Протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Москва) полагает, что старцев в современном мире почти не осталось. Тем не менее, Россия – благодатью Духа Святого – по-прежнему удерживает Православие во всем мире.
Думаю, среди нас нет тех, кто не почитал бы удивительно святого, столпа русской Православной веры – преподобного Серафима Саровского. Вы знаете, что подвижник встречал всех словами «Радость моя, Христос Воскресе!» В юности, когда я только крестился и прочитал о преподобном, то решил так же, как он, приветствовать своих друзей – «Радость моя, Христос Воскресе!». Но, помню, кто-то мне ответил – «Володя, когда ты эти слова произносишь, в душе появляется раздражение!»
Дело в том, что это было, безусловно, искусственное обращение к людям. Любви, которую вкладывал преподобный Серафим в это приветствие – а он был носителем благодати Святого Духа, обителью Пресвятой Троицы, обладателем Божественной любви – в нас сейчас, конечно, нет.
Нашим духовным отцом с матушкой был старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он говорил мне много лет назад: «Володенька, мы знали таких старцев – как древних отцов, носителей Духа Святого. Вы знаете нас. А после нас уже никого не будет». И мы видим угасание старчества в нашей Русской Православной Церкви. Сегодня я могу назвать два-три имени, а когда-то знал 11 старцев…У меня сложились теплые отношения с митрополитом Варнавой Чебоксарским, Чувашским, ему сейчас 85 лет. В свое время он был экономом Троице-Сергиевой Лавры, покинул ее приблизительно в 1976 г. Он говорит, что в то время в обители проживало человек десять старцев, можно было ходить из кельи в келью, перелетать как пчелка с цветка на цветок и питаться нектаром с этих цветов благоуханных.
А раньше еще было больше старцев, подвижников святой жизни. Каждый город имел по несколько человек юродивых, блаженных, преподобных, святителей и так далее. Множество людей было носителями Святого Духа. Это невозвратная потеря, которая совершилась из-за разлома нашей истории в 1917 г.
Но мы по-прежнему живем благодатью Духа Святого. И я удивляюсь тому, что мы, не зная таких святых угодников Божиих, вдруг стали православными христианами, верующими, церковными людьми. Почему это произошло? Безусловно, по благодати Божией – не по нашей жизни. Каким бы ни был человек умным, нравственным, талантливым – без воли Божией, без Его помощи мы к Богу не сможем прийти. Только благодатью Святого Духа мы исповедуем Христа Сыном Божьим, Сыном Человеческим. Не сомневаюсь, что совершается это с нами, во-первых, потому что Россия – это особая страна, особое государство – центр православной веры во всем мире. На России покоится Покров Пресвятой Богородицы: мы знаем, что после отречения царя страстотерпца Николая Второго Пресвятая Богородица стала управлять Россией. Да, мы прошли через тяжкие испытания. Реки крови мучеников пролились. Но эта кровь дала новые христианские ростки, может быть слабые – как я. Ведь мы в полном смысле этого слова не являемся верующими людьми. Я не стесняюсь говорить об этом – я только на пути к вере. Конечно, я верующий человек по сравнению с теми людьми, которые находятся за стенами храма, которые не приходят в церковь. Однако мы, священники, совершающие Божественную Литургию, Таинство из Таинств, не являемся чудотворцами. А Господь Иисус Христос в Евангелии от Марка говорит: «Уверовших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Совершаем ли мы эти чудеса? Нет.
Ко мне подходили несколько раз люди сектантствующие, баптисты или пятидесятники, пытаясь убедить в своей правоте, уличить в незнании. Беседу с ними я всегда заканчивал следующими словами: «Я очень больной человек, Господь сказал – «именем Моим вы можете исцелять людей». Вы-то – верующие, возложите на меня руки, помолитесь, чтобы я исцелился». Они отходили с глубочайшим раздражением, понимая, что совершить этого не могут.
Но мы все-таки держимся – благодатью Духа Святого. И нам надо помнить о том, что без Божией помощи мы не можем в этом мире и в своей жизни ничего совершить. Я в 18 лет по глупости своей, еще некрещеным будучи, начал курить. В 20 лет я крестился и понял, что это страсть, от которой надо избавляться. Первый раз я не курил полгода. В последнюю свою попытку выбросил сигарету в урну, прошел несколько шагов, пожалел об этом, побежал к ларьку, снова купил сигареты, осознав, что у меня паралич воли. И тогда я стал молиться: «Господи, Ты видишь, что я хочу бросить курить, но сам не могу, помоги мне!» И в одно прекрасное утро я проснулся с ощущением, как будто никогда не курил. И я понял, что Господь помог и освободил меня от страсти, которая с тех пор меня не тревожила.
Не надо унывать от того, что нет старцев. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последние времена нужно будет обращаться к наследию святых отцов. Они ответили на все жизненно важные вопросы. Более того – Священное Писание невозможно читать без толкования святых отцов. Возьмем, к примеру, эпизод Евангелия, когда воины приходят в Гефсиманский сад брать Господа Иисуса Христа (Ин. 18: 4–9). Христос спрашивает – кого ищете? Ему отвечают – Иисуса Назарянина. «Это Я», – отвечает Спаситель. И воины, вооруженные до зубов, падают ниц на землю. Второй раз Господь Иисус Христос спрашивает их – кого ищете? «Иисуса Назарянина». «Это Я». Тогда воины встают с земли и берут Его. Я много-много раз читал это место, как бы пробегая его глазами и ничего не понимая. И только святитель Иоанн Златоуст ответил на вопрос – почему так произошло? Он говорит – в первом случае Господь Иисус Христос показал Свое Божество, а во втором случае – Свое Человечество.
Святые отцы и сегодня могут ответить на многие вопросы. И главное, конечно, держаться Церкви. При этом важно понимать: почему мы христиане?
У меня на приходе, в деревне Бегоща Курской епархии, среди прочих людей долгое время жили кришнаиты, правда, вкушали пищу отдельно от нас, молились, естественно, по-особому… Когда я прочитал Бхагавадгиту и «источник вечного наслаждения» – Кришну, то обратился к ним со словами: «Как вы можете верить в такого безнравственного бога?» Я уже не помню, сколько тысяч жен было у него и сколько детей… Вы знаете, этот аргумент на них подействовал, сломал, и они стали христианами. Это были чистые люди – они стремились к нравственной жизни.
Так вот я хочу ответить на вопрос: почему мы христиане? В историчности личности Иисуса Христа никто не сомневается, даже иудеи, которые борются с Ним. В том, что Он совершал чудеса, воскрешал мертвых, видел будущее, как прошедшее, тоже особо не сомневаются. Многие пророчества Иисуса Христа исполнились, исполняются, а некоторым надлежит исполниться. После Смерти и Воскресения Иисуса Христа уже более 1600 лет сходит Благодатный Огонь на Гроб Господень – всегда накануне нашей, Православной Пасхи. Иконы мироточат, кровоточат. Многие мощи святых угодников Божиих не подвержены тлению, несмотря на то, что веками лежат в неблагоприятных климатических условиях. Это над телом пролетарского вождя революции трудилось и трудится два института, неизвестно, что там от него осталось – а здесь все происходит Благодатью Духа Святого.
Что касается разума, разумной части веры – Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна говорит, обращаясь к образованной части иудейства: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Последняя книга Священного Писания Ветхого Завета была написана Ездрой примерно за 450 лет до Рождества Христова. Первые книги созданы пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова. В указанном диапазоне лет свои труды создавали разные пророки. У святителя Тихона Задонского есть «Слово о Христе», в котором Он цитирует около 100 пророческих мест Священного Писания Ветхого Завета с пояснениями – как это было в действительности.
И вот один раввин в наше время также решил исследовать Священное Писание на предмет мессианских мест. И он нашел около 300 эпизодов, не пересекающихся друг с другом, повествующих о времени, месте, обстоятельствах рождения Миссии, о Его жизни, о проповеди. Он наложил эту матрицу на жизнь Иисуса Христа, был поражен совпадениями, и стал христианином.
Почему мы христиане? Магомед говорит: хорошо иметь четырех жен. Разве это нравственно? Наша православная вера – высочайшей нравственности, кристальной чистоты, необъятной ширины и непостижимой глубины.
Что полезного за сто лет приобрела Россия?
Мы, заставшие гонения на Церковь в советский период, вряд ли мечтали о таком времени, в котором живем, не предполагали, что оно придет так быстро. Но в 1991 г. вышел Закон о свободе совести и вероисповедания. С тех пор мы свободно исповедуем веру, можем на площадях и улицах, в церкви проповедовать Господа Иисуса Христа Распятого и Воскресшего. Но, конечно, главное – проповедовать не словами, а своей жизнью: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). «Вы – соль земли… Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13–16).
Наша страна действительно удерживает Православие во всем мире. Так было и так будет. И Россия вновь воссияет всему миру светом Православия, Преображения, призывая к последнему акту покаяния все человечество, которое стенает и жаждет своего спасения.