Главным делом всей жизни архиепископа Иннокентия (Борисова) было его проповедничество. Проповедовал он в храмах почти каждый праздник и воскресный день. Проповедей своих большей частью предварительно не писал, а лишь накануне произнесения тщательно обдумывал, записывал их уже после произнесения. Его проповеди – превосходнейшие произведения истинно духовного ораторского искусства и настоящие образцы высокохудожественной русской речи. Его проповеди были переведены на французский, немецкий, польский, сербский, новогреческий языки.
Какой, возлюбленные мои, враг у нас самый первый и самый последний, самый злобный и самый коварный? Грех. Это враг самый первый, ибо кто лишил нас образа Божия, изгнал из рая сладости, поселил на сей земле бедствий и печалей? Грех. Это враг самый последний, ибо кто отлучит навсегда грешников в последний день от лица Божия, покроет их стыдом и проклятием пред всем миром и низринет невозвратно во ад, к диаволу и аггелам его, на мучения вечные? Грех. Грех, как справедливо заметили святые отцы Церкви, ужаснее самого диавола, ибо и ангела светоносного грех сделал диаволом, духом отверженным. Грех предает нас смерти и тлению.
Судя по такой жестокости и коварству врага нашего – греха, надлежало бы ожидать, что мы будем крайне осторожны против него, что сражение со грехом во всех его видах сделается постоянным и главнейшим подвигом нашей жизни, что все близко или отдаленно приводящее ко греху сделается для нас чуждым и отвратительным, а все, что защищает или избавляет от греха, любезным и драгоценным. Но посмотрите на мир и род человеческий, посмотрите на других и себя самих и увидите совершенно противное. Весьма малая часть людей ведет ту святую брань со грехом и пороком, которую бы всем и каждому вести надлежало. Большая же часть людей и не думала никогда о том, что надобно сражаться со грехом. И не бессилие наше виною тому, что грех так ненаказанно господствует над нами.
Одна из главных причин греха – неведение, то, что большая часть людей не знает своего врага и его ужасных свойств до того, что почитает его за своего друга. Увы, мы знаем, слишком хорошо знаем грех, чтобы грешить, но в то же время не знаем грех, чтобы избегать его и ненавидеть! Поэтому при помощи благодати Божией рассмотрим, во-первых, что есть грех в существе своем, откуда он и какие его виды; во-вторых, исследуем, чем грех соблазняет нас; в-третьих, пройдем мыслью по путям беззакония и покажем, куда приводят они. Собеседования о сих предметах могут послужить для всех нас приуготовлением к таинству покаяния и исповеди.
Прежде чем вступить в брань с грехом, нужно для успеха в этом деле предварительно узнать, в чем состоит грех, где его начало, каковы свойства, в каких выражается он видах, откуда берет силу, что ему благоприятствует и что для него противно. Об этом скажет нам, во-первых, слово Божие, где грех изображается во многих местах и со всеми ужасными его последствиями; во-вторых, история рода человеческого, исполненная примерами всякого рода грехов и преступлений человеческих; скажет, наконец, ежедневный опыт, и чужой, и свой собственный.
На вопрос: что есть грех?отвечает нам святой апостол Иоанн Богослов, говоря, что «всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Поскольку же закон есть выражение воли Божией, то грех столь же справедливо называется преступлением против сей всесвятой воли. Нарушая волю Божию, человек становится врагом и противником своему Создателю.
Закон требует, чтобы мы исполняли все благое и праведное и чтобы не делали ничего худого и несправедливого. Так и грех, как нарушение закона, состоит из двух главных родов – из неисполнения того, что закон повелевает делать, и из совершения того, что закон запрещает делать.Так, например, грешит не только тот, кто лжет и вводит в заблуждение, но и тот, кто, зная истину, не открывает ее и не выводит из заблуждения. Грех, когда человек, имея возможность сделать что-либо доброе, не делает того по своему нерадению или малодушию.
Так как свободная деятельность человека выражает себя тремя главными способами – мыслью, словом и действиями, то и грех имеет три главных вида.
Есть грехи мысленные – это все нечистые помыслы и желания, греховные воображения и воспоминания. Питать в уме и сердце своем подобные мысли и желания – значит грешить, ибо кроме того, что от таких мыслей и желаний часто происходят недобрые слова и дела, они сами по себе уже портят душу и делают ее нечистою и богопротивною.
Второго рода грехи состоят из плохих и гнилых слов. Сюда относятся все виды лжи и обмана словесного, все пересуды и злоречия о ближнем, все лжесвидетельство и клевета, все соблазнительные шутки и срамословия. Сюда же должно отнести и грехи слова письменного, когда то, что грешно произносить устами, пишется на бумаге и таким образом распространяется и стократ более делает соблазна и вреда, чем произносимое устно. К сему же роду грехов принадлежат и те случаи, когда мы могли сказать что-либо хорошее и полезное – и не сказали. Когда должны были защищать истину священную или обнаружить ложь и клевету бесчестную – и не сделали того из расчетов самолюбия, корысти или просто малодушия.
Третий вид грехов состоит из совершения порочных действий.Здесь, если перечислять, недостанет слов. Заметим только, что иные грехи совершаются прямо против Бога и веры в Него, как-то: неверие, хула, отчаяние; иные грехи устремлены против ближнего, например: воровство, убийство; иные против самого грешника, например: сладострастие, невоздержание, пьянство.
Не все грехи бывают, без сомнения, в каждом человеке; обыкновенно одна какая-либо страсть берет верх над другими и, становясь господствующею, нередко даже изгоняет другие страсти, с ней несовместимые, как например: скупость и жадность изгоняют невоздержание. Но, в сущности, каждый грешник носит в себе семя всех пороков, подобно как праведник носит в себе начало и семя всех добродетелей. Тем более нельзя быть с одним каким-либо грехом и пороком по произволу. Человек гордый, например, бывает вместе и завистлив, и мстителен, и жесток; человек скупой – притеснителен, лжив и низок; плотоугодник клятвопреступен, лицемерен и расточителен.
Не все грешники стоят также на одной степени развращения: в грехе, как и в добродетели, есть своя постепенность. Первая степень, когда человек начинает предаваться изредка одному или разным порокам. Не забывая также изредка и покаяния, хотя без особенных плодов его. Вторая степень, когда это превращается в навык или страсть, становится постоянным началом действий и правилом для жизни, не заглушая, однако же, вовсе желания исправиться и перестать грешить. Третья степень – когда развращение доходит до того, что грешник, совершенно ослепленный грехом, почитает его для себя необходимостью, вовсе забывает закон и страх Божий, грешит нераскаянно, с намерением всегда оставаться таким, как есть.
Состояния греховные также различны. Есть состояния греховного неведения, когда человек, поддаваясь влечению растленной своей природы и дурным примерам, совершает многие грехи, не имея надлежащего понятия о том, как совершаемое им противоречит закону и природе. В таком состоянии находятся многие из бедных язычников по недостатку истинной религии.
Есть состояние беспечности духовной. Тогда человек не думает о том, что и как должно ему делать, чего требует закон Божий и что воспрещает, живет, как случится, поступает, как случится, грешит и беззаконнует, как случится. Есть состояние духовного лицемерия, когда человек ясно видит, чего требует долг и совесть, и старается сохранить на себе личину честности, но втайне предается всему, к чему влекут его страсти. В таком лицемерии обличал некогда Господь фарисеев.
Есть состояние греховного ожесточения, когда грешник выходит из свойственной греху боязни и скрытности, бесчинствует явно, упорно отвергает все вразумления и хвалится своими преступлениями. Есть состояние отчаяния,когда грешник, пробудившись от греха, чувствует крайнее к нему отвращение, но, вообразив, что его грех не простится, готов бывает на самые отчаянные поступки и против других, и против самого себя: пример такого состояния – несчастный предатель Христов.
Видите, сколько болезней и язв у души человеческой! Видите, сколько уз и оков у нашей бедной свободы и воли! Видите, сколько сетей у врага нашего диавола! Поэтому-то Святое Писание так часто советует нам непрестанно трезвиться духом и бодрствовать; поэтому люди, опытные в духовной жизни, не советуют полагаться ни на какую свою добродетель и твердость, ибо, как показывают примеры, можно с самой высокой степени совершенства духовного вдруг упасть и разбиться в прах. Но да не унывает при сем никто! Велика сила греха, но стократ больше сила благодати Божией. Многообразно полчище пороков; но еще многообразнее лик святых добродетелей. Мы не одни – с нами Искупитель наш, с нами Дух Святой и Всемогущий, с нами ангелы хранители, с нами все святые Божии, с нами Церковь и ее таинства. Нет греха, побеждающего милосердие Божие; нет преступления, которое не могла бы смыть с души нашей Всесвятая Кровь, пролитая за всех нас на Голгофе. Всякий грешник, кто бы он ни был и как бы ни были велики грехи его, если только захочет искренно и твердо, сможет при помощи благодати Божией соделаться чистым и праведным и удостоиться Царствия Небесного: пример тому – покаявшийся на кресте разбойник. Аминь.
Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Справка Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, родился 15/27 декабря 1800 г. в семье священника в г. Ельце. Получил блестящее образование. В 1823 г. принял монашеский постриг и занял кафедру богословских наук в Петербургской Духовной академии. Профессор и ректор Киевской Духовной академии. Умер 26 мая/7 июня 1857 г. в Одессе. 30 ноября 2017 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического.