Жизнь преподобного Паисия Святогорца на фоне истории начала XX века.
Жизнь старца Паисия затронули два важных события в истории Греции XX века. Это Малоазийская катастрофа – поражение греков во Второй греко-турецкой войне 1919–1922 гг., следствием которой стало выселение греков Малой Азии, и Гражданская война 1944–1949 гг., когда будущий старец Паисий служил в армии. И то и другое могло бы стоить ему жизни, если бы не его «связи на высшем уровне», как шутили сослуживцы, или «знакомство с Богом», как пояснял сам старец.
Греко-турецкая война и Малоазийская катастрофа
Предыстория Греко-турецкой войны 1919–1922 гг. такова: после поражения Османской империи в Первой мировой войне державы-победительницы приступили к разделу ее территории, в том числе собственно турецких земель. Греции, как союзнице стран-победительниц, были обещаны Восточная Фракия (кроме Стамбула) и Западные районы Малой Азии, где компактно проживало греческое население. Ради этих земель Греция, поддерживаемая странами Антанты, начала активные военные действия против Турции.
Война закончилась для Греции полным разгромом и греко-турецким обменом населением.
По Лозаннскому мирному договору с Турцией Греция и страны Антанты полностью отказывались от претензий на Западную Анатолию и Восточную Фракию. Из Турции принудительно были выселены около 1,5 млн греков в обмен на выселение (также принудительное) 600 тыс. мусульман из Греции.
Греческая армия полностью была разгромлена. Погибли также десятки тысяч мирных жителей. Все это позволило грекам назвать поражение в Греко-турецкой войне и насильственное выселение греков Малой Азии – Малоазийской катастрофой.
Почти все греки Малой Азии должны были переехать в Грецию. Среди них была и семья старца Паисия. На корабле, плывшим в Грецию в порт Пирея, в давке и толчее кто-то наступил на младенца, но тот чудом остался жив. Потом сам старец по смирению говорил: «Если бы я умер тогда – только что получив Благодать Святого Крещения, то меня бросили бы в море и мое тело съели бы рыбы. Какая-нибудь рыбешка сказала бы мне за это, по крайней мере, «спасибо», и моя душа пошла бы в рай». Приплыв в Грецию, семья старца обосновалась в Конице.
Юношеские годы старца Паисия – тогда еще носившего имя Арсения, пришлись на период Второй мировой войны, оккупацию Греции Германией, Италией и Болгарией и гражданскую войну внутри страны между сторонниками Коммунистической партии Греции и силами сопротивления, поддержавшими греческое правительство во главе с королем Георгом II, находившихся после вторжения немцев в изгнании. Гражданская война длилась пять лет – с 1944 до 1949 г.
Старший брат старца Паисия воевал в группировке Наполеона Зерваса, основателя Народной республиканской греческой лиги, сражавшейся как против оккупантов, так и против Демократической армии Греции (вооруженного крыла компартии). Территория, на которой проживала семья старца, была на какое-то время подконтрольна коммунистам, в результате Паисий, тогда еще носивший имя Арсений, угодил в тюрьму как младший брат противника Демократической армии Греции. На допросе следователь спросил Арсения:
– За что тебя взяли?
– За то, что мой брат воюет в отряде у Зерваса
– А почему он воюет у Зерваса?
– А кто из нас старше: я или мой брат? По-вашему, я могу требовать у брата отчета в том, что он делает?
Оценив искренность и смелость молодого человека, его отпустили на волю.
Радист Матери Церкви
В дальнейшем Арсений был призван в правительственные войска, но молил Богородицу уберечь его тяжкого греха убийства, что и произошло – будущий старец Паисий по его молитвам служил радистом.
– С кем у тебя высокие связи, что ты получил такую хорошую воинскую специальность? – выпытывали у Арсения сослуживцы.
– Да нет у меня никаких связей, – отнекивался он.
– Да ладно тебе… – не верили те, и тогда он отвечал:
– Я знаком с… Богом.
И впоследствии старец всегда говорил, что «монахи – это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от «радиопомех» мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру».
Из военных случаев старец рассказывал: «Однажды наш полубатальон попал в окружение, против нас было 1600 мятежников. Все мои сослуживцы быстро подтаскивали к скалам боеприпасы, и командир приказал мне помогать другим, а рацию бросить. Я присоединился к ребятам, стал носить ящики с боеприпасами, а в промежутках бегал к рации, пытаясь соединиться с главным штабом. После многих попыток я установил связь и сообщил, что мы находимся в опасности. На следующий день, когда мятежники приблизились к нам так близко, что мы уже слышали их брань, – прилетела наша штурмовая авиация и разбила их в пух и прах».
Впоследствии старец приводил этот случай в пример тем, кто спрашивал его:
– Какую пользу приносят монахи, сидящие в пустыне и не желающие выйти в мир, чтобы помочь людям?
– Монахи, – отвечал старец, – это радисты Церкви. Они своей молитвой устанавливают связь с Богом, Он спешит на помощь и помогает более действенно. Лишний одиночный выстрел погоды не сделал, а вот когда прилетела авиация – это решило судьбу сражения.
Ирина Воробьева