийской литературной премии имени Александра Невского, «Ходит белый жеребенок» (2009) – стихи, большей частью написанные для детей, позже изданы в подарочном варианте в книге «Про всех-всех-всех» (2010), сборник заслуженно признан лучшей книгой Кировской области 2011 года для детей.
Леонид Александрович родился 19 октября 1955 года в поселке Рудничный Верхнекамского района Кировской области, был тринадцатым ребенком в семье. Отец и мать Леонида Александровича оказались в Рудничном со своими репрессированными родителями. Дед по отцу до революции был следователем по особо важным делам, а дед по матери – купцом второй гильдии.
Отец Леонида Александровича, Александр Кириллович всю жизнь проработал пожарным. Сафроновы держали большое хозяйство, но важное место в жизни семьи занимали книги из привезенной с собой в ссылку библиотеки. Юный Леонид знал наизусть едва ли не всего Никитина, Есенина, Маяковского, Демьяна Бедного, Некрасова…
Окончив школу, Леонид Сафронов поступил в культпросветучилище в Перми, откуда был призван в армию, а после демобилизации по комсомольской путевке уехал в Норильск, где работал грузчиком в тундре в тресте «Норильскгазпром». К тому времени относятся посещение им местного литобъединения и его первые публикации.
Весной 1986 года Л. Сафронов отправил документы и рукопись для поступления в Литературный институт в Москву. В мае пришло письмо от руководителя семинара Владимира Фирсова с известием о зачислении и поздравлением. Не пройдет и года, как Владимир Фирсов скажет: «Ты – готовый поэт. Мне тебя учить нечему». Примерно в это же время со стихами Леонида Сафронова познакомился Виктор Астафьев. В частной беседе он сказал: «Это стихи большого русского поэта, может быть, самого большого». Благодаря Астафьеву состоялась первая публикация стихов Леонида Сафронова в журнале «Студенческий меридиан» (1988, № 9).
В конце 80-х годов прошлого столетия Леонид Александрович вернулся с семьей на родину, в 1989 году в возрасте 33 лет будущий священник со всей своей семьей крестился в Православную веру. С 1993-го стал петь на клиросе, в марте 1994-го был рукоположен в дьяконы, а в феврале 1995-го – в священники. С мая 1995 года устраивает церковноприходскую жизнь на своей малой родине – в поселке Рудничный, в окрестных селениях и тюремных колониях: окормляет семь сельских приходов и шесть приходов в колониях строгого режима, где благодаря его служению заключенными выстроены церкви.