Урок для учащихся воскресных школ к Празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Материал к уроку
– Ребята, сегодня, в начале зимы, мы с вами отмечаем праздник, установленный в честь Пресвятой Богородицы. В сентябре мы отмечали Рождество Пречистой Девы и говорили о том, что Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна, принимая как чудесный Божий дар рождение Дочери, дали обет – обещание Господу посвятить свою Дочь на служение Ему.
Иоаким и Анна любили свою дочь всем сердцем и растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось три года, они поспешили исполнить обет и привести Ее в Иерусалим, в Божий храм. Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом; и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу.
В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Деву Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы.
Когда процессия приблизилась к храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме. Ко всеобщему изумлению трехлетняя Отроковица Сама стала подниматься по пятнадцати крутым каменным ступеням, ведущим в храм. Как бы сопровождаемая Ангелом Хранителем, Она оказалась на верхней ступеньке. Там Марию встретил первосвященник Захария.
Этот момент изображают на праздничной иконе. Посмотрите внимательно, что мы с вами видим на иконе? Маленькую девочку, Пречистую Деву, стоящую на верхней ступени лестницы и протягивающую руки к встречающему Ее первосвященнику; святых и праведных родителей Богородицы, уже отпустивших от себя Дочь и стоящих чуть поодаль, и склонивших головы сопровождавших Ее дев.
В чудесном восхождении юной Марии к храму первосвященник пророк Захария предувидел будущую судьбу Той, Которая станет Матерью Господа Иисуса Христа. И произошло нечто необычное: во Святая святых храма, где и самим священникам позволено было находиться только один раз в год во время богослужения, Захария, вдохновленный Святым Духом, вввел Ее в сокровенное святилище храма. Послушайте, как говорится об этом в стихах русского поэта Михаила Кузмина.
Воспитатель (учитель) или кто-то из детей, подготовленных заранее, читает стихи. Во время чтения воспитатель может попросить кого-то из детей указывать изображение на иконе.
Введение
Вводится Девица в храм по ступеням,
Сверстницы-девушки идут за Ней.
Зыблется свет от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням.
В митре рогатой седой иерей
Деву встречает, подняв свои руки,
Бренный свидетель нетленной поруки,
В митре рогатой святой иерей.
Лестницу поступью легкой проходит
Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша,
Лестницу поступью легкой проходит.
Старец, послушный совету небес,
Вводит Ее во святилище храма.
Он не боится упреков и срама,
Старец, послушный совету небес.
Белой голубкой сокрылась внутри,
Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса,
Белой голубкой сокрылась внутри.
Что вы, подружки, глядите вослед?
Та, что исчезла белей голубицы,
Снова придет к вам в одежде Царицы.
Что вы, подружки, глядите вослед?
Тон у стихотворения торжественный, соответствующий значению происходящего события. Почему Пречистую Деву поэт называет «белой голубкой»? Чтобы подчеркнуть Ее святость, чистоту и Божественное предназначение.
А почему обещает подружкам Марии, что Дева вернется к ним в «одежде Царицы»? Имеется в виду, что, став Матерью Бога, Царя Небесного, Она станет Царицей неба и земли. Часть земной жизни Своей Она проведет в Назарете, куда вернется, а после окончания земной Ее жизни люди в молитвах будут величать Богородицу Царицею Небесной, а Пречистая Дева вечно будет молитвенно просить Своего Царственного Сына о всех людях.
Давайте, ребята, откроем наши альбомы и постараемся на альбомном листе нарисовать лестницу из пятнадцати ступеней.
(Воспитатель может изобразить лестницу на доске.)
А теперь попробуем представить, что каждую ступень лестницы можно назвать именем какой-то добродетели: пусть в альбоме каждого из вас ступени носят названия тех добродетелей, которые нужно приобрести вам, чтобы подняться по ступеням своего храма, подражая Пречистой Деве.
(Можно поразмышлять вслух вместе с детьми, дав название двум-трем ступеням. Если дети уже умеют писать (можно и печатными буквами), то пусть запишут на фоне первых ступеней названия добродетелей. Продолжить выполнение задания можно предложить детям дома, вместе с родителями, пообещав спросить о задании на следующем занятии. Когда дети отложат альбомы, воспитатель подводит итог первой части занятия.)
Введение во храм имело в жизни Пресвятой Богородицы огромное значение. Оно переменило жизнь юной Девы так, что это событие иногда называют вторым рождением Богородицы, рождением для новой жизни, посвященной одному Богу. Все дальнейшее детство Пречистой Девы прошло в храме, в трудах и молитвенном служении Богу.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь празднует 4 декабря. С этого дня, предвосхищая близость праздника Рождества Христова, в храмах начинают петь рождественское песнопение: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте».
А наши благочестивые предки, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях, и дорогой припевали:
Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Берег с берегом связало,
Воду к земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
В салазки усадило,
На ледянке с горы покатило…
В старину после дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинался зимний торг. Белокаменная Москва, да и другие города, начинали торговать санями, свозившимися в города из промышлявших лубяным промыслом посадов и слобод. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади (название площади закрепилось с тех пор). Между санными рядами расхаживали продавцы калачей, пирогов, сбитня, приглашавшие покупателей и продавцов «проведать стряпни домостряпной, не заморской, не бусурманской». Сами торговцы Лубянского торга, славившиеся своим мастерством на красное слово, нет-нет, да и выкрикивали заходившему в ряды московскому люду прибаутки:
Вот санки-самокаты,
Разукрашены – богаты,
Разукрашены – раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Введеньев торг у двора,
Санкам ехать пора!
Сани сами катят,
Сами ехать хотят!
К вечеру, если не вся, то добрая часть первопрестольной Москвы каталась на новых санях.
А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и зимнюю пору рукоделием, старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно для девочек, так как их чествовали в праздник Введения во храм Богородицы – сделать к празднику тряпичную самодельную куклу. Попробуйте и вы дома к празднику смастерить куклу.
Ольга Потаповская