Как принято изображать святого Силуана Афонского на иконах? Кто явился создателем первого иконописного образа преподобного? Где находятся наиболее почитаемые иконы святого русского старца? Вместе с иконописцем храма Рождества Христова в Измайлово Александром Вабищевичем мы попытались найти ответы на эти вопросы, рассмотрев также краткий обзор иконографии преподобного Силуана Афонского А.Л. Гуревича.
Традиция изображения преподобного Силуана Афонского
Сложилась определенная иконографическая традиция образа преподобного Силуана Афонского. Преподобный обычно изображается не в схиме, а в мантии и клобуке особой формы, принятой на Афоне. Общей особенностью изображений является подковообразная проседь, обрамляющая усы и бороду святого. Большинство иконописных изображений старца Силуана поясные, но в некоторых случаях встречаются его изображения и в полный рост.
В левой руке у преподобного Силуана в большинстве случаев изображен развернутый список, с начертанными на нем словами Писаний святого. Известны иконы с надписями на различных языках. Обычно на свитке приводится следующая надпись: МОЛЮ ТЕБЯ, МИЛОСТИВЫЙ ГОСПОДИ, ДА ПОЗНАЮТ ТЕБЯ ДУХОМ СВЯТЫМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ. Встречаются и другие: ДЕРЖИ УМ ТВОЙ ВО АДЕ И НЕ ОТЧАИВАЙСЯ; МОНАХ – МОЛИТВЕННИК ЗА ВЕСЬ МИР; ВЕЛИКА ТАЙНА СМИРЕНИЯ ХРИСТОВА, И НЕВОЗМОЖНО ЕЕ ОБЪЯСНИТЬ.
В некоторых случаях свиток свернут или вовсе отсутствует.
Встречаются два основных типа иконописного изображения преподобного Силуана Афонского: профильное и фронтальное.
В первом случае преподобный молитвенно обращен к Иисусу Христу, изображенному обычно в небесной сфере или в облаке в левом верхнем углу иконы и благословляющему святого.
Почитаемые иконы святого
Самая ранняя икона преподобного Силуана написана известным русским иконописцем Л. Успенским в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Некоторые из живших тогда еще помнили старца Силуана лично, но большинство узнало о нем из книги отца Софрония, вышедшей большим тиражом в 1952 г. в Париже на русском языке. Оригинал иконы находится в основанном архимандритом Софронием Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе. В верхней части иконы можно разобрать надпись: СТАРЕЦЪ СИЛУАНЪ. Икона Успенского стала прообразом иконописных изображений преподобного данного типа. Позднее Успенский неоднократно писал авторские повторения этой иконы.
Господь благословляющим жестом касается нимба преподобного, что является особенностью икон Силуана письма Успенского.
Другая известная икона подобного типа была написана архимандритом Софронием (Сахаровым) специально для канонизации преподобного Силуана в конце 1980-х. Она также находится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе. По сравнению с работой Успенского, икона выдержана в более ярких, насыщенных тонах.
Архимандрит Софроний также написал аналогичные иконы с надписями на греческом и английском языках. Для иконографии архимандрита Софрония характерно обилие коричневого и охристых (в изображении фона) цветов.
Наиболее распространенная и почитаемая в России икона написана предположительно на Афоне в 80-х гг. XX столетия. Она, в свою очередь, является списком с иконы, находящейся над мощами преподобного в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. На лике святого старца, изображенного на фоне Святой Горы Афон и Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, видны следы слез, символизирующие слезную молитву Силуана за весь мир. Иисус Христос благословляет святого из облака. В нижней части иконы надпись: БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦЪ СИЛУАНЪ.
На иконах второго типа дается фронтальное изображение преподобного Силуана. Особенно показательной иконой этого типа является образ, также написанный архимандритом Софронием (Сахаровым) к канонизации преподобного Силуана в конце 80-х гг. XX в. Святой изображается в коричневой мантии и белой рясе. Особенность иконографии архимандрита Софрония – глубокая складка на переносице и тени под глазами святого, передающие ощущение глубокого страдания в его молитве за весь мир (подобная манера письма характерна для изображения отцом Софронием и других святых). Икона находится в иконостасе монастырского храма во имя преподобного Силуана Афонского в графстве Эссекс. Известны несколько авторских повторений этой иконы, а также аналогичные иконы с надписями на греческом и английском языках.
Первые житийные иконы преподобного старца
Иной тип икон преподобного Силуана представляют житийные иконы. Среди них хотелось бы выделить две иконы письма московского иконописца Александра Вабищевича, одна из которых находится сейчас в московском храме Рождества Христова в Измайлово, другая, написанная несколькими годами позже, – в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в Красном селе. Александр рассказал нашему журналу, что первая икона преподобного была написана им около 15 лет назад во многом под впечатлением от книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан», а также после прочтения Афонского Патерика, повествующего о жизни святых, на Святой Горе Афонской просиявших. Доводилось Александру жить на Тамбовщине, что помогло проникнуться той атмосферой, в которой родился и воспитывался святой старец.
Написание житийной иконы преподобного было интересно Александру как художнику в силу того, что в то время житийные иконы писали редко. Наряду с иконой преподобного Силуана, Александр написал тогда и ряд других житийных икон: преподобного Нила Сорского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны, преподобного Симеона Нового Богослова.
Особенностью первой житийной иконы преподобного Силуана является изображение святого со свитком в руке, надпись на котором гласит: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», но не в афонском монашеском клобуке, а в древнерусском куколе, что подчеркивает преемственность преподобного в русле русской святоотеческой традиции. На второй иконе образ Силуана уже более узнаваем: святой изображен в привычной мантии и клобуке. Вот только цвета у Вабищевича, по сравнению с греческими образцами, более насыщенные. При создании образа святого иконописец опирался на словесные описания, почерпнутые из книги отца Софрония (Сахарова). Известно, что Силуан был большого роста, всегда спокоен, никогда вслух не смеялся, только чуть-чуть улыбался.
Прообразами для написания клейм послужили известные житийные иконы Преподобного Сергия Радонежского, митрополита Московского Алексия, митрополита Московского Петра.
Клейма расположены и читаются слева направо: рождение преподобного; его крещение; детские слезные моления святого; наставления отца; явление преподобному гласа Божией Матери; благословение Силуана святым Иоанном Кронштадтским; прибытие Силуана на Афон; получение дара непрестанной Иисусовой молитвы перед образом Богоматери; явление преподобному Господа Иисуса Христа; пострижение в монахи; беседы с детьми во время кратковременного возвращения преподобного в родное село; работа Силуана на мельнице; чудеса преподобного Силуана – избавление работников от катящегося бревна и утишение бури, грозившей потопить корабль; борение с бесами и ответ Господа «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»; беседы с братией (в числе братии изображен и отец Софроний); кончина и погребение преподобного.
Интересно композиционное решение иконописцем житийных клейм. Большинство из них имеет своим прототипом другие традиционные изводы, изображающие аналогичные события. Так, клеймо рождения преподобного Силуана имеет своим прототипом икону Рождества Богородицы, получение дара непрестанной молитвы перед образом Богоматери – икону «Нечаянная Радость», прибытие морем на Афон – чудо Святителя Николая. Другие эпизоды жития преподобного потребовали от иконописца творческого осмысления. Так, на клейме, изображающем благословение святого Иоанна Кронштадтского на отбытие Силуана на Святую Гору Афон, показана условная встреча двух святых, тогда как из жития следует, что преподобный Силуан отца Иоанна в Кронштадте не застал и оставил ему записку. О «заочно» полученном благословении свидетельствует находящийся между святым Иоанном и преподобным Силуаном условно изображенный аналой, на котором лежит письмо преподобного Силуана.
На клейме «борение с бесами» изображена часто встречающаяся на иконах Страшного суда пасть геенны, подтверждая тем самым факт, что святой считал себя последним из грешников, ни на минуту не забывая о тех лютых мучениях, которые ждут всех согрешивших в аду, но и не теряющего надежды на милосердие Божие…
Другие изображения Силуана Афонского
Небольшую группу икон преподобного составляют его изображения «в молении», с воздетыми молитвенно руками. На иконах этого типа свиток обычно отсутствует. Характерный пример – настенное изображение из Нямецкого монастыря в Румынии. Силуан изображен на фоне трех концентрических кругов различных оттенков – от синего до небесно-голубого, что может символизировать исполненность преподобного Святым Духом в молитве.
Преподобный Силуан Афонский все чаще становится небесным покровителем монастырей и церквей, освященных во имя его. В связи с этим появляются иконы, на которых святой изображается держащим монастырь или церковь. В качестве примера можно привести икону, написанную иеромонахом Анатолием из монастыря преподобного Силуана Афонского во Франции. Примечательно, что изображение монастыря, который держит в руках преподобный, хотя и дано в несколько упрощенном схематизированном виде, но остается при этом весьма реалистичным (ясно виден монастырский храм со своеобразной звонницей, братский корпус и гостиница с иконной лавкой).
Известны также иконописные изображения преподобного старца со святыми. Показательна в этом смысле Афонская икона Божией Матери с предстоящими в молении святым Пантелеимоном – небесным покровителем Афонского монастыря и преподобным Силуаном Афонским. Икона написана в конце 1990-х гг. на Афоне по просьбе Московского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря и находится в настоящее время на этом подворье. В нижней части иконы надпись: СИЕ МЕСТО ДА БУДЕТ МНЕ В ЖРЕБИЙ, ДАННЫЙ МНЕ ОТ СЫНА И БОГА ЛЮБВИ.