В преддверии Рождественского поста (28 ноября – 6 января) урок Основ православной культуры для учащихся 4-х классов посвящен христианской добродетели радости, а также печали по Богу – покаянию.
Цели урока:
– выяснить, какие нравственные качества, поступки наполняют жизнь человека непреходящей радостью, а какие – наоборот – приводят к печали и унынию;
– формировать понятийный аппарат по темам «духовная радость», «печаль по Богу», объяснить отличие радости духовной от радости эгоистичной, печали по Богу – от уныния; воспитывать в детях добродетели радости.
Делающий добро – радуется
Актуализация знаний. Опорные вопросы
1. Любите ли вы наблюдать за животными, растениями, окружающей нас природой? Чему нас учит прекрасный Божий мир?
2. Как должен относиться человек к этому миру? К другим людям?
4. От чего зависит радость, хорошее настроение?
5. Когда человек испытывает большую радость: когда что-то получает в подарок или когда сам что-то делает для других?
Изучение нового материала
Любящий нас Бог сотворил прекрасный мир, в котором мы живем. Окружающую нас природу можно сравнить с великой книгой, которая учит нас добру и красоте. Изучая непостижимую книгу мира Божия, или живую книгу природы, слушая шум листвы, пение птиц, наслаждаясь прохладой ветерка в летний зной, можно очень многое узнать.
Горы, простертые в небо, зеркальные воды, отражающие сияние лучей и легкость облаков, темные леса и цветущие благоухающие луга – все это вызывает восторг и удивление.
А как забавны, умилительны наши домашние питомцы – пушистые котята, собачки, хомячки или те животные, которые обитают в дикой природе – грациозные жирафы, деловитые пингвины в белоснежных рубашках и черных фраках! Птицы и животные словно несут на себе печать Божественной любви.
Созерцая чудные картины природы, мы не можем не благоговеть перед Творцом – Богом, создавшим этот мир для радости.
Человек – венец творения – призван бережно хранить и поддерживать гармонию этого мира, сам все время возрастая в добре, в любви. Если человек обращается к Богу, становится лучше, добрее, то и вся природа преображается, стихии умиротворяются, растения цветут и благоухают, дикие животные становятся ручными.
Преподобный Серафим Саровский кормил из своих рук хлебом огромную медведицу, а святому Герасиму Иорданскому с кротостью служил дикий лев – после того, как преподобный вынул из его лапы колючку.
В течение года весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою. Так и в жизни человека есть весна – детство и юность, лето – зрелый возраст, есть и осень – старость. Каждое растение приносит свои плоды. И человек в конце своей жизни на земле тоже приносит духовный плод, который невидимо зреет в его сердце. Духовными плодами являются наши добрые дела, которые мы совершаем, доставляя радость Богу и людям.
Добро
Люди – взрослые и дети,
Час пришел мне говорить:
Хорошо на этом свете
Каждый день добро творить.
Вы поверьте мне, что лучше
Не отнять добро, а дать,
И сойдет на ваши души
Неземная благодать.
В рай с собою не возьмете
Злато вы иль серебро –
В Царство Божие войдете,
Только лишь творя добро.
Владимир Гудимов
Добрые поступки приносят в наше сердце небесную радость. В Священном Писании об этом сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
Игрушки, которые нам дарят, можно сломать, потерять, мобильный телефон могут отнять. То есть эгоистичная радость непостоянна. Радость духовную, наоборот, отнять невозможно. Так же невозможно отнять знания, умения что-то делать. Вот и Спаситель сказал своим ученикам, которые проповедовали Евангелие: «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
А в другой раз: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21). Сокровища на небе – это наши добрые дела.
Святой старец Паисий Святогорец писал о том, что жертвенная любовь к другому человеку приносит необыкновенную радость: «…устав и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытывают райскую радость. Тогда я захлебываюсь в Божием благословении. А если человек тяготится не только тем, чтобы помочь другому, но даже и тем, чтобы сделать что-то для себя самого, он устает и от самого отдыха.
Если в человеке есть жертвенный дух, то, увидев кого-то, к примеру, физически обессиленного, работающим и уставшим, он скажет ему: «Сядь, отдохни маленечко», – и сделает его работу сам. Тот, кто выбился из сил, отдохнет телом, а тот, кто ему помог, ощутит духовное отдохновение.
…Человек, делающий добро, радуется, потому что ему воздается за это Божественным утешением».
Преподобный Амвросий Оптинский почти 30 лет тяжко болел, он принимал людей, не вставая с постели, но был очень радостным человеком. Святой оставил много мудрых наставлений в шутливой, радостной форме. Например: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»; «От ласки у людей бывают совсем другие глазки».
Преподобный Серафим Саровский встречал всех приходящих к нему поклоном и ласковыми словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» – вот непреходящая радость. Господь создал этот мир для радости, Он победил смерть, пострадал, воскрес, и все мы будем жить вечно, для всех нас уготованы райские обители. Нужно только жить с Богом, стараться выполнять Его заповеди.
«Я так рада, что живу на свете!»
Хорошие добрые дела начинаются с добрых мыслей.
Многие из вас читали повесть известной американской писательницы Элинор Портер «Поллианна» или смотрели одноименный фильм – о жизни 11-летней девочки-сироты, дочки почившего пастора, которую из «чувства долга» взяла к себе тетя Полли. Девочка умела во всем видеть хорошее, ее «игра в радость» перевернула жизнь всего городка.
При этом Поллианна была круглой сиротой, у нее не было ни мамы ни папы. Она могла бы впасть в уныние, начать жалеть себя. А Поллианна всегда радовалась.
Вот как рассказывает о своей «игре в радость» сама Поллианна Нэнси – служанке тети Полли: «Это началось, когда нам среди пожертвований достались костыли, – торжественно изрекла она.
– Костыли?
– Да. Мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли. Она писала, что они могут тоже пригодиться.
– Ну, пока я не вижу ничего забавного, – сказала Нэнси. – Что же это за игра, просто глупость какая-то.
– Да вы не поняли. Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. Вот мы с этих костылей и начали.
– Домик мой с палисадником! Да как же можно радоваться, когда ты ждешь куклу, а тебе присылают костыли!
Поллианна от радости даже в ладоши захлопала.
– Можно! Можно радоваться! Можно! Можно! – восклицала она. – Я тоже сначала подумала так же, как вы, – честно призналась она, – но потом папа мне все объяснил… Именно потому и надо радоваться, что костыли мне не нужны!»
Вот Нэнси признается Поллианне, что не любит собственное имя. «Ну, – засмеялась Поллианна, – во всяком случае, ты должна быть рада, что тебя не назвали Гипзибой.
– Гип-зи-бой? – по слогам произнесла Нэнси.
– Ну да, Гипзибой. Так зовут миссис Уайт. А ее муж зовет ее Гип, и ей это ужасно не нравится. Она говорит, что, когда он кричит ей: «Гип! Гип!» – ей все кажется, что сейчас он крикнет «ура», а она терпеть не может, когда кричат «гип-гип-ура!»
Поллианна, как солнечный лучик, освящает и согревает все вокруг себя. Ранним утром она бежит к хмурой тете Полли: «Тетя Полли! Тетя Полли! Я сегодня так рада, что живу на свете!
– Поллианна! – строго воскликнула достойная леди и выпрямилась настолько, насколько позволял ей вес Поллианны, которая по-прежнему обнимала ее за шею. – Ты что, всегда так здороваешься утром? – недоуменно добавила она.
– Ну, конечно, нет, тетя Полли. Так я здороваюсь только с теми, кого люблю».
Ее любовь – жертвенная, девочка постоянно о ком-то заботится: помогает богачу Джону Пендлтону, когда тот ломает ногу, хлопочет о судьбе сбежавшего из приюта мальчика Джимми Бина, навещает больную миссис Сноу.
Однако жизнь готовит ей суровое испытание – она попадает в аварию, в результате которой у девочки наступает паралич ног. Врачи говорят о том, что, скорее всего, девочка никогда не сможет ходить. Полианна впервые не знает, чему радоваться. И тогда весь город, множество людей, приходят поддержать ее в трудную минуту. Тетя Полли сообщает Поллианне о том, что скоро станет супругой доктора Чилтона – «и все это благодаря тебе…» «Ой, тетя Полли, я так рада!» – восклицает по своему обыкновению Поллианна, добавляя: «Тетя Полли, мне даже теперь кажется, что мои ноги не имеют такого значения».
И происходит чудо – Поллианна выздоравливает.
Учитель предлагает ученикам тоже поиграть «в радость»!
Учитель: У кого в последнее время случались неприятности?
Ученик: Я получил тройку за контрольную.
Учитель: Чему тут можно радоваться?
Дети: Радоваться тому, что не двойка. Что теперь он выучит эту тему. У него не будет пробелов в знаниях.
Ученица: А у меня неприятность – я поссорилась с подругой.
Дети: Можно радоваться, что подруга есть, – у некоторых детей вообще нет друзей. Это значит, что вы скоро помиритесь – и будет радость. Иди скорей проси прощения!
Проданный смех
А теперь давайте вспомним другую сказочно-философскую повесть немецкого писателя Джеймса Крюса под названием «Тим Талер, или Проданный смех». Это книга о богатстве – духовном и материальном, о человеческой радости и печали.
Маленький мальчик Тим Талер скучает по умершей матери, веселой и доброй. Видимо, от нее ребенку достаются чудесный заразительный смех и задорная улыбка, которые помогают ему в трудную минуту, умягчают сердца соседей, радуют окружающих и его самого. Но для Тима наступают тяжкие времена, когда его отец повторно женится, а потом погибает на стройке. Мальчик в отчаянии: «Час, проведенный на кладбище, был словно дурной сон, который хочешь скорее забыть и от которого остается лишь смутное, щемящее чувство. Тим ненавидел всех этих людей, стоявших вокруг него и говоривших что-то, и певших, и читавших молитвы. Его раздражала плаксивая болтовня мачехи, тут же переходившая в причитания, если кто-нибудь приближался к ней, чтобы выразить «глубочайшее соболезнование». Он был один со своим горем и не хотел делить его ни с кем».
И если папа Поллианны научил девочку игре в «радость», то отец Тима приохотил его играть на скачках. Однажды в воскресенье одинокий Тим забредает на ипподром, куда прежде ходил вместе с отцом. Там ему встречается загадочный барон Треч (однажды Тим прочтет это имя наоборот и наконец поймет, с кем имел дело) и заключает с ним странную сделку. Теперь Тим способен выиграть даже самое фантастическое пари, любой спор, в том числе скачки на ипподроме, и таким образом получить много денег; но взамен Треч забирает у Тима его счастливый смех.
Сделка совершена. Тим лишается смеха, а вместе с ним – и любой радости, но начинает выигрывать на скачках. Мачеха мальчика и сводный брат живут в роскоши. Но сам Тим чувствует себя несчастным. Он отправляется странствовать по свету, становится самым богатым человеком планеты, но ничто его не радует – он мечтает вернуть назад свой смех. И вот новые друзья Тима, которые догадались о его несчастье (по условиям контракта Тим не мог никому рассказывать о сделке – иначе бы лишился и смеха, и способности выигрывать пари), помогают возмужавшему мальчику вернуть утраченную драгоценность.
Тим спорит на один грош со своим другом Крешимиром – что вернет смех. И смех возвращается.
Узнав обо всем, раздосадованный барон Треч говорит, что Тим мог бы поспорить на все его состояние – и тогда бы мальчик остался миллионером. Но Тим уже знает – богатство не приносит ни счастья ни радости. Ему не нужны чужие деньги. Оставшиеся у него акции пароходства он дарит своим друзьям: Рикерту, Джонни и Крешимиру. Рикерт становится директором пароходства, Джонни – рулевым, а Крешимир – стюардом. Сам Тим возглавляет бродячий театр марионеток под названием «Ящик с маргарином» – друзья дарят ему автобус и переносную сцену. Всю оставшуюся жизнь он старается нести людям радость.
Многие дети сегодня мечтают вырасти и разбогатеть. Советуем им перечитать эту повесть о том, что деньги и радость – вещи часто несовместимые.
Чистая совесть – залог радости
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который будет продолжаться вплоть до Рождества Спасителя – 7 января. Пост называют временем духовного веселья. Он тоже связан с жертвой. Это время, когда верующие приносят жертву ради себя самих, ради своей души – отказываются от тяжелой мясной пищи, развлечений, просмотра телевизора, компьютерных игр. Это время покаяния, когда человек с особым вниманием следит за тем, нет ли зла в его душе, не совершал ли он дурных поступков.
Может ли радоваться тот, кто сделал что-то плохое? Нет, его будет мучить стыд, совесть не даст ему покоя. «Когда Бог сотворил человека, – учит преподобный авва Дорофей, – то Он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон».
Недаром говорят: «укоры совести», «совесть заела».
Святой Паисий Святогорец пишет о том, что делающий зло переживает муку.
Но все мы, увы, совершаем плохие поступки. К счастью, у христиан есть возможность покаяться, изменить свою жизнь. Покаяние связано с исповедью.
Исповедь – Таинство, в котором верующий человек открывает свои грехи Богу в присутствии священника. По молитвам батюшки Господь прощает исповеданные грехи. От кающегося требуется сожаление о совершенном зле, намерение исправиться, вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Переживания, покаянный плач человека о своих грехах называются печалью по Богу. Такая печаль приводит к радости духовной. Состояние души, очищенной слезами покаяния, прекрасно описал Михаил Лермонтов в стихотворении «Молитва».
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
После покаянной молитвы человеку становится легко. С его души «скатывается бремя». Всякое искреннее обращение человека с покаянием Бог слышит и принимает. Вот как писал об этом русский поэт Иван Никитин:
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой Хранитель
Все эти слезы соберет
И их в надзвездную обитель
К престолу Бога отнесет…
Покаянная молитва очищает душу, является источником радости. Неслучайно апостол Павел написал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18). Радость, молитва, благодарность за все случившееся – соседствуют.
Слава Богу за все!
Но как благодарить, если случаются неприятности? Нас обижают, несправедливо ставят плохие отметки, наказывают? Но и Сам Господь – безгрешный Богочеловек Иисус Христос, Который творил милости, исцелял, воскрешал, – был распят на Кресте. Поэтому не обходится без скорби и жизнь всякого человека.
«Радость не вечна, печаль не бесконечна», – говорили наши предки о земных переживаниях. Все проходит. «И это тоже пройдет», – гласила надпись на кольце премудрого царя Соломона.
О том же писал Александр Пушкин:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце будущим живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.
Протоиерей Валериан Кречетов добавил еще одну строчку к этому стихотворению: «Ведь от Бога это было».
Доверие Богу, который заботится о нас как любящий Отец, упование на Его Промысл, попечение о нас – приносят душе спокойствие и тихую радость. Многие неприятности помогают нам возмужать, или наоборот – познать свои недостатки и избавиться от гордости.
Есть старинный кант «Слава Богу за все» – о премудром старце, который, чтобы ни случалось, всегда говорил: «Слава Богу за скорбь и за радость».
Если ты заболел, занемог тяжело
И не можешь с постели подняться,
Значит, так суждено, по грехам нам дано
И не надо роптать и бояться.
Если кто на тебя клеветал и роптал,
То не надо и этим смущаться,
Знай, Господь для спасенья тебе это дал,
Надо всех здесь любить и смиряться.
Слава Богу за все,
Слава Богу за все,
Слава Богу за скорбь и за радость!
Подведение итогов урока
Еще раз вспомним, что настоящая радость не может быть эгоистичной, духовную радость доставляет нам жертва ради другого человека, добрые дела, мысли, а также вера в Промысл Божий и молитва, благодарение Бога за все – хорошее и плохое.
Ольга Каменева