Когда Адам согрешил в раю, Бог задал ему первый вопрос: «Адам, где ты?» – что означало: «Ты со Мной или нет?» Это вопрос выбора, который Господь постоянно обозначает и перед каждым из нас. Каждый Божий день и час перед нами выбор: как нам поступить, что сказать, о чем подумать, молиться или нет, идти в храм или не идти и т.д. Суть выбора состоит в ответе на главный вопрос: с Богом мы или без Бога? И в зависимости от этого ответа складывается вся наша дальнейшая жизнь. Мы сами своим выбором задаем ей «русло»: куда она потечет далее.
Всякий наш грех – это отречение от Бога. А если мы отрекаемся от Бога, делаем то, что угодно не Ему, а доставляет усладу бесам, дьяволу, то мы совершаем дела антихристовы, его мы выбираем в свои управители, его ждем и его приход приближаем. Получается, что мы не со Христом, а против Христа. Антихрист – это человек, который окончательно отпал от Бога, его предтечи были всегда, об этом писал еще Иоанн Богослов (1 Ин. 4:3), и мы к ним можем так или иначе примыкать.
Есть люди, которые для себя четко определили: как бы ни сложились обстоятельства, как бы ни было все неблагоприятно, как бы враг ни подсовывал более срочные и важные дела, все-таки надо все время стремиться к Богу, не упускать случая помолиться и пойти в храм, ничего не начинать без Бога, за все благодарить Бога, и если уж нагрешили, стараться каяться. Господь милостив, и Его рука всегда протянута, и наше дело как истинных чад Христовых вцепиться в Его руку и не отпускать.
А есть такой тип людей, которые с почтением относятся к Евангелию, к Богу, даже к Церкви, как они говорят, только они «это не практикуют». У таких людей жизнь идет совершенно по другим законам, у них другие авторитеты и приоритеты: надо сделать карьеру, стать кем-то, чтобы признали мои заслуги, мне нужен хороший заработок и т.д. То есть мирская жизнь – это их идол, а Бог – всего лишь средство, чтобы достигнуть земных целей. Такие люди практически живут без Бога. Такой человек везде спешит, опаздывает, у него возникает чувство соревнования с кем-то. Цели и дела могут быть хорошими, полезными для народа, для государства, для мира, но поскольку человек делает это страстно и тщеславно, поскольку он не связан с Богом, то они и не полезны для него самого, спасения его души и душ ближних. И все его дела по духовным законам скоро рухнут, долго не просуществуют.
Современный человек в своем выборе зачастую подобен буриданову ослу: стоит на месте и не может выбрать, куда ему пойти, какая копна овса лучше. Так и человек, может так никакого выбора и не сделать: с Богом он или нет. Как говорят святые отцы, это состояние внутренней неопределенности, захватившее современников, – особое изобретение дьявола, знамение последних времен. Дьявол сейчас действует на людей очень тонко и подсовывает скрытые искушения, когда человек искушается тем, что у него теряется смысл деятельности, возникает уныние, печаль, депрессия, как любят сейчас говорить, и он «залегает» на диван у телевизора и отказывается от всякой деятельности. Он принципиально против что-либо выбирать, а тем более что-то делать в подтверждение своего выбора. Сейчас это массовое явление, которое все больше нарастает, когда человек отказывается от всякой деятельности, он вообще ничего не хочет.
В фильме «Со мною вот что происходит» (победитель XX кинофестиваля «Лучезарный Ангел») представлено это безумное мировоззрение. Показан один день двух братьев: невероятная суета, нагромождение совершенно бессмысленных действий, даже и добрых, а когда день заканчивается, они уже и не знают, зачем все это было, зачем им так жить?
Люди стремятся узнать волю Божию, приезжают к старцам, а сами не готовы выполнять волю Божию, о которой скажет старец. Потому что выбор быть с Богом всегда требует самоотверженности. Старец Кирилл (Павлов), духовник Сергиево-Троицкой Лавры, всегда очень зорко смотрел, почему человек хочет сменить место работы. Участвует ли в этом воля Божия? Наша воля не всегда нам полезна. А если наша воля совпадает с волей Божией, то Господь всегда все устроит должным образом и в отведенное время.
Отец Кирилл неоднократно повторял: сейчас мы живем во времена, когда все Евангелие уже исполнено, и сейчас уже ничто не препятствует пришествию антихриста и за ним пришествию Христа. Бояться этого не надо.
Даже если завтра придет антихрист, то сегодня наше дело – сеять, пахать, работать, потому что потом, когда ровно через 3,5 года после прихода антихриста придет Господь и начнется Страшный суд, с нас спросят, как мы исполняли заповеди Божии, как исполнили свое послушание.
В настоящее время существует очень много предсказателей, гадателей, лжепророков. А для чего нам нужны пророки и пророчества? Пророки приходили и располагали людей к покаянию, причем каялись даже целые города. Суть пророчества – это либо утешение в скорбях, либо открытие воли Божией. Пророчества произносятся для обличения людей, живущих без Бога, как призыв к покаянию. Также пророчества могут произноситься, как утешение во времена бед, смут, катастроф. В любом случае пророчества – это всегда обращение к нашей совести, чтобы ее разбудить и отрезвить, а совесть – представитель Бога внутри нас.
Иоанн Златоуст писал: «Человеческая природа всегда желает, ищет знать невидимое, особенно желает знать наперед о своих несчастьях, чтобы впоследствии от неожиданности не впасть в замешательство, но если вы будете внимать гадательным советам других, то будете недостойны расположения и милости Божией и этим приготовите сами для себя многочисленные бедствия».
Григорий Нисский отмечал: «У плотолюбцев в настоящей жизни есть некая рачительность о том, чтобы иметь сколько-нибудь ведения о будущем, при котором надеются или избежать бед, или же достигнуть желаемого; то посему, чтобы люди обращали взор не к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнавать будущее, как то: птицегадания, толкования знамений, прорицания, наблюдения внутренностей у животных, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения и многое другое сему подобное. И как скоро какой-либо род предвидения вследствие обмана признан истинным, обольститель демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предположения».
Преподобный Нил Мироточивый говорил, что «многозаботливость будет помрачать чувства человека и делать его нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения. То есть люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения». В последние времена, говорил этот святой, «людей охватит голод, они не будут наедаться, они будут есть в семь раз больше». И сейчас уже много людей говорит: «Ем и не могу наесться!» Раньше съедал столько, а сейчас все больше, и больше, и больше, а сытости нет. Человечество все больше и больше ест и все меньше наедается. Святые предсказывали такую особенность: продукты, говорили, будут такими, что ими человек не сможет насытиться. Мы это наблюдаем уже в наши дни.
Преподобный Нил Мироточивый описывает одно из последних экологических бедствий, когда «вскипит море»: как кипит в кастрюле вода, так же будет кипеть море, и оно все выкипит до дна. Безответственное отношение человека к себе, к своей душе, к своей жизни на деле обращается страданием и гибелью всего сотворенного мира, животного и растительного.
Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто бы забыл о множестве бескрайних миров внутри себя, процветание внешнего прогресса в нашей технологичной цивилизации сопровождается все большим увяданием души и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло и извращение взаимоотношений людей и обществ.
Что произойдет с Церковью? В последние времена, пишут святые, по плану антихриста все Церкви будут объединены в некую единую церковь, которую будет возглавлять первосвященник-антихрист, а на христиан будут тяжкие гонения, которые никогда раньше Церковь не испытывала.
И как же нам спастись в эти последние времена? Что нам нужно делать? Просто ожидать, когда они наступят? Как спастись?
Преподобный Лаврентий Черниговский, Паисий Афонский и другие старцы утверждали, что в последние времена будет спастись намного легче. Суть спасения будет состоять в том, чтобы устоять в вере. Мы живем в современном мире, где много соблазнов, и очень трудно нам от них отказаться. Враг нам предоставляет возможность всяких сомнительных удовольствий, кто-то нам звонит, не дает от мира сего отцепиться. Конечно, тем отшельникам, которые убегали от этих искушений в пустыни, было в каком-то смысле проще спастись. Однако кто преодолеет все эти непосредственные искушения, тот и будет в числе первых. Даже награда у них будет выше, чем у тех подвижников и отшельников, которые непрерывно молились и постились. Прежние, говорится, будут как светильники, а последние – как солнце.
Так уготовил Господь. В «Приношении современному монашеству» святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что в последние времена монахов не будет, в монастыре будет как в миру, а в миру как в аду. Но последние монахи, хоть и будут жить как в миру, они, если не будут совершать тяжких грехов и устремятся к Богу, получат награду выше, чем пустынники, молитвенники, которые спасались в классических монастырях. Поэтому не надо отчаиваться. И в аду можно спастись, и в раю можно погибнуть.
Как же нам противиться духу мира сего? Надо всячески потрудиться, чтобы приобрести добродетели. Но прежде всего надо иметь искреннюю любовь к Богу, а мы уподобляемся тем, кого любим. Надо уподобляться Христу!
Святой Андрей Кесарийский так говорит: «Когда лучшие избранные церковные учителя, презревши землю, удалятся по причине бедствий в пустыню, тогда антихрист, хотя и обманется в них, воздвигнет брань против воинов Христовых, которые остались в миру, чтобы восторжествовать над ними, найдя легко уготовляемых их, как бы посыпаемых земным прахом и увлеченных житейскими делами. Но сии [христиане в миру] многие победят антихриста, ибо искренне возлюбили Бога».
Отец Кирилл (Павлов) часто говорил, что, если вы будете с Богом, антихрист вас не увидит, вы будете для него незаметны. Кто-то, может, пострадает за Христа, а кто-то может оказаться совершенно незаметным. Еще отец Кирилл говорил, что будут отвозить на поездах на Север – не бойтесь, там вы все будете жить хорошо, будете с Богом, будете в своей среде православной. И ничего не смущайтесь. Как будут происходить эти события, так и спасетесь, даже быстрее спасетесь, чем в миру.
Всецелое вручение себя Богу, надежда на Него, прилежание в молитве – это главное. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Всемогущий Бог соделывается деятелем молящегося в затруднительных обстоятельствах его и изводит из них раба Своего дивным Промыслом Своим. Богопознание, живая вера, благодатное смиренномудрие, чистая молитва – принадлежности духовного разума, они – составные части его. Напротив того, неведение Бога, неверие, слепота духа, гордость, самонадеянность и самомнение – принадлежности плотского мудрования. Оно, не зная Бога, не приемля и не понимая средств, предлагаемых Богом к получению Богопознания, составляет само для себя ошибочный, душепагубный способ к приобретению Богопознания, сообразно своему настроению: оно просит знамения с небес».
Преподобный Серафим Вырицкий наставлял: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться, кто в меру своих сил станет подвизаться молитвой Иисусовой, восходя от частого призвания имени сына Божия к молитве непрестанной».
Итак, любовь к Богу, молитва, третье необходимое свойство – это трезвение. Отец Кирилл нам говорил: приучитесь каждый день читать Евангелие. Сам он всегда с удовольствием читал Евангелие, его ум всегда точно плавает в Евангелии, если с ним начинаешь говорить, он отвечает словами Евангелия. Многие из тех, кто будут внимать Божественным Писаниям, читать их, иметь их в руках, вдумываться в них, избегнут обольщения антихриста. Господь ясно даст им познать козни и ложь обольщения, они избегнут его рук и скроются на горах, в расщелинах земных и со слезами и сокрушенным сердцем будут искать Того Человеколюбца, Который вырвет их из сетей и спасет от тягостных соблазнов невидимым образом. Правою рукою Своею прикроет их!
Старец Нектарий Оптинский так говорил: «Враг изменил грубые искушения, и теперь они стали утонченные. Они не вызывают из сердца ревность, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешительном положении, в недоумении. Они томят, постепенно источают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления». Это выражается в том, что, ожидая чего-то лучшего, люди говорят: «Вот когда пойду на пенсию, буду поститься, молиться, вот когда храм у нас откроют, пойду, свечку поставлю…» Им всегда бес подсказывает какое-то условие, после чего он якобы дозволит им действовать, сделать шаг к храму. Все это, конечно, ловушка. Когда такой человек пойдет на пенсию, то, может, сил доплестись до храма у него уже и не будет. Поэтому мы должны при всяких условиях, благоприятных и неблагоприятных, стараться жить по заповедям Божиим и исполнять обеты пред Богом.
Самый главный способ вытерпеть все эти времена и жить сегодняшней жизнью – это безропотное терпение скорбей. Это четвертая необходимая нам добродетель. Теперь нам даже не надо никаких подвигов совершать. Даже так святые отцы предупреждают: от подвигов в прелесть впадете, в тщеславие. Вы терпите только те скорби, которые на вас Господь посылает. Если вы не будете роптать, не будете унывать, печалиться, вот этим и спасетесь. И даже святость приобретете!
Преподобный Никон Воробьев говорил: «Спасаться же будете только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы. Даже могут погубить человека, он будет делать подвиги и погибнет, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе и у подвизающихся рождается прелесть».
Еще один из способов – удаление от мира в пустыню, скрыться от людей. Некоторые уже себе такие дачные участочки приготовили или готовят, куда скрываться. Действительно, полгектара вполне хватит, чтобы прокормить семью, и это может быть некий «Ноев ковчег», который может оградить от тех искушений, которые станут уже нестерпимыми.
Преподобный Варсонофий Великий отмечал: «Христиане последних времен будут вынуждены стать отшельниками, мир окончательно отвергнет их, возненавидит их до крайней степени, как и Христа тогда возненавидел, так что они не смогут уже противостоять этой выраженной ненависти мира». Или у святителя Игнатия (Брянчанинова) читаем: «По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения Евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удалением от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестью и влекущих весь мир в этот обман, – необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по Евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно».
Еще один из способов, который старцы, в частности старец Паисий, советуют нам: не делать зла. Если не можешь делать добро, то спасайся тем, что не делай зла. Вот у тебя есть такая возможность сотворить зло, а ты его не сделал – это тоже подвиг, это великий подвиг. Мог прегрешить, но не прегрешил, мог сделать зло, но не сделал. «Удерживаться в последние времена от зла будет настолько тяжело, что подобный подвиг справедливо будет приравниваться к мученичеству», – говорят святые отцы.
Большое удивление вызывает то, что множество людей ожидает пришествия антихриста, а святые отцы справедливо говорят, что это неправильно. Мы, христиане, должны ожидать пришествия Христа. И в Ветхом Завете все человечество ждало, что должен прийти Христос.
Если мы со Христом, живем Им, ждем Его, то те 3,5 года – 1260 дней, которые отпущены антихристу, – можно будет и потерпеть. А может быть, от нас этого и не потребуется, Господь нас помилует и приберет нас раньше, и мы все это не увидим.
Но все действия антихриста в мире сейчас уже запущены и все явны. Даже если сейчас выйти на улицу и спросить любого человека у нас или за рубежом, готов ли он поступиться цивилизацией, комфортом, ответ будет примерно такой: «Ты что, сумасшедший? На что ты меня толкаешь? Я мученичеством заниматься не буду. И жертвовать собой не буду».
Очень мало даже среди христиан тех, которые способны собой пожертвовать. Когда начнутся гонения, 90% ходящих в храм разбежится, бьющих себя в грудь и говорящих, что я христианин. Причем люди сознательно выберут погибель. Такова немощь человеческая, когда она не предает себя Богу.
Еще 20 лет назад отец Кирилл дал удивительное для меня задание, когда я преподавал в воскресной школе, он мне сказал: «Отец Киприан, твое главное дело – воспитывать детей в воскресной школе так, чтобы подготовить их к гонениям, чтобы в момент испытаний они не отреклись от Христа».
Господь ежеминутно дает нам совершать выбор – готовиться к этому главному выбору нашей жизни.
Игумен Киприан (Ященко)
Записали Светлана Малахова, Людмила Теплова, Светлана Жиленко