В чем тайна русской души и русского духа? Того духа, что позволяет выстоять в смертельном бою, не пропасть, не сгинуть в искушениях, простить трусость, предательство и обман, восстать из пепла? Кем и чем созидается и почему разрушается русский дух? На эту тему накануне 72-й годовщины Великой Победы рассуждает заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук Константин Михайлович Долгов.
Здесь русский дух!
Вопрос о русском духе при всей его внешней простоте – один из самых трудных богословских и философских вопросов. Для того чтобы понять, что такое русский дух, надо ответить на вопрос, что есть дух вообще. Все философские направления, школы, течения, мировые религии, начиная с древности, исходили не из каких-то материальных понятий, а из самых широких духовных определений. Скажем, даосизм основывается на понятии «дао», которое ничем и никем нельзя определить – только само через себя.
В христианстве мы видим исключительно тонкое, предельно широкое, универсальное понимание духа и духовности: «Бог есть Дух» (Ин. 4:24) и одновременно – Бог есть Пресвятая Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог – Дух Святой. Дух существует везде: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:9). Все, что создано, материальное и духовное, все, что существует и будет существовать в мире, – все это есть творение Бога: «…без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
В определенный момент человеческой истории происходит воплощение Бога, пришествие Сына Божия – Спасителя Иисуса Христа – на землю во Плоти: Богочеловек рождается от Пречистой Девы Марии и Святого Духа – путем непорочного, духовного зачатия. Сам Бог сходит на землю в образе Человека, дабы спасти человечество от греха, проклятия и смерти.
Но и каждый обычный человек так же наделен духом. И этот дух – не собственно человеческий, он – Божественный: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
Многие великие мыслители, философы рассматривали понятие духа не только в отдельном человеке, но и в целых народах. Среди них особенно выделяется Георг Гегель (1770–1831), вся философская система которого представляет собой философию Абсолютного Духа. Национальный дух определяется у Гегеля через культурно-исторические проекции Абсолютного Духа, при этом народный дух проявляется в религии, искусстве, государственном устройстве, системе права, политике, философии. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю, но они – суть мысли и проекции Абсолютного Духа.
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» – сказал великий поэт. Слава Богу, Россия – самая обширная, самая великая держава, и куда бы мы ни поехали – к ее западным границам, в Калининград, или на Дальний Восток, через всю Сибирь – всюду чувствуешь себя как дома. При этом в России проживает огромное количество национальностей, которые имеют свою культуру, свои нравы, обычаи, традиции. Но вместе с тем, живя в России, они все стали в известном смысле русскими людьми. Когда наш человек, кто бы он ни был – якут, еврей, русский, украинец, чеченец, – оказывается за границей, его называют русским. И его сразу можно угадать, почувствовать, а уж когда он заговорит на русском языке, вопросов не остается. Почему? Потому что здесь проявляется именно русский дух.
Почему русские женщины самые красивые
Интересно, что философский трактат Гегеля «Феноменология духа» впервые в России был переведен до революции девушками из Смольного института благородных девиц. Это поразительная вещь: сложнейший философский труд изучали не в университете, не в духовной семинарии, а в институте благородных девиц. В чем дело?
Думаю, что дело здесь именно в женском начале. Мужчина – защитник, сеятель, строитель, а женщина – хранитель традиций, семейного уклада, семейного очага. А что значит хранительница очага? Очаг – это место, где горит огонь, нечто священное, что должно быть в каждом доме. Это то настроение, именно тот дух, который обитает в этом доме. Мужчина более сильный, воинственный. А у женщины одно оружие – любовь. Но любовь – это самое универсальное выражение Святого Духа. Дух выражается глубже всего, тоньше всего, возвышеннее всего, универсальнее всего в любви, в доброте, в милосердии. А все это присуще женщине.
Почему русские женщины самые красивые в мире? Потому что в них живет дух русского народа, чистота, исключительная любовь ко всем и ко всему. И вместе с тем – самоотверженность, мужество, которые проявляются в самых трагических обстоятельствах. Во время войны, когда мужчины были на фронте, женщины день и ночь работали и на заводах, и на земле, и еще детей воспитывали. И каких детей!
Русская женщина вся светится, искрится красотой. Даже если она не очень красива внешне, все равно – на нее посмотришь и глаз не отведешь. Потому что Дух Святой преображает и внешне. Именно любовь – духовная, душевная – преображает все внутри и вокруг.
Неслучайно у русских – великий культ Божией Матери. Матерь Божия – это абсолютная чистота. А чистота – это символ и целомудрия, и благородства, и самой высокой любви, причем любви не страстной, телесной, а духовной или духовно-телесной. Причем женщина чем больше рожает, чем больше воспитывает детей, тем становится все более красивой, все более благородной, как будто сама становится Божией Матерью! Это совершенно поразительная вещь! И неслучайно русские женщины больше всего молились Пресвятой Троице, Спасителю и Пресвятой Богородице.
Как дух семьи влияет на ребенка
Гегель писал, что существуют определенные формы и стадии духа: субъективный дух, объективный дух, Абсолютный Дух. Но дело не в формальных стадиях, а в том, что Сам по себе Дух, исходящий от Бога, существует везде и во всем, творит все существующее, пронизывает все. Природа, все что есть в мире, – все это формы отчуждения Духа, где Дух присутствует, создает, но не находится в чистом виде.
Например, звери обладают своеобразным духом животных, у них есть свои чувства, представления, видения, ощущения. Кошка чувствует, что ее хозяин заболел, что у него плохое настроение, – подходит, ласкается, старается помочь. То же самое птицы: иногда идешь по дороге, а они садятся, не дают пройти, как бы чуть-чуть взлетают и опять садятся, как будто встречают и провожают. Домашние животные, дикие звери, птицы чувствуют, что за человек к ним приближается, гораздо острее, чем мы сами (наши преподобные, стяжавшие Благодать Святого Духа, – Сергий Радонежский, Серафим Саровский – кормили с рук диких медведей).
Из Священного Писания известно, что вначале первые люди Адам и Ева не знали ни добра, ни зла, у них не было ни этики, ни морали. Они были абсолютно невинными, несведущими, не знающими зла. И только вкусив плодов с Древа познания добра и зла, они начали грешить, каяться и после этого что-то понимать. Это наводит на мысль, что и современным людям Сам Дух тоже дается не сразу. Новорожденный младенец, хотя уже и человек, и Дух в него вошел с первым его вздохом, остается несведущим. Малыш растет, развивается, начинает познавать окружающий мир, осознавать его, понимать, как у поэта, что такое хорошо, что такое плохо, и лишь постепенно к нему приходит самосознание, духовность.
При этом, безусловно, дети наследуют и телесные, и духовные качества родителей. Если родители физически слабые – скорее всего, таким же будет и ребенок. Если родители страдают наследственными заболеваниями – то и дети, скорее всего, будут подвержены этим недугам. Духовно – то же самое. Простой пример: если родители никогда не кричат на своих детей, а тихо, мирно воспитывают их лаской, любовью, иногда шутят, то дети вырастают такими же спокойными и кроткими. А если детей шлепают, кричат на них, истязают, дети будут такими же, как воспитатели. Поэтому очень важен вопрос духа в семье. Но то же самое – в роде. Мы же знаем, например, роды́ на Кавказе, Севере, Аляске, в Сибири. Разные племена усваивают определенные традиции, нравы, определенный дух и передают их из поколения в поколение.
Характер русского народа
Часто мы говорим о том, что современные американцы ведут себя агрессивно, навязывают свой никудышный государственный строй другим народам. Но почему они это делают? Чтобы это понять, достаточно вспомнить ковбойское прошлое этого государства, в котором все решалось силой: все древние индейские племена, жившие на территории современных США, были уничтожены. В России же за всю ее историю не пропали ни один малый народ и ни одно верование.
Откуда все мировые войны? Из Европы. Для ее духа характерны необычайная воинственность, накопительство, привычка жить за счет других. Но Бог дает, и Бог отбирает. Если тот или иной народ, то или иное племя ведут себя недостойно, хищнически, торгашески, то, в конечном счете, они или погибают, исчезают с лица земли или же влачат жалкое существование. В Священном Писании прямо говорится: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). А святитель Николай Сербский пишет о том, что самая большая территория принадлежит самому кроткому в мире – русскому народу.
В России особая, суровая природа, которая воспитывала в человеке определенный характер. Философ Николай Лосский написал целую книгу «Характер русского народа», в которой отметил глубочайшую религиозность нашего народа. Сейчас в Европе почти не верят в Бога. А Русь, несмотря на гонения при большевиках, атеизм советского государства, влияние современной либеральной идеологии, верила и продолжает верить.
Русский человек, подчас при внешней разболтанности, необычайно талантлив во всех сферах. Он и философ, и богослов, и одновременно – мастер золотые руки, строитель, инженер. Возьмите крестьянский двор, который существовал в России тысячи лет до колхозов, совхозов, заводов и офисов: крестьянин трудился от зари до зари, он был хозяином и понимал, что за все в ответе. И вот эта исключительная добросовестность, трудолюбие – в крови. Это идет от Духа Святого, от Бога. Потому что Бог дал свободу, волю человеку. Но со свободой и волей появляется ответственность.
Для русского человека характерно тяготение к Божественной красоте. У нас сложилось удивительное почитание икон, образов Божиих – Спасителя, Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, святых. В самом каком-то захудалом крестьянском дворе – резные наличники, ставни, узорчатые крылечки. И эта любовь к красоте – та же самая любовь к святости. Это опять работа Святого Духа внутри самого человека.
Русский народ сверхтерпелив: «Бог терпел и нам велел». В нем есть смирение в самом хорошем смысле этого слова. Русский человек не станет по каждому поводу выступать, шуметь, убиваться, истерику закатывать, он с достоинством терпит, смиренно несет свой крест. А смирение – это упование на волю Божию.
В то же время русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Это состояние богооставленности, в котором человек мало что понимает – как ему поступить, как действовать, и ведет себя разрушительно. Бунт никогда не был нормальным состоянием ни общества, ни для тех людей, которые в нем участвовали.
«Я умираю, но не сдаюсь…»
В XX веке наша страна пережила Первую мировую войну, революцию, гонения на Церковь, на значительную часть своего народа, Великую Отечественную войну – какой народ мог при этом выстоять? Русский народ все выдержал, перенес и, слава Богу, опять стал могущественным.
Русский человек исключительно миролюбив, со всеми хочет жить дружно, прощает обиды. Во время Великой Отечественной войны русские люди часто делились с пленными немцами последним куском хлеба, а после войны Россия по существу все простила Германии.
Но дух в русском народе настолько силен, что никакое оружие, никакой другой народ, никакие силы его никогда не поработят. Это стало ясно с первых дней войны: 22 июня 1941 г. немцы начали штурм Брестской крепости – и не могли взять ее более месяца. Никакой помощи извне нашим солдатам не поступало, бойцы были изолированы, вокруг – полчища немецкой армии. И люди стояли до конца, на стенах крепости сохранились надписи: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Так проявили себя тогда еще мирные люди. Народный дух, как правильно заметил Гегель, воплощается и в каждом отдельном человеке, и в семье, и в роде, и в племени, и в нации.
Битва за Москву в 1941 г., срыв операции «Барбаросса», необычайные морозы во время битвы под Москвой, когда встали немецкие танки, – все это говорит не просто о силе русского духа, а о том, что собственно человеческого духа не бывает. Потому что дух народа дается от Бога. И поэтому по-настоящему надо говорить о Божественном Духе, о воплощении этого Духа в разных народах, участии в их жизни.
Помню 1943 г., когда школьником работал на заводе: вся страна затихла, замерла, все ждали – выдержим ли мы Сталинград? Немцы превосходили нас в военной технике, в живой силе; американцы, англичане думали – отступим.
А наши все-таки верили в победу, даже в тылу мы надеялись: нет, не должны сдать город, должны победить, выиграть эту битву. А на фронте – и говорить нечего: там стояли насмерть. И выиграли. Участник Сталинградской битвы архимандрит Кирилл (Павлов) рассказывал, как нашел в Сталинграде в разрушенном доме Евангелие – с ним прошел всю войну и не боялся (все помнят героическую оборону дома Павлова в Сталинграде).
Мой крестный отец, Михаил Андрианович Романов, младший брат моей матери, прошел Финскую войну, где все время был на передовой, а потом попал на Великую Отечественную. Там он получил 39 ранений, несколько контузий, был удостоен огромного количества наград. Когда он раздевался, на него было страшно смотреть: его тело было сшито из отдельных кусков мяса. Но он вернулся живым. И мы его спрашивали, как же он уцелел, пройдя две войны. А он отвечал: спросите у деда (его отца). Дед был глубоко верующим человеком. Он прямо во дворе вслух читал Евангелие, ему грозили, обещали, что упекут в тюрьму, расстреляют, а он не обращал внимания – мол, уже старый. И он тогда сказал нам, мальчишкам: «Я каждый день и каждую ночь молился Богу, просил Его, чтобы Он сохранил моего сына на войне». У него было шесть дочерей и один – самый младший – сын. И сын пришел живым, еще долго жил после войны.
Когда война закончилась, Сталин поднял тост – за русский народ, за его терпение, за его ум, за его стойкий характер.
Такого количества добродетелей у других народов нет. Если есть одно качество – нет других. Есть другое – нет третьего. У русского народа есть абсолютно все.
Не плоть, а дух растлился в наши дни…
Но дух народа может разрушаться. Разрушает его, во-первых, отход от веры, от Бога, когда человек начинает сбиваться с пути праведного, когда страсти затеняют добродетели. Сейчас на первом месте не труд, не миролюбие, не братство, не любовь, не дружба, а деньги, удовольствия, беззаконие, которое возводится в закон. Мы теряем благородство, те великие качества, которые воспитывает православная вера. Но даже экономика требует духовных начал, осознания того, что все люди, которые занимаются экономикой, должны думать о народе, о каждом человеке, о целом государстве, а не о собственном кармане.
Настоящая элита всегда служила народу. Почему русский человек уважал культурных, высокообразованных людей – ученых, художников, священнослужителей? Потому что он чувствовал, что эти люди – благодаря своим знаниям, талантам, гениальности – глубже, шире, универсальнее выражают Промысл Божий, волю Божию, Дух Божий. И поэтому народ уважал грамотность, образованность, интеллигентность, высокую духовность элиты. И вместе с тем сам тянулся к этому. И несмотря на то что большая часть народа до революции была малообразованной, а иногда просто необразованной, русский человек оставался культурным. А что значит быть культурным? Духовным, задушевным, добрым, милосердным, красивым в своих поступках. В этом – особенности духа русского народа.
В Священном Писании говорится о том, как Бог благословил первых людей: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:26–31). А мы хищнически разбазариваем нефть, газ, лес, миллиарды тонн мусора завалили Россию. А сколько погибло видов рыб, животных, насекомых, птиц! Но люди не хотят над этим задумываться.
Сегодня по сути дела идет мировая война: она прокатилась по многим арабским странам, продолжается в Сирии, на Украине, в Донбассе. Кто стоит за этим? Украинский президент Порошенко за последние годы удвоил свой капитал – был миллионером, стал миллиардером. Сверхбогатые люди всего мира, олигархи, владельцы транснациональных корпораций наживаются на войне. А политики их обслуживают. Одновременно миллиарды людей в мире живут меньше чем на 1–2 доллара в день, умирают от голода, холода и болезней.
Тот хищнический государственно-монополистический капитализм, который существует в США, в Европе, а теперь и у нас, – давно себя изжил. Это античеловеческий строй. Его давно надо было отбросить и строить совсем другое – человеческое – общество. У каждого должно быть все необходимое для жизни, нельзя, чтобы единицы распоряжались всем богатством, а в это же время бедствовали миллионы людей. Надо отказываться от такого капитализма – и не через революции, а путем принятия законов, которые бы ограничивали хищнические интересы людей, не знающих меры.
Дух русского народа или Святой Дух – это его путеводная звезда, напоминающая, как надо жить: в мире, в согласии, помогая друг другу, чтобы никто не жил за счет другого, никто никого не оскорблял, я уж не говорю – убивал. Жизнь должна строиться по Евангельским законам, заповедям, выработанным мировыми религиями. Другого пути нет и быть не может. Потому что в любом другом случае человек деградирует, и народ вырождается. И наоборот – сохранение духа русского народа, наличие святости в этом народе – во все времена было залогом его жизнеспособности и непобедимости.
Константин Долгов