Летом этого года состоялся Славянский ход, организованный по инициативе Президиума МСОО «Всеславянский Союз» во главе с его председателем, директором Института русской цивилизации и главным редактором газеты «Русский вестник», доктором экономических наук Олегом Анатольевичем Платоновым. В мероприятии приняли участие русские писатели, историки, искусствоведы, изучающие славянскую культуру. О Славянском ходе и готовящемся Всеславянском съезде мы беседуем с профессором Павлом Владимировичем Тулаевым.
– Павел Владимирович, Славянский ход прошел по маршруту «Москва – Минск – Варшава – Грюнвальд – Щецин – о. Рюген – Берлин – Прага – Микульчицы – Нитра – Бра¬тислава – Вена – Кобрин – Москва». Как в городах славянского мира встречали русскую делегацию? Какие проблемы межславянского взаимодействия обсуждались в ходе встреч?
– Нашу делегацию из России местные жители по всему пути Славянского хода встречали гостеприимно, а соратники и друзья – с радостью. Очень теплыми были встречи в Белоруссии, Польше, Чехии и Словакии.
Славянское движение всегда уделяло большое внимание белорусам. Ежегодно мы проводим две–три совместные конференции, посвященные актуальным проблемам. Поэтому в Минске нас встречали, как родных, с хлебом-солью, иконами и хоругвями.
В варшавском Доме комбатантов делегацию из России ждали наши давние друзья Болеслав Тейковский и Барбара Кригер с соратниками из Польского славянского комитета. После торжественной встречи ветеранов наградили почетными дипломами, а сама беседа, посвященная итогам и перспективам русско-польского сотрудничества, завершилась импровизированным концертом.
В Праге наш давний друг и верный соратник Зденек Опатршил, председатель Всеславянского комитета и член президиума МСОО «Всеславянский союз» провел экскурсию по городу, который по праву считается одним из красивейших в Европе. Первая наша остановка была у Славянской липы, посаженной участниками юбилейного славянского конгресса 1998 г. Застали часть службы в православном храме в честь святых Кирилла и Мефодия. Полюбовавшись центром чешской столицы, последовали до Стрелецкого острова. Он известен также как Славянский, поскольку в 1848 г. здесь, во дворце Жофин, проходил Первый Всеславянский конгресс. На острове прошла встреча и совместная акция с байкерами из клуба «Ночные волки» в рамках программы мотопробега «Дорогами славянской дружбы».
В Нитре мы приняли участие в традиционном Славянском фестивале, куда нас пригласил председатель ОО «Славица», русофил Милош Зверина. На большой сцене перед телекамерами выступала наша замечательная певица Ирина Леонова, вдохновенно исполнившая венок из славянских песен. На следующий день праздник и концерт продолжился в городском парке, где мы приняли участие в церемонии посадки символической Славянской липы.
Во время поездки было много замечательных встреч, интересных экскурсий, в том числе в германизированных городах Берлине и Вене. Поскольку в 1917 г. будет Всеславянский съезд в Москве с грандиозной программой на целую неделю, то, по словам О.А. Платонова, наша поездка по странам южных славян переносится на 1918 г.
– Славянская делегация посетила остров Рюген (Руян) – один из главных военно-политических и торговых центров наших давних предков в Балтийском море, а также несколько городов Восточной Европы, где жили предки славян – венеды. Что в этих местах напоминает о праславянах?
– Да, Руян был одним из главных военно-политических и торговых центров славян на Балтике. Балтийское море прежде именовалось Варяжским, или Скифским. С античных времен сюда стекались поселенцы, воины и торговцы из разных стран. На северном мысе Аркона был сооружен храмовый град с пантеоном языческих богов во главе со Световитом. Ему приносили богатые жертвы по случаю побед и урожаев. Борьба за гегемонию на южном берегу Балтики длилась несколько веков, пока в 1168 г. крепость не была разорена мекленбургскими рыцарями, славянами по крови. В народной памяти Аркона сохранилась как город-герой. Легендарной крепости посвящены песни и стихи, а Руян соотносится с волшебным Буяном, где находится священный камень Алатырь и Дуб, из-под которого бьет ключом Живая вода.
Однако истоки славянской цивилизации не здесь. Еще до колонизации Балтийского побережья наши предки жили в самом центре Европы, в ареале расселения венедов (вендов). Одним из их древних центров был Будишин, ныне Баутцен (Bautzen), культурная столица Лужицких сербов. Название этого этноса созвучно балканским сербам, потому что это одно из имен древних славян. По-другому их называли Вендами (Windisch) или Венетами (Veneti). Лужицкая археологическая культура (от топонима Лужица), расположенная между бассейнами рек Лабы и Вислы, одна из древнейших в Европе. Здесь уже во II тысячелетии до Р.Х. развивалась праславянская цивилизация Лугиев (Lausiz). В первые века н.э. древние славяне колонизировали всю центральную и северо-восточную Европу от Балтийского моря до Черного.
Очень интересна археология Нитры, которую считают древнейшим городом Словакии. Первые поселения на этом месте были уже в каменном веке. В VII столетии по Р.Х. Нитра стала частью славянского государства Само. Впервые город упомянут в хронике 828 г. в связи со строительством христианской церкви. Под руководством князя Прибина здесь сформировалось первое словацкое государство, со своим епископатом и воинской дружиной.
По пути в Нитру мы остановились в старинном селе Микульчицы. Это место знаменито тем, что здесь уже в VII веке было крупное славянское поселение, которое стало княжеской резиденцией. Микульчицы были одной из столиц Великой Моравии, сильной державы, объединившей земли современной Венгрии, Словакии, Чехии, а также Силезии, Малой Польши и Карпатской Руси. Она была наследницей первого славянского государства Само. Именно в Микульчицы князь Ростислав пригласил в 863 г. православных миссионеров – солунских братьев Кирилла и Мефодия.
– Как сохраняют свои национальные традиции славянские народы в Европе, к примеру, лужицкие сербы, проживающие в Германии?
– Европейским славянам вот уже много веков приходилось обороняться от натиска германских племен. Во времена викингов германцы стали теснить славян на восток. После завоевательных войн Карла Великого их территория значительно уменьшилась, а покоренные земли подверглись тотальной германизации. Немецкая экспансия продолжилась и в последующие века, особенно во второй половине XIX века. С тех пор лужицкие сербы живут преимущественно в районе Будишина и Котбуса. Их общая численность не превышает 60 тыс. человек, они сохранили свои древние традиции и обряды, восходящие к языческим временам, очень похожие на древнерусские.
Сохранением и возрождением наследия лужицких сербов занимается «Домовина» – культурный и административный центр, основанный в 1912 г. Он объединил два десятка серболужицких организаций. Немецкие нацисты запретили деятельность лужицкого центра, но в ГДР сербы снова обрели потерянные права. Сейчас «Домовина» спонсируется из специального фонда и имеет несколько направлений деятельности, включая Сербский музей, научно-исследовательский Сербский институт, национальное издательство имени Я.А. Смолера, газету Serbske Nowiny, специальные образовательные и детские программы.
– На протяжении всей истории славянского мира мы видим, что именно Россия и Сербия объединяются перед общей бедой, Россия и Сербия верны православию. Какая тайна и какой глубокий смысл в единстве наших народов?
– Я согласен с вами. Между русскими и сербами сложились духовно близкие, истинно братские отношения. И роль православия в этом исключительно важна. Однажды зайдя на молебен в один из сербских монастырей, я увидел на стене храма иконы наших Царственных страстотерпцев. Меня осенила мысль, что мы один народ, если молимся одному царю. Кстати, как вы знаете, мать самодержца Иоанна Грозного, Елена Васильевна Глинская, имела сербские корни. А примеров сотрудничества наших братских народов не счесть. Вспомните судьбы святого Саввы Сербского, князя Петра Негоша, историка Милоша Милоевича, «архитектора высочайшего двора» Николая Петровича Краснова.
Как научный исследователь я пришел к выводу, что Сербия – одна из важнейших частей Славянского мира. Для южных славян ее древние земли стали сердцем и душой единого балканского тела, как Святая Русь для северо-восточных собратьев. На Балканах все дороги ведут не в Рим, а в Белград – славный и легендарный город на голубом Дунае. Здесь, в бассейне многоводного Истра (так раньше назывался Дунай) древние племена – пелазги, иллиры, пеоны, македонцы и др. – объединились в единую цивилизацию тысячи лет тому назад. На речном пути из Азии в Европу появились первые очаги развитой культуры – Лепенский Вир (VII тыс. до н.э.) и Винча (IV–V тыс. до н.э.), где в результате раскопок были найдены антропоморфные и зооморфные изваяния богов и богинь.
Я неоднократно бывал в Белграде и очень ценю братские отношения с сербскими друзьями.
– Насколько сегодня можно всерьез говорить о славянстве как о силе, способной противостоять глобализму? Будущее за славянством или за евразийством?
– Нынешнее славянство не представляет собой единую политическую силу, хотя исторический опыт в этом смысле есть. Я уже упоминал о борьбе государства Само против нашествия аваров. Здесь можно вспомнить и победу над тевтонскими рыцарями под Грюнвальдом (1410 г.), который мы посетили во время Славянского хода. И конечно, многолетний опыт антифашисткой борьбы в годы Второй мировой войны. Тогда речь шла даже об образовании Всеславянской конфедерации по примеру СССР, но после смерти Сталина этот проект заглох. Хорошо, что сохранились мемориалы боевой славы Советской армии, где мы имели возможность почтить память героев-освободителей.
Правда и то, что славянские народы неоднократно воевали друг с другом. Вспомните походы поляков на Москву в Смутное время, раздел Речи Посполитой, воинственный сепаратизм украинцев в годы революции и Гражданской войны, агрессию фашиста Пилсудского. Я уж не говорю о бандеровцах и майданутых нашего времени.
Будущее у славянства как культурно-исторического типа несомненно есть, но славянская идеология по эффективности уступает евразийской. Это связано, прежде всего, с тем, что славянских народов – по общей численности – на нашем материке значительно меньше, чем азиатских. Российская империя до начала социалистической революции была главной славянской страной, поскольку включала, помимо государствообразующего ядра великороссов, Малороссию и Польшу. А сейчас геополитическая ситуация изменилась. В Российской Федерации проживает более 150 народов, требующих равноправия. Большинство славянских государств входит в НАТО, враждебный нам военный блок. Мы вынуждены искать стратегических союзников на Востоке, в Китае, Индии, Иране, Средней Азии и на Кавказе.
– Актуальны ли сегодня споры славянофилов и западников? Или Чаадаев и Пушкин решили этот вопрос в XIX веке?
– Прежде чем ответить на данный вопрос, я хочу заметить, что в общественном сознании с конца XIX века закрепился неверный миф о славянофилах. Обычно, вопреки прозрачной этимологии самого термина, под славянофилами понимают не любителей и знатоков славян, таких как Ю.И. Венелин, М.П. Погодин, В.И. Ламанский, И.И. Срезневский, а партию русского народничества, или почвенничества, представленную известными мыслителями А.С. Хомяковым, Аксаковыми, Киреевскими.
Славянофильство и панславизм возникли не в XIX, а в XV–XVI веках. Пионерами этого идеологического движения были не русские и не чехи, а хорватские просветители из Далмации.
Славянофилы никогда не составляли единую политическую партию. Иллирийцы углублялись в древние корни балканской истории, австрослависты боролись за самобытность и независимость своих стран в рамках центрально-европейской цивилизации. Московские панслависты старались объединить весь славянский мир вокруг православия и русского самодержавия. А революционеры-народники, включая известного анархиста-славянофила Бакунина, стремились разрушить христианские империи. Чего они и добились.
А каким образом Пушкин или Чаадаев могли решить «славянский вопрос»? Гений поэта позволял остро чувствовать пульс времени, дыхание эпохи, что-то предвидеть… Пушкин поставил правильный вопрос: «Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет?» В конце известного стихотворения, написанного по поводу Польского восстания 1830 г., поэт предлагал западным славянам выслать к нам «своих озлобленных сынов»: «Есть место им в полях России среди нечуждых им гробов».
– Каково, на ваш взгляд, будущее Украины в составе славянского мира, есть ли для Украины это будущее?
– Будущее Украины будет трагично, если ее власти продолжат поглощение Руси и отторжение исторических областей Южной России от сердца православной империи – Москвы. С моей точки зрения, политика нынешних правителей Киева самоубийственна. Они рубят ветви древа, на которых сами сидят. В ходе революции 1917 г. украинцы получили свою государственность, незаконно прихватили огромные территории. Значительно увеличили их в годы Великой Отечественной войны и хрущевских авантюр, а затем сами же разрушили основы Советского Союза. Разве это дальновидно?
Украинизация Святой Руси – это кощунство, которое не пройдет. Русины, народ намного более древний, чем украинцы, не желают «жовто-блакитной» диктатуры и пока мирно требуют автономии. Вступление «незалэжной» в ЕС грозит окраинизацией всей Европы. Что это такое – ясно из современного опыта Донбасса.
Думаю, что, когда лучшая часть бывших малороссов пожелает вернуться в лоно империи – тут я имею в виду не сотни тысяч беженцев, а общее государственное строительство, – будет уже поздно. Ведь значительная часть экономической и военной базы Украины разрушена до основания.
– В 2017 г. в Москве планируется Всеславянский съезд. Какие вопросы будут обсуждаться на нем?
– МСОО «Всеславянский Союз» во главе О.А. Платоновым, директором Института русской цивилизации и главным редактором газеты «Русский вестник», готовит большой съезд, приуроченный к 150-й годовщине первого Всеславянского съезда в России в 1867 г. К маю 2017 г. готовятся к публикации непереиздававшиеся до сих пор материалы этого грандиозного события эпохи императора Александра II Освободителя. Нам необходимо тесное сотрудничество русских славянофилов, поскольку существует много организаций и фондов данного направления, конкурирующих между собой. Юбилейный съезд – это прекрасный повод для дружеских встреч и обмена опытом с соратниками из других стран. Славянские комитеты действуют в Чехии, Польше, Белоруссии, Сербии, Украине. Иногда они замыкаются в своих внутренних делах или втягиваются в политические интриги, а тут есть возможность обсудить и даже решить некоторые международные вопросы. Например, роль НАТО в уничтожении Славянского мира. Проблемы новых славянских государств на территории Украины. Сотрудничество с неславянскими странами. Причины раскола славянского движения и перспективы его объединения.
Вопросов очень много, и ответы на них непростые. Однако отчаиваться нельзя. Уныние – это грех. Даже один праведник, один герой, один профессионал – много значит. А когда единомышленники собираются во имя святого дела, можно верить в Победу. Тут я прежде всего имею в виду победу Любви – над ненавистью, Знания – над невежеством, Добра – над злом.
Беседовала Ирина Ушакова