Слово святителя Филарета (Дроздова)
Не нерадите пользоваться преимуществом, которое предлагается и почти усвояется вам пророчеством. Всматривайтесь внимательно и самым делом вступайте в след Царицы Небесной. Есть и для вас благовещение своего рода и степени, потому что и вам «благовествуется день от дне спасение Бога нашего» (Пс. 95:2): принимайте слово спасения, как принимает дождь земля жаждущая. Снисшедый вселитися в Деву Ипостасию Своею и еще нисходит «вселитися верою в сердца ваша» (Еф. 3:17): не оставайтесь бездейственны, «исходите в сретение Жениху» (Мф. 25:6), сретайте приближающуюся благодать Божию вашим сердечным желанием. Матерь Божия наречена благодатною по преимуществу; но есть и для всех нас некоторая мера благодати, соответствующая нашей вере и потребности, и достаточная для нашего спасения: «явися бо благодать Божия спасительная всем человеком»(Тит. 2:11). Матерь Божия беспримерно благословенна в женах и во всем роде человеческом; но и нас, как сказует апостол, «Бог благословил всяцем благословением духовным в небесных о Христе» (Еф. 1:3).
Можно ли идти по стопам Божией Матери? Не только можно сему быть, но и должно – по предвещанию Пророка: «приведутся Царю девы во след Ея». Может человек подражать и Богочеловеку, Который Сам к тому призывает и обнадеживает достижением высокой цели: «аще кто Мне служит, Мне да последует; и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). Подражание не требует равенства, ни даже близости к равенству. Малый может подражать великому в том, что доступно. Не всякому пожеланию доступно дивное и чудесное; но истинное и доброе доступно всем, хотя, впрочем, каждому в своей мере и степени, по мере веры, по степени чистоты желания и ревности в подвиге. Хотя судьба Пресвятой Богородицы в своем особенном виде и степени беспримерна; но вообще, как судьба души, совершившейся и блаженной, она есть следствие тех же самых сил, расположений, действий и подвигов, которыми пролагается и совершается общий и для всех людей путь спасения.
Души христианские! Ужели вы не поревнуете идти в чине мудрых дев, в след Приснодевы? Неужели кто из вас обречет себя добровольно на участь дев юродивых? Ужели не возжелает сердце ваше приблизиться к Небесному Жениху, Которого Сам Отец Небесный неоднократно провозглашает возлюбленным,не по какой-либо нужде высказать к Нему любовь Свою, но чтоб возбудить к Нему нашу любовь.
Или вас расслабляет маловерная мысль, можно ли достигнуть такой высоты? Но нет места сомнению о возможности того, что непогрешительное пророческое слово предвещает и обещает как долженствующее сбыться: «приведутся Царю девы в след Ея».
Или чувство недостоинства подавляет вас и препятствует божественному желанию окрылиться? Отделите чувство недостоинства, которое справедливо, от подавляющей безнадежности, которая несправедлива. Для достойных ли приходил на землю Сын Божий? Вот, Он Сам провозглашает: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мк. 2:17); «Прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Если не только к недостойным и грешным, но и к погибшим пришел Спаситель, то и взаимно, не только недостойные и грешные, но и погибшие имеют надежду приблизиться к своему Спасителю, только бы возжелали, подвиглись, потщились уготовить себя к этому приближению, – не своею силою, а Его же благодатною помощью.
Святитель Филарет (Дроздов)
Справка Митрополит Московский и Коломенский Филарет(Дроздов; 1782–1867) – наиболее влиятельная фигура в Русской Православной Церкви на протяжении более 40 лет, с 1821 по 1867 г. Канонизирован 13 октября 1994 г., память совершается 19 ноября, в день блаженной кончины.