Событие праздника
После Сретения Богоматерь и праведный Иосиф с Богомладенцем Христом, по непосредственному наставлению Ангела, удалились в Египет от злобного Ирода. Ирод, царь Иудейский, происшедший не из царского рода, услышав о новорожденном царе Иудейском из дома Давидова и опасаясь лишиться царства, которое принадлежало потомкам Давидовым, повелел избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и Младенца Христа (Лк. 2:25–32), предмет напрасных своих опасений. По смерти Ирода, вскоре постигшей его после тщетной и злобной его заботы о себе и своем потомстве, Святое Семейство, наученное Ангелом, переселилось в Назарет (Мф. 2:13–23). Здесь отрок Иисус «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2:40). В 12 лет Он показал уже свой Божественный разум и мудрость, находясь в том, что принадлежит Его Небесному Отцу (Лк. 2:49). И далее Он был в повиновении у Иосифа и Матери и «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52). До 30-летнего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народа или священника.
Когда же настало время спасительной проповеди, «Иоанн Предтеча, в 15-е лето владычества Тиверия, по глаголу Божию, предвозвещает во всей окрестности Иорданской, что приблизилось Царство Небесное и грядет чаемый Мессия» (Лк. 3:1–3). Он проповедует покаяние для достойного вступления в Его Царство. И исповедующих грехи свои он крестит в Иордане (Мф. 3:2). Перед вступлением Своим на открытое, всенародное служение спасению мира Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видел Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14, 15). Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его в Иордан. По выражению церковных песнопений Господь, взяв на Себя грехи мира, покрывается водами Иордана (стихира на стиховне). Когда Иисус, крестившись, вышел из воды, над Ним отверзлись Небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил как голубь, ниспускаясь на Него, и слышал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Таким образом Иисус Христос в день Крещения сошествием на Него Святого Духа помазан по своему человечеству паче причастников Своих (Евр. 1:9). И с этого времени Спасителю как человеку принадлежит имя Христос, предсказанное пророками.
Наименование праздника
В воспоминание события на Иордане установлен Церковью праздник в шестой день января (ст. ст.). Предание говорит, что именно в этот день совершилось празднуемое событие (Постановления Апостольские, 5 кн., гл. 12; 8:33). Евангелие свидетельствует, что Иисус Христос в день Своего Крещения «был лет тридцати» (Лк. 3:23) .
Следовательно, Он крестился около дня Своего рождения.
Праздник в шестой день января называется праздником Крещения Господня и Богоявления. Ибо при Крещении Христа Спасителя было явление Пресвятой Троицы и особенно торжественное явление Божества Спасителя, всенародно вступившего в Свое открытое служение для искупления мира. Бог Отец явился, из отверстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившимся: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих». Дух Святой явился из отверстых Небес в виде голубя, подтверждая голос Отца – «извествовавше словесе утверждение» (тропарь). Таким образом, явление Бога Отца и Святого Духа свидетельствовало о явлении Сына Божия человекам в Лице Крещаемого Иисуса. Предтеча говорит о Спасителе: «Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31). И святой Иоанн Златоуст пишет: «Целью сошествия Святого Духа было – указать Христа» (17 беседа на Евангелие от Иоанна). Действительно, Божество Спасителя было явлено при Его Крещении и народу, и Крестителю. Иоанн свидетельствовал о Христе: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1:33, 34). На другой день по Крещении Спасителя, увидев Его, Креститель торжественно исповедует Его Сыном Божиим и всем указывает на Него как на Агнца Божия, взявшего на себя грехи мира (Ин. 1:35–37). По словам святителя Амвросия Медиоланского, «день Крещения назван Богоявлением преимущественно потому, что в этот день Господь явился не столько взору, сколько спасению людей». И Иоанн Златоуст утверждает, что Христос сделался известен всем не через рождение Свое, но через Крещение. «До Крещения Он не был известен народу. Почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который крестился» (Беседа 37). Итак, Крещение Господне было событием явления Бога Триединого, для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя людей.
В уставе день Крещения Господня называется «просвещением», «праздником светов», ибо Бог есть свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» (Мф. 4:16), и «спасти по благодати, явльшейся просвещением Спасителя» (2 Тим. 1:9, 10). По этой причине в навечерие Крещения в древности над оглашенными совершалось Таинство Крещения. При этом горело множество светильников, знаменующих свет познания Бога истинного.
Со дня Богоявления началось окончательное утверждение Нового Завета, совершавшееся, по предсказанию пророка Даниила, в полседмины (Дан. 9:27), то есть в три с половиной года, проповедью, смертью и Воскресением Спасителя.
Продолжительность и богослужение праздника
Праздник Богоявления с предпразднством и попразднством продолжается 13 дней со 2 до 14 января (ст. ст.). Предпразднство начинается за четыре дня до праздника. Ближайший воскресный день перед праздником называется «неделей пред просвещением». Последний день пред праздником Крещения называется навечерием праздника. Богослужение в навечерие Крещения составляют Царские часы и литургия, своим составом совершенно сходные с часами и литургией Рождества Христова.
В полдень навечерия нераздельно совершаются вечерня и литургия святого Василия Великого. В навечерие Богоявления, обыкновенно называемое сочельником, Церковь держит пост до вкушения святой воды, освящение которой совершается сразу после литургии.
В самый праздник богослужение начинается великим повечерием, за которым в непрерывном порядке следует торжественная утреня. Литургию, труда ради бденного, начинают порану. На ней поются праздничные антифоны, «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого.
Водоосвящение
В воспоминание Крещения, при котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, «да водам освящения дар подаст», Церковь издревле совершает великое освящение воды и в навечерие, и в самый праздник. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господня и в связи с крещением оглашенных, которое в древности совершали в этот день. А в самый день праздника собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Праздничное водоосвящение восприняло свое начало в Церкви Иерусалимской. В IV и V веках оно совершалось в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для воспоминания Крещения Спасителя совершением водосвятия.
Богослужение великого освящения воды состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения, самого события и его знаменования, в молитвах, призывании благословения Божия на воды и в троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. Для великого освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя по окончании литургии бывает торжественное шествие к воде с крестом и Евангелием, при колокольном звоне, при свете светильников, с хоругвями и при пении церковных стихир: «Глас Господь на водах…» и каждении. Далее читаются три паремии, Апостол и Евангелие, произносится мирная ектения с особыми прошениями и молитва на освящение, где священнослужители молятся: «Ты убо Человеколюбче Царю прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию, и даждь ей благословение Иорданово ко очищению душ и телес, и домов, и на всякую пользу». По окончании молитвы поется тропарь праздника и троекратно погружается в воду Животворящий Крест во образ погружения Господа в водах Иордана.
Освященная вода называется в Церкви агиасмою (святочной). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, а при обрядах – как врачевство. С этой водой и святым крестом священнослужители в праздник Богоявления при пении тропаря посещают жилища своих прихожан, окропляя их самих и дома и таким образом распространяя благословение Божие и освящение на весь их дом.
Поучительность праздника
Празднуя Крещение Господне, Церковь утверждает нашу веру в непостижимую тайну Трех Лиц единого Божества, исповеданную I и II Вселенскими Соборами. Она учит нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу, единосущную и нераздельную, обличая и отвергая заблуждения древних лжеучителей-ариан, македониан, отвергавших троичность Лиц единого Божества. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, – исповедует Церковь в тропаре праздника, – Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение…»
Событие Крещения Господня и Богоявления нравственно поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно человеку только с помощью Благодати Божией и внушает нам чувство благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Он Духом и силою Своей освятил воду Крещения для нашего обновления и очищения (Тит. 3:5). «Взирающе на Христа смирившегося волею, даже и до рабия образа, смиримся ныне под крепкою Его руку, духом вземшеся, яко да крещаема Его чистыми делы почтим…» (2 января на утрени 9-я песнь канона).
Поведение христиан в праздник
Православные христиане издревле с благоговением проводят навечерие Богоявления в самый день праздника. Они освобождаются от повседневных дел, чтобы не иметь в них препятствия присутствовать на богослужении, слушать пастырские поучения, приобщаться Святых Таин и, удаляясь от увеселений и зрелищ, упражняться в делах благочестия.
Все христиане, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст, имеют обычай в навечерие и в самый день Крещения Господня брать освященную воду для своего домашнего употребления, называть ее богоявленскою и крещенскою и хранить при иконах. Они также начертывают кресты на дверях и окнах своих жилищ во имя Христа для отгнания духа злобы.
Протоиерей Геннадий Нефедов (1942–2017)