О Крестном ходе Севастополь-Керчь-Смоленск, проходящем с 26 апреля по 8 августа 2015 года.
«Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски… Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесём ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна».
Преподобный Паисий Святогорец
Грянула беда, которая разорвала многовековую историю двух славянских народов – русского и украинского. Вторглась в души людей чуждая идеология. Проснулось мракобесие и пошла смерть собирать свою кровавую жатву. В угоду политикам-экстремистам в эту чудовищную мясорубку бросают всех и все: единую веру, единую культуру, единую экономику, родственные связи, дружбу и жизни тысяч людей!
Нацисты всех мастей, разжигая пожар фашизма, несут угрозу не только Украине и России, но и Европе, и всему миру. Заокеанские «ястребы» уже недалеко. Их когти крепко вцепились в «лакомый кусок» Святой Украинской земли, нацелив стальные клювы на Россию…
Здравомыслие, такое необходимое сейчас, в момент максимального накала противостояния… Очевидно, оно не может быть долгим. К сожалению, исторически сложилось так, что выходов всего два: война или мир.
Господь Бог наш Иисус Христос в Нагорной проповеди призывал быть кроткими, правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем и МИРОТВОРЦАМИ (Мф. 5:1-7:29; Лк. 6:12-41). Что может быть выше слов любви и сострадания, соучастия в невзгодах и сопереживания в горе? Православная Церковь не осталась в стороне. Священники во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, исповедуя любовь к страдающему народу братской Украины, доказывали не раз, и сегодня доказывают на деле миросозидательную позицию Русской Православной Церкви.
В это страшное для братских народов время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск, который проходит с 26 апреля по 8 августа 2015 года.
Протяженность молитвенного шествия, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня успения святого равноапостольного великого Князя Владимира, составит 2,5 тысячи километров.
Крестный ход идет по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий.
Крестный ход проходит при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Его организатор – Андрей Бардиж.
Участники Крестного хода Севастополь-Смоленск прошли уже более 1000 км.
Пешее паломничество в Смоленск стартовало из Севастополя 26 апреля. Участники крестного хода Севастополь-Смоленск, посвященного 1000-летию памяти равноапостольного князя Владимира, преодолели уже более тысячи километров и движутся вдоль границы с Украиной, сообщил РИА Новости руководитель паломничества Андрей Бардиж. Всего в пути богомольцы будут три с половиной месяца: в Смоленск крестный ход войдет 10 августа, в празднование Смоленской иконы Божией Матери.
В Крестном ходе участвуют люди разных возрастов и профессий, представляющие разные регионы России, а также Белоруссию, Казахстан, Грузию и Украину. Большая часть маршрута проходит вдоль границы с Украиной, и участники на всем протяжении пути возносят молитвы о мире в этой стране. «За две-три недели из незнакомых друг с другом людей сформировалась община, появился определенный устав, утреннее и вечернее правило, определенный ритм движения с иконой, Богослужения, панихиды, молебны. На российских просторах возникла христианская община, которая двигаясь по стране, старается показывать пример должного существования Православия», – рассказывает в своем интервью А. Бардиж.
По его словам, из Севастополя вышли около 50 человек, а сейчас постоянно идут чуть больше 20, почти все – от начала. К паломникам каждый день присоединяются местные жители и идут, кто сколько может.
За спиной участников Крестного хода уже Севастополь, Крым, Краснодарский край, Кубань. «В который раз убеждаемся в объединяющей силе пешего крестного хода, где люди разных регионов, возрастов, профессий, с разной духовной и физической подготовкой легко общаются и понимают друг друга», – сказал организатор.
С особенной благодарностью участники Крестного хода говорят о кубанских казаках, три дня сопровождавших шествие плечом к плечу с его основными участниками, о батюшке из Старонижестеблиевской станицы, который «проявил незаурядную инициативу и в день рождения Царя, 19 мая вывел сотни людей на улицу нас встречать: местных учеников, их родителей и учителей», о священнике о. Олеге, приехавшем в свой отпуск чтоб поддержать шествующих.
Организатор крестного хода Андрей Бардиж не сетует на трудности и искренне верит в то, что молитвенная просьба о мире ко Господу нашему Иисусу Христу, будет услышана и вразумит враждующих.
«Нам предстоит еще пройти две трети пути, пройдено уже где-то 700-800 километров, осталось – 1500 километров. Будем рады видеть в своих рядах новых участников Крестного хода, кому не безразлична судьба Украины, Донбасса, России и кто раньше не пробовал участвовать в подобных шествиях. Это бесценный опыт, такой же, как если сравнивать: был ли человек в армии, на войне или не был. Тот, кто не был на войне, по-иному, неполноценно понимает многие вопросы.
Мне весьма жаль, что в нашем молитвенном шествии не участвуют молодые семинаристы, учащиеся духовных школ. Они теряют бесценный опыт. Повторю, это как если бы лет тридцать тому назад отслужить в армии, когда она была еще другой. За два месяца молитвенного шествия человек успеет узнать о себе много нового, доселе неизвестного ему самому. Он думал о себе определенным образом, но на деле вышло все иначе, ведь пропуская через себя тяжести бытовой жизни, трудности сближения с незнакомыми людьми, весьма многое узнаешь о себе», – говорит Андрей Бардиж.
По вопросам участия в Крестном ходе можно обращаться по телефонам:
+7 926 215 77 70;
+7 962 964 42 03;
в Крыму +7 978 058 58 17.
Из истории Крестных ходов
Первыми прообразом Крестных ходов можно считать некоторые Ветхозаветные события, такие как:
– Исход сынов Израилевых из Египта в Землю Обетованную под водительством пророка Моисея и священников, несших Ковчег Завета. Об Исходе в Библии говорится: «Бог показывал беглецам путь: он шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь» (Исх.). И, как следствие, победное избавление от египетского ига: «Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу» (Исх.).
– Падение стен Иерихонских и его взятие войсками Иисуса Навина (ок. XIII – XII в. до Р.Х.). «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны» (Нав. 6:14-16).
– Всенародное перенесение Ковчега Завета в Иерусалим, торжественное обнесение им Первого Храма и внесение Ковчега Господня в храм, во время правления царей Давида, а впоследствии и Соломона. В Священном Писании сказано, что сам царь Давид шел во главе шествия играл и танцевал (Цар. 2:6).
Христианской Церкви в начале своего существования было запрещено открыто исповедовать свою веру, а тем более совершать ритуальные шествия. Тогда первые христиане свои процессии организовывали ночью, это, как правило, были перенесения мощей мучеников.
Христиане такие процессии называли литиями или литаниями (от греческого litaneia, коленопреклонение, усердное всенародное моление). Они-то и легли в основу крестных ходов.
Литии совершались:
1) В память святых мучеников. Можно предположить, что христиане первых веков в день памяти святых по ночам отправляли торжественные литании по всему городу.
2) Литии, которые имели покаянный характер. Императоры-христиане перед войной устраивали литанию. Вместе со священниками и народом процессия обходила все молитвенные места, с покаянием молились перед гробами святых мучеников и апостолов, прося у них помощи в будущих сражениях.
3) Литании, совершаемые во время бедствий, таких, как засуха, наводнение, пожар и прочие напасти.
Особенность литий – их принадлежность к богослужению. Трудно сказать, каким был тогда чин службы, но ясно одно, они совершались с псалмопением и в сопровождении духовенства.
Из истории мы знаем, что устроителем первого Крестного хода по праву считается святитель Иоанн Златоуст.
Церковные историки Сократ и Созомен сообщают, что во времена правления императора Феодосия ариане собирались за городом в праздничные дни каждой недели и, разделившись на лики, пели песни. К своим песням они прибавляли разные припевы: «Где те, которые три называют одной силой?».
Святитель, в противовес таким хулительным действиям, установил совершать процессии, сопровождающиеся несением серебряных крестов и восковых свечей, которые за свой счет покупала императрица-христианка Евдоксия.
На Руси всегда любили Крестные ходы и ценили их молитвенную силу. История Православной Руси начиналась с Крещения киевлян, которое ознаменовалось Крестным ходом на Днепр.
Церковная история Руси хранит много примеров Крестных ходов от торжественного перенесения мощей святых князей Бориса и Глеба русскими князьями до наших дней.
Крестные ходы, по обычаю Константинопольской Церкви, совершались по разным поводам. Кроме постоянных и общецерковных, на Руси проходили и специальные Крестные ходы, вызванные различными обстоятельствами:
– Многодневные Крестные ходы, (напр. Великорецкий крестный ход в Вятской епархии).
– Крестный ход к Чудотворной иконе от разных сел, деревень и городов к Святыне.
– Умилостивительные Крестные ходы, которые совершались с особой торжественностью в начале важного события для Церкви или Государства, и в случае опасности для жизни или благосостояния от естественных причин или в случае опасности для Православия.
– Покаянные Крестные ходы. Чаще всего они совершаются во время засух, наводнений, землетрясений и нашествии моровых язв.
В новой Российской истории уже был покаянный Крестный ход, начавшийся в день рождения Царя Страстотерпца Николая, из Екатеринбурга, от места расстрела Царской Семьи, в Кострому, откуда призвалась на царство династия Романовых. Покаянный Крестный ход, длиной в 1600 километров, «От Ипатьевского дома до Ипатьевского монастыря». Он был призван пробудить в народе покаяние за грех цареубийства и молчаливое соучастие в нем.
– Благодарственные, совершаемые при основании храма или его обновлении и в ознаменования какого-либо важного духовного события.
– Торжественные, которые могут быть как ежегодными, так и разовыми, совершаемые по какому-либо торжественному случаю в жизни Православной Церкви.
Подготовил Андрей Евстигнеев