В доступном нашему взору пространстве Вселенной нет явления более удивительного и таинственного, чем самосознающая и саморазвивающаяся жизнь, чем человеческая история на нашей планете.
С древнейших времен люди это явно осознавали и пытались зафиксировать память о прошедших событиях, о героях этих событий, о духовных откровениях, обо всей своей жизни. Эти свидетельства вырубали в камне, изображали красками на стенах, выбивали на металлических свитках, писали на папирусе и пергаменте, передавали в устных преданиях. В культе разных народов складывались огромные мифологические циклы, писалась Священная История, в которой содержались ответы на вопросы: откуда мы? Кто наш Создатель? Чего Он от нас ожидает? И как мы должны отвечать на Его ожидания? С Творцом заключается некий договор, завет, нарушение которого расценивалось как вероломство, а нарушителю предстояло держать ответ перед Творцом. Эта личная ответственность делала жизнь каждого человека органичной частью мирового исторического процесса, управляемого некими Высшими Силами.
Откуда же древние люди получали знания о Высших Силах? Оттуда, откуда их могут получать и люди современные. Сказано: «Бог сотворил человека по образу и подобию Своему». Говоря современным языком, у Бога и человека единая матрица. Значит, познавая самого себя, человек познает Бога, то есть получает знание о Нем от Него Самого. Однако чем ближе к нашему времени, тем все активнее знание, полученное от Бога, заменяется некой информацией, поступающей в человеческий мозг от внешних источников. К знанию информация чаще всего мало что прибавляет, а иногда и вовсе засоряет и запутывает ясные понятия. В современном цивилизованном мире между знанием и информацией окончательно стирается разделяющая их грань. Тем более что сегодня информацию можно «оцифровать», а знание никакой «оцифровке» не поддается, поэтому оно становится недоказуемым, а там и вовсе несуществующим. Сегодня любая информация оказывается доступной всем, а последние носители знания тихо вымирают. Эта опасность была известна еще в глубокой древности. Если знание становится достоянием широких неподготовленных масс, оно неизбежно искажается, перерождается в информацию и в конечном счете исчезает.
Крупнейшим этапом на пути перерождения знания в информацию явилась замена Священной Истории исторической наукой, которая вскоре, сильно засоренная потоками мутной, часто ложной, но якобы объективной исторической информации, оказалась вожделенным «достоянием широких народных масс». В связи с этим принципиально изменился сам предмет познания. Этим предметом стал не весь контекст исторического времени от его начала до конца, а лишь его отрезок – некое прошлое. Но ведь прошлое может быть только относительно чего-то фиксированного во времени. В результате мы видим: «древний мир», «средние века», «новое время», «новейшее»… и, наконец, личность самого историографа N, на котором историческое время почему-то вдруг прерывается. Однако время не стоит на месте. Приходит следующее поколение, за ним – следующее и снова следующее, каждое со своей идеологией, со своими предпочтениями, со своими «фоменками», и все заново переосмысливается, переоценивается, переписывается… Не слишком ли «попсово» для статуса серьезной науки?
Со Священной Историей все обстоит иначе. Она рассматривает историческое время как целостную, неделимую, сотворенную Богом субстанцию, имеющую начало и конец. Священная История не развлекается сенсациями новых исторических открытий, она наполнена сакральными смыслами, которые сокрыты в ней, как тайны Божественного творения. Эти тайны частично были открыты людьми еще в древности, но по мере развития цивилизации они постепенно погребаются под лавиной исторической информации.
Что же это за тайны? Возьмем, например, полную иконографию образа Страшного суда, или по-иному – Славного Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. На иконе изображен акт космического масштаба: конец земной истории и наступление бесконечного Царства будущего века. В этой изобразительной мистерии окончившейся земной истории отводится не столь уж значительное место. Это всего лишь некий круг с изображениями в нем четырех зверей, символизирующих четыре царства, через которые должна пройти, а на иконе уже прошла вся наша история. Названия царств подписываются с незначительными вариациями. На фреске Андрея Рублева, что в Успенском соборе стольного града Владимира, написано: «Вавилонское», «Македонское», «Римское» и «антихриста». Современному культурно образованному зрителю, возможно, известно, что изображение четырех царств восходит к ветхозаветным пророчествам пророка Даниила и что сведения о пророчествах этих, да и о самом пророке, легендарны и противоречивы.
Однако вникнем в эти символы с большим доверием и вниманием. Если кого-то смущает столь лапидарный образ всей нашей истории, то вспомним не менее лапидарную схему смены так называемых общественно-экономических формаций. Во всей истории их укладывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Так, может быть, и четыре царства – это не хронология, а типология? Каждое царство должно иметь некое предопределение свыше, должно иметь цели своего возникновения на земле и должно во всей полноте осуществить эти цели – иначе это не царство.
Первое царство – «Вавилонское» (того же типа, что и Египетское). Этот тип царства просуществовал несколько тысячелетий. В его основании лежали культы: солнечно-космические и культ загробной жизни. Правителями этого царства были созданы гигантские культовые сооружения высочайшего художественного совершенства, которые по сей день приводят в изумление всех обитателей планеты. Создавались они силами миллионов рабов, приводимых от покоренных народов. Однако имперские территориальные завоевания правителей этого царства не привлекали.
Второе царство – «Македонское». Великий завоеватель Александр стремительно завоевал Египет, Вавилон, всю Малую Азию, Среднюю Азию, Персию, часть Индии… Гениального полководца неудержимо влекла вперед романтика новых побед и завоеваний. За свою короткую жизнь – 33 года – он создал первую в истории человечества империю, которая просуществовала недолго, но имела огромное всемирно-историческое значение в культурном взаимопроникновении Востока и Запада. В истории мировой культуры была открыта новая страница, определившая весь дальнейший ход ее исторического развития. Наступила эпоха эллинизма, пришедшая на смену многотысячелетнего царства «Вавилонского».
Третье царство – «Римское». Что такое Римское царство? Это, прежде всего, в совершенстве организованное государство с имперскими целями, с непревзойденным римским правом, с грозно вооруженной и безупречно обученной регулярной армией и с полной уверенностью в своем праве на мировое господство, которым на географической карте того времени Римская империя фактически обладала. Однако в V веке н.э. Рим был взят и разрушен варварами, пришедшими с севера Европы.
И вот тут начинается самое главное. Историческая наука считает, что с V века н.э. Римское царство перестает существовать. Однако еще за 100 лет до падения Рима римский император Константин Великий перенес столицу из Рима на берега Босфора и основал новую столицу – Константинополь – Новый Рим, который стал столицей Римской империи с добавлением – Восточная. Язык в империи был не латинский, а греческий, а государственной религией стало христианство. В XIX веке Восточную Римскую империю для удобства пользования научной терминологией стали называть Византией, хотя ромеи, то есть римляне – жители империи – такого ее названия, видимо, и не слыхивали.
Восточная Римская империя просуществовала тысячу лет и, когда в середине XV века под ударами турок и не без предательства западных братьев во Христе пал Константинополь – Второй Рим, осиротевшая Православная Русь и помыслить не могла своего существования без «Рима», как олицетворения христианской государственности. Тогда прозвучала известная эсхатологическая формула: «Первый Рим пал, Второй – пал, Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать».
Сегодня мы можем подвести итог.
Первый Рим славен явлением в мир Сына Божия и началом Новой эры.
Второй Рим славен рождением сакральной симфонии Церкви и государства.
Третий Рим стал символом последнего Православного Царства и оплотом Святой Руси, завершившей свой трудный путь в XX веке многотысячным сонмом новомучеников. Таким образом, Православная империя – Третий Рим – просуществовала до февраля 1917 г.
В свою очередь, и для Запада Рим был священным символом сакральной государственности. В IX веке в Западной Европе возникла империя Карла Великого, которая вскоре получила статус Священной Римской империи и которую возглавили папский престол и немецко-австрийские династии императоров. Эта империя просуществовала тоже тысячу лет. В начале XIX века ее упразднил Наполеон Бонапарт, при этом сам став императором, он видел себя не иначе, как в образе римского императора и непременно в антураже стиля ампир.
Напомним, что Римскому царству была присуща довольно простая геополитика. Стратегия – завоевание чужих территорий, конечная цель – мировое господство. Эта незатейливая схема в умах государственных мужей продержалась вплоть до 30-х гг. XX века и завершилась небывалой битвой народов во время Второй мировой войны.
В ходе своего исторического развития Римское царство, как уже было сказано, еще в первые века Новой эры разделились надвое: на Западное латино-германское – агрессивное и Восточное греко-славянское – мирное. В середине XI века это разделение закрепилось церковной схизмой – разделением на католиков и православных. Вся веками копившаяся агрессия Священной Римской империи против своего восточного собрата под знаменами Третьего рейха двинулась на восток, на СССР, на страну III Интернационала. Однако в ходе войны СССР вновь стал Россией – Третьим Римом. Западные «фаланги фашизма» потерпели сокрушительное поражение от православного Третьего Рима, хотя сам народ-победитель мог себя таковым и не осознавать, просто он еще оставался таким.
После окончания Второй мировой войны происходят глубочайшие перемены. Европа, обескровленная войной, лишается всех своих имперских колониальных владений. В результате многие народы обретают свои независимые государства. После двухтысячелетних скитаний возвращается в Землю обетованную народ Израиля.
США, разбогатевшие в ходе войны, в конце ее стали монопольными обладателями ядерного оружия, которое не замедлили опробовать на мирных городах Японии.
Советский Союз, выйдя из войны триумфальным победителем, имел на тот период самую боеспособную армию в мире и был непреодолимым препятствием на пути Соединенных Штатов к мировому господству. Мировая война продолжалась в скрытом виде под названием «холодная» и привела в конце концов к распаду Советского Союза.
Закончилась эпоха Третьего царства Священной Истории – царства Римского. Началась эпоха нового царства – Четвертого, последнего из предначертанных Священной Историей.
В чем же принципиальные особенности Четвертого царства? Главная цель все та же – борьба за мировое господство. Однако на этом сходство с другими царствами кончается. «Мировое господство» Римской империи было достаточно условно. Это была территория лишь некой ойкумены того времени, до пределов которой добирались фаланги легионеров. Так было в Древнем Риме, так было и во Второй мировой войне. А вот борьба за мировое господство в Четвертом царстве стала буквальной. В поле зрения завоевателей находится весь глобус. Однако никакие даже самые бесчисленные полчища солдат римским способом завоевать его не смогут, здесь потребовалось совсем иное оружие – и оно появилось!
На смену романтических территориальных завоеваний пришла новая стратегия с применением нового, изощренно коварного оружия. Как с неба свалились – телевидение, мобильные телефоны, интернет… Открываются небывалые возможности для манипуляций сознанием огромных людских масс. Развитие информационных средств и технологий идет с мистической быстротой. Информационное поле стало поистине апокалиптическим полем битвы народов на всей планете.
Еще одна особенность Четвертого царства – в нем нет царя, нет «удерживающего», нет ответственного за происходящие события – есть временно занимающие должность, или хищники, сбившиеся в стаи и рвущие добычу. Это и есть «демократия».
Все это происходит на фоне глобальной обезлички и десакрализации всей жизни. Все стало прозаически явным и понятным. Планета стала легко и быстро доступной во всех своих точках, она оказалась обозримо маленькой и хищническо-потребительской. Стремительно девальвируется человеческая личность. Древнее богоподобие человека воспринимается как мифологическая фантазия далеких невежественных предков. Самоотверженный героизм в лучшем случае вызывает холодное любопытство, а то и вовсе – презрение. Подлинные знания кажутся устаревшим и ненужным хламом…
Еще совсем недавно многим казалось, что человечеству грозит опасность истощения жизненных ресурсов на планете. Но сегодня реальность показывает иное: человечество может погибнуть вследствие перерождения собственного сознания на почве глобального потребительского психоза и содомски-противоестественного образа жизни. И что особенно важно: если в предыдущих царствах воля человека в согласии или в противоречии с Промыслом Божиим все-таки могла влиять на ход исторических событий, то развитие событий последнего царства человеческой воле абсолютно не подвластно.
Человечество оказалось в апокалиптической воронке, из которой никакого выхода для него не существует. Многомиллиардное человечество, да еще в условиях так называемой демократии, не сможет преодолеть собственную саранчево-ненасытную потребительскую жажду. От ее смертоносного зуда, опошляющего все и вся, помрачающего ум, порабощающего волю, есть лишь одна защита – познание Бога. Однако оно дает только личную защиту. А вселенскую победу над этим последним апокалиптическим зверем по силам одержать только Самому Спасителю.
Алексей Валерьевич Артемьев, художник-монументалист, иконописец, историк культуры, член Искусствоведческой комиссии при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле