Преподобный Авраамий Смоленский
Впервые в летописи Смоленск упоминается в 863 г., как «град велик и мног людьми». В XII веке в Смоленске родился преподобный Авраамий, прославивший город не только подвижнической жизнью, но и подвигом учительства.
3 сентября, в самом начале учебного года, Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Авраамия Смоленского. После своей кончины в начале XIII века он был не только чтим в своем родном городе, но и канонизирован на одном из московских Макариевских соборов в 1549 г. Местно чтился и ученик его Ефрем, написавший житие своего учителя.
Житие мало знает о детстве и юности святого. После смерти родителей, он, отказавшись от брака и «одевшись в худые ризы», раздает все имущество бедным и приходит в монастырь Пресвятой Богородицы, что в 6 верстах от города – на Селище. Вскоре юноша постригается в этом монастыре под именем Авраамий. Пребывая в «бдении и алкании день и нощь», Авраамий ревностно предается книжным занятиям. Изучая отцов Церкви и жития святых, он составляет целую библиотеку, «списа ово своею рукою, ово многие писцы». Таким образом, святой Авраамий становится основателем первой библиотеки в городе. Из отцов Церкви у святого любимым чтением были Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин. Худые ризы святой Авраамий сохранил и в годы зрелости. Особую любовь, как пишет автор жития Ефрем, преподобный имел к литургической красоте и истовости службы. Он не переставал совершать литургию («ни единого же дня не остави») cо дня своего рукоположения. Он особенно строг в храмовом благочинии «отиноудь запрещаше же в церкви не глаголити, паче же на литургии». Он украшает все три монастыря, в которых по воле Господней он подвизается. Свой последний монастырь, Положения ризы Пресвятой Богородицы, «украси яко невесту красну… иконами и завесами и свещами». Святой Авраамий основал в городе первую иконописную мастерскую, написав несколько знаменитых икон, в том числе и икону «Страшный Суд», восхищавшую и устрашавшую современников. К сожалению, икона не сохранилась, и мы можем говорить о зарождении смоленской школы иконописи лишь по историческим, летописным источникам. Преподобный основал первую школу для детей, придавая огромное значение образованию.
А особенно он ратовал за «ученость священников» – «неученых терпеть не мог». Ученость Авраамия была связана с даром учительства, который сделался источником жестоких гонений на него и его «терпения», главного подвига его жизни. Не только дети приходили к нему для учения, но и многие взрослые, миряне приходили к святому из города ради «утешения из святых книг». Монашеская келья Авраамия стала притягательным центром для Смоленска. Однако же «сам дьявол восстал на святого». Запрещают Авраамию учить и проповедовать в монастыре – «ты же престани уча». Святой оставляет свою обитель на Селище и переселяется в бедный Крестовоздвиженский монастырь в городе. Здесь, в Крестовоздвиженском монастыре, он продолжает свою учительную деятельность. Многочисленные духовные чада снабжают святого средствами для помощи бедным и для украшения храма. Авраамий продолжает переписывать книги, и, таким образом, создает еще одну рукописную библиотеку. Книга на Руси была произведением искусства. Она украшалась всевозможными рисунками тончайшей работы, писалась разными шрифтами. Святой Авраамий не только переписывал, но и иллюстрировал книги, что говорит не только о его учености, но и даровитости как художника, иконописца. С началом книгопечатания стало легко воспроизводить текст, поэтому стало можно печатать много дурного, чего человек, переписывающий книгу от руки, никогда не делал. Он уж если составлял библиотеку – то из самых лучших книг. Это было делом жизни, делом спасения.
Но дьявол опять «восстает на святого Авраамия» за его учительство и «возбуждает против него чуть ли не весь город». «Собраша же ся вси от мала и до велика весь град нань, инии глаголют заточити, а инии к стене ту пригвоздити и защещи, а друзии потопитии, проведше всквози град». На владычном дворе собрались для суда не только епископ Игнатий с духовенством, но и князь с боярами. И мирской и духовный суд признали святого невиновным, однако же ему запретили служить литургию и отправили в его первоначальный монастырь на Селище. Самым тяжелым наказанием для святого оказался запрет в служении. Он ведь ни дня не пропускал в совершении Бескровной Жертвы. Два праведника предсказывают епископу Игнатию гнев Божий на град Смоленск за гонение на святого. «Велией есть быти опитемьи граду сему, аще ся добре не опечалиши». Однако преподобный продолжает оставаться под запрещением. И «епитимия» приходит в виде страшной засухи. Молитвы всего города остаются неуслышанными. И тогда, по совету одного из священников, епископ призывает святого, прощает его и просит молиться о бедствующем городе. Господь услышал молитву. «Еще преподобный не дошедшу своея келии, одожди Бог на землю дождь». И с этого времени возобновилось почитание Авраамия, а стечение к нему народа удвоилось.
Последние годы жизни святого прошли мирно. Он добровольно принимает игуменство в маленьком и бедном монастыре Положения ризы Пресвятой Богородицы на окраине Смоленска, почти за городом, «где питались несколько старцев щедротами епископа». Охотников идти в этот монастырь в игумены не было. Авраамий же с радостью принимает игуменство, преображает монастырь, украшает его «как невесту». Благодаря учительству и духовничеству святого братия монастыря умножается.
Сегодня на этом месте – Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь, построенный в XVIII веке. В 2001 г. началось возрождение монастыря. В 2013 г. было завершено возвращение монастыря РПЦ, были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены – Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними.
Пользуясь общей любовью, преподобный преставился ко Господу после 50 лет подвижничества. Историки считают, что это произошло в первой трети XIII века. В Смоленске святой Авраамий особо чтится, как покровитель просвещения, наук. А смоленские студенты и школьники во все века прибегают к нему, прося помощи, покровительства и вразумления.
Людмила Новикова