Урок первой главы «Как письмена устроились» из книги Нины Павловны Саблиной «Буквица славянская», изданной Благотворительным фондом «Покровъ».
Святые братья родились в городе Солуни (ныне Фессалоники), который в IX в. был греческой колонией со славянским населением. Отец их, Лев, был грек, по чину военачальник, а мать, Мария, – славянка. Поэтому с юных лет избранникам Божиим стали равно близки и дороги и великая православная Византия, и славянский народ, жаждавший просвещения.
Святой Константин (Кирилл), младший, пaче сверстников в учении преуспевал и прославился так, что был взят в царевы палаты к юному императору Михаилу. В Константинополе он освоил «седмь еллинских хитростей» (наук), в том числе и несколько иностранных языков. За ученость, не только «внешнюю», но и богословскую, он был прозван Философом. Ведь недаром еще в детстве он видел сон, что обручился с прекрасной девой Софией (Премудростью Божией).
Святому Константину прочили земную славу великого ученого.
Святой Мефодий, как старший, раньше «в возраст пришел» и, следуя отцу, стал военачальником. Он был столь талантлив как организатор, что ему было поручено правление одним из славянских княжеств.
Перед святым Мефодием открывалась высокая военная карьера. Но «едино на потребу» искали святые братья: в пустыню вселиться и «пощеньми и моленьми бесстрастия достичь». Святой Мефодий от воеводства ушел на святую гору Олимп, в монастырь Полихрон, чтобы служить Богу простым иноком в чернеческих ризах (Олимп – монашеская гора в Малой Азии VII–IX вв. с сетью монастырей и уединенных келий, то же, чем стал с X в. Афон для православного мира. – Ред.). Принял тайный постриг и святой Константин в одном из дальних монастырей.
Лишь через полгода «силою молений царевых» святого Константина возвращают в Царьград на пастырское и учительское служение, где он славу Божию вещал учениями и делами, посрамляя иконоборческую и другие ереси. Имя его как богослова становится известным всей тогдашней «вселенной».
Всеведец Бог продолжает готовить своих избранников к главному подвигу их жизни – апостольскому служению славянам.
Святой Константин во всей могучей силе раскрывает данный ему проповеднический дар в поездке к агарянам «стязания ради» о вере. Он посрамляет нечестивых силою словес и отстаивает премудрость тайны Святой Троицы через подобие Солнцу, дающему свет и тепло. Этот классический образ введен в Православный катехизис.
Затем и оба брата вместе, как апостолы, исповедники и учителя православия, были направлены в Хазарию, где «преподали спасительное крещение». По возвращении они снова уединились на любимой святой горе в «своем монастыре», который и стал первым свидетелем давно задуманных ими заветных трудов по созданию славянской письменности.
Дивные события происходят в 862 г. при царском дворе Константинополя. Великоморавский князь Ростислав с посольством просит учителей для новокрещеного народа своего, «не ведуща слово Божие языком своим чести» (не ведающего почитания Бога на своем языке). Император Михаил вызывает братьев: «Вы оба солунянина, а солуняне вси чисто словенски беседуют». И два светозарных светильника, два готовых избранных сосуда, тотчас представляют царю, Патриарху и боярам славянские письмена и перевод святого Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». И все с радостию прославили Бога.
В 863 г. братья выехали в Моравию, где «как из уст ангелов светлых, спасение благовестити грядущих» народ стал слушать о величиях Божиих на родном языке. Неутомимо трудились Первоучители, готовя учеников, расширяя переводы богослужебных книг, крестя и просвещая славянские земли.
Они защищали литургию «новых людей» – славян от треязычной латинской ереси, признававшей достойными прославления Бога и священными лишь три языка – иврит, латинский и греческий, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. И отстояли братья славянскую литургию перед правоверным еще тогда папой, и совершали службу по-церковнославянски в центральных соборах Рима. Как истинные пастыри, полагали святые братья душу за овцы своя.
Не имели святые братья покоя в трудах своих. Изнемог плотию от множества подвигов младший. 27 февраля 859 г., в возрасте 43 лет, находясь в Риме, святый Константин почил, приняв схиму с именем Кирилл. Молил он Господа о новопросвещенных церквах и просил брата своего святого Мефодия.
Многое претерпел святой Мефодий – клевету, гонения и заключение темничное, но как доблий воин Христов продолжал пастырский подвиг: готовил учеников по всем славянским землям и вместе с ними делал новые переводы и переписывал книги.
19 апреля 885 г. архиепископ Мефодий преставился и отошел в райскую обитель к брату своему, святому Кириллу.
«Какой радостный клич благодарности вырвется из уст людей, от рождения сидевших в темной пещере и лишенных света, когда кто-то, растворив их мрачное жилище, вольет в него живительные лучи солнца и затем выведет их на свободу! Такое же чувство благодарности должны мы испытывать в отношении святых братьев Кирилла и Мефодия».
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
Справка
Нина Павловна Саблина (1937–2007), кандидат филологических наук, педагог с 40-летним стажем, автор многочисленных публикаций по истории русской письменности.