Насколько соответствует российским традициям предпринимательства и православной вере популярный ныне термин «корпоративная социальная ответственность»?
Почему важна традиция? Жизнь на земле строится на традициях, и в процессе социализации (воспитание, образование) осваиваются все сферы жизни. Архимандрит Рафаил (Карелин) писал, что «традиция – это консервация (сохранение) лучшего, что создано народом… Без традиции невозможна не только религия, но культура и самосознание народов… Чтобы сохранить традиции, нужна преемственность культуры и жизнь в этой традиции».
Чтобы понять эволюцию, которую претерпела категория «ответственность» за последнее столетие, необходимо рассмотреть, каким было понимание ответственности православными предпринимателями в дореволюционной России.
Следует отметить, что понятие «ответственность» является этической категорией. В православии сформировалось отношение к предпринимательству как выполнению воли Божией.
Православная хозяйственная этика опирается на труды отцов Церкви, на постановления семи Вселенских соборов. В православии ответственность носит личный характер.
Смысл человеческой жизни на земле – это соединение человека с Богом, его обожение. Соединяясь с Богом, человек просвещается, оживотворяется, делается нравственной и ответственной личностью.
Многочисленные примеры влияния православия на российское предпринимательство дает наша история. Ярким примером личного служения стране являются русские купцы. Всем известны имена Третьякова, Мамонтова, но мало кто знает жертвователя и благотворителя русской науки Христофора Семеновича Леденцова, который в 1909 г. пожертвовал на развитие русской науки более 2 млн руб. золотом. На эти деньги было создано Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений. Эта эффективная модель поддержки науки частным капиталом позже была использована во многих западных странах.
С деятельностью данного общества связаны важнейшие открытия выдающихся русских ученых – Николая Жуковского, Ивана Павлова, Владимира Вильямса, Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Николая Умова, Николая Зелинского, Дмитрия Прянишникова. Почти вся современная наука – космонавтика, генетика, радиология – вышли из этого общества. Цель общества – помочь достижению результатов в науке и внедрению их в практическую жизнь. Очень рационально была организована структура данного общества. Определенный процент от внедрения результатов в практику возвращался назад в общество. На средства общества открывались лаборатории, биостанции. Благодаря обществу в России возникла сеть научно-исследовательских институтов: Московский научный институт (с лабораторией П.Н. Лебедева), Институт биофизики и физики, Институт рентгенологии и радиологии.
Что же играло решающую роль в том, что русские предприниматели, купцы проявляли ответственность перед обществом, жертвовали немалыми капиталами для процветания и развития страны?
Определяющим в рамках православного мировоззрения является понимание того, что все движется Промыслом Божиим и никакими внешними совершенствованиями институтов невозможно изменить жизнь к лучшему, пока не изменится сам человек. В частности, об этом говорится еще в Притчах Соломона (8:15):
«Мною цари царствуют, и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам».
Следовательно, русские купцы и предприниматели, будучи людьми верующими, стремились прежде всего к спасению своей души. Идеалом русского самосознания был «идеал свободной, нравственно ответственной личности». Что должен был делать предприниматель, чтобы наследовать Царствие Небесное?
Во-первых, он верил в то, что всем в мире правит Промысл Божий. Следовательно, самое главное – это правильно понять волю Божию и действовать в своей повседневной жизни в соответствии с ней. Примером нам всем является преподобный Серафим Вырицкий, который с юных лет хотел стать иноком, но по указанию старца остался жить в миру и стал известным купцом, завел семью. Заработанный капитал он по любви к людям тратил на благотворительность.
Во-вторых, православный христианин любое дело должен совершать по правде, так как
«поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:21).
В-третьих, христианская нравственность ведет к социальной солидарности и братству.
«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
В-четвертых, христианство, не отрицая законов, делает акцент на том, что введение законов, кодексов и других правовых документов необходимо из-за несовершенства человеческого.
«Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоримых, нечестивых и грешников…» (1 Тим. 1:9–10).
Следовательно, чем более отпадает человечество от Бога и не способно к саморегулированию на основе нравственных требований, тем более жесткой становится государственная правовая система.
В-пятых, в православии богатство, собственность – это дар, полученный от Бога, поэтому считается необходимым делиться с бедными:
«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7).
В соответствии с этими принципами они и поступали в своей жизни.
Существует также тесная связь между сущностью государства, общества и человеческой личностью. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Общую схему его влияния на хозяйственную и управленческую систему можно представить в следующей последовательности.
Фундаментальные ценности, основанные на религиозных нормах.
В зависимости от них формируется тип личности с определенным мировоззрением.
Личность с определенным набором ценностей и мировоззрением определяет сущность государства и хозяйственную систему страны.
То состояние общества, которое мы имеем сейчас, – это результат его секуляризации, отпадения от Бога. Происходит тонкая подмена понятий. В общественное сознание под видом гуманизма внедряется понятие общечеловеческих ценностей вместо религиозных.
Современный гуманизм оторвал человека от Церкви и считает, что человек самостоятельно, без Бога может стать нравственной и ответственной личностью.
В современной концепции социальной корпоративной ответственности акцент сместился на коллективную ответственность корпорации. Для реализации концепции корпоративной социальной ответственности внутри корпораций создаются различного рода службы (комиссии, комитеты, департаменты), принимаются корпоративные кодексы, регламенты и стандарты социального поведения.
Основными факторами, оказывающими влияние на мотивы принятия корпорацией социально ответственных решений, являются: улучшение имиджа, давление со стороны государства, местных органов власти и потребителей.
Происходит подмена личной ответственности на корпоративную, что приводит фактически к снятию ответственности с человека, к ее размыванию, к отсутствию выбора. Смысл социальной ответственности оторвался от тех духовных корней, которые давала ему православная религия. Чем больше люди приближены к Богу, тем больше у них ответственность за любые принимаемые ими решения, за состояние общества и государства.
Из общественного сознания вымывается понимание того, что Верховным Собственником всех благ, существующих на земле, является Бог, а людям они даны на праве владения. Являясь лишь временным, не полным и безусловным собственником благ, человек несет ответственность за результаты своего управления. Но эта ответственность – личная, персональная, а не корпоративная.
На наш взгляд, существует различие между концепцией корпоративной социальной ответственности и традиционным для России пониманием ответственности, основанным на православной вере.
В современной концепции корпоративной социальной ответственности вместо идеи служения Богу на первое место выходит утилитарный мотив «общего блага», построение и благоустройство земного царства вместо стремления к достижению Царства Небесного. Считается, что люди сами могут решить все свои проблемы, создавая новые институты, принимая законы и кодексы. При этом корпоративная социальная ответственность рассматривается механистически, так как из анализа выпадает историческая роль личности как основы государства, значение религии и культуры народа, а происходит технологизация и формализация любых управленческих решений, что ведет к утрате личной ответственности за принимаемые решения. Например, перевод всего документооборота на электронные носители, с одной стороны, облегчает бюрократические процедуры, а с другой – обез¬личивает их, снимает ответственность с конкретного человека, размывает ее.
Помимо этого, внедрение корпоративной социальной ответственности приводит к появлению новых управленческих структур и способствует росту трансакционных издержек, а в конечном счете способствует росту цен, оплачиваемых потребителями.
Другая опасность подмены личной ответственности на корпоративную заключается в том, что ответственность за состояние дел в государстве перекладывается с государства на корпорации, что способствует превращению самого государства в своеобразную корпорацию, нацеленную только на получение прибыли.
Разрушается консервативное представление о государстве, в основе которого лежит понимание, что государство основано на иерархии по образцу семьи: отец – глава семьи, монарх – глава государства, народ – подданные. Устойчивое государство может быть построено только по принципу иерархии. В современной мировой экономике иерархия разрушается, а ей противостоит сеть. Формирование глобальной сети приводит к разрушению государства. Происходит духовное разложение государственности, размывание власти и формирование множества центров управления. Корпорации становятся равноправными субъектами, фактически заменяя государство.
Основная цель сетевого управления – это уничтожение государства, подмена духовных ценностей материальными, разгосударствление экономики, приватизация государства, ликвидация национального суверенитета, подчинение государства внешним центрам управления и формирование антихристианской мировой цивилизации. Поэтому из сознания народа вымывается представление о том, что основной целью государства является уменьшение и пресечение зла, связанного с несовершенством человеческой личности. Разрушается понимание того, что отступление от православной веры ведет к разложению как государства, так и общества.
Татьяна Васильевна Мартыненко, кандидат экономических наук, доцент Южно-Российского институт управления РАНХиГС