Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что пока будет совершаться молитва святых за мир, конец света не наступит. Таким святым является преподобный старец Паисий Святогорец, один из самых благодатнейших старцев нашего времени, известный и почитаемый во всем православном мире.
Жизненный путь преподобного Паисия Святогорца
Преподобный старец Паисий Святогорец родился в 1924 г. в Фарасах в Каппадокии. Его родители – Продромос и Евлампия – имели десятерых детей. При обмене населения между Турцией и Грецией, грудным ребенком был перевезен в Грецию. Крестил его греческий святой Арсений Каппадокийский, он и дал будущему старцу имя – Арсений. Родители хотели назвать ребенка Христос, в честь деда, однако преподобный Арсений сказал им, что их желание прекрасно, но он хотел бы оставить монаха после себя.
Детство Арсения прошло в городе Коница. В раннем возрасте он определился с выбором своего жизненного пути. Уходя каждый день в соседний лес, любил много молиться со слезами. На вопрос, кем он станет, когда вырастет, он твердо отвечал: «Монахом». Однажды, молясь в лесу в совершенном одиночестве, Арсений увидел с собой рядом Иисуса Христа. Господь беседовал с ним, держа в руке раскрытое Евангелие. Все, что говорил Христос, появлялось написанным на страницах раскрытой книги. Особое впечатление на мальчика произвели слова: «Арсений, Я – Воскресение и Жизнь. Всякий, кто верит в Меня, даже если умрет, будет жив». Этот опыт встречи с Христом был первым соприкосновением с миром духовных откровений.
В школьные годы Арсений много читал, отличался большой любовью к учебе и успешно окончил школу, но не продолжил обучения далее, хотя и обнаружил большие способности. В Конице, где он жил, гимназии тогда не было, а послать в другой город продолжить обучение не было денег. Арсений занялся плотницким ремеслом, чтобы даже в этом деле подражать Иисусу Христу.
Когда в 1945 г. началась гражданская война в Греции, Арсений как военнообязанный был призван в действующую армию, где проявил незаурядное мужество. Служил он три с половиной года радистом. Вспоминая военные годы, он писал, что помогал и боеприпасы в ящиках переносить, и к рации бегать, чтобы связаться с генеральным штабом, когда их полубатальон находился в окружении. Он помогал всем безотказно, не щадя своих сил и не пасуя перед опасностью, вверяя себя полностью в руки Господа. Старец, рассуждая об этом, приводил в пример монахов, которые приносят пользу через молитву, то есть они как радисты Церкви, через непрестанную молитву связывающиеся с Богом, который помогает и им, и тем, за кого они молятся.
Впервые Арсений посетил Афон после службы в армии. Пробыл он там недолго, измучился в поисках духовного наставника. Пережитые им испытания принесли ему определенную пользу и многому научили. Ему пришлось вернуться к семье по просьбе отца, в это время женился старший брат.
Позже старец говорил, что все духовные отцы его отталкивали до тех пор, пока он не окреп духовно.
Жизнь в миру была для него подготовкой к монашеской жизни, постоянной духовной борьбой. После армии он уже не ел мяса, держал пост, удалялся от родных и пребывал в безмолвии. Был внимательным, говорил очень мало, а работая, напевал что-нибудь из духовного. Тайно творил милостыню, помогал семьям, потерявшим близких на войне, собрал приданое сестре, поддерживал материально отца. Он был любим всеми. Родственники знали, так как он от них не скрывал, что собирается быть монахом, но пока не готов к этому подвигу.
В 1953 г. он опять отправляется на Святую гору, но во время путешествия разыгрался шторм. Арсений принял это за Промысл Божий и отправился в монастырь Эсфигмен, где принят был на послушническое испытание. Насельники монастыря имели подвижнический, аскетический дух. В основание своей монашеской жизни Арсений положил смиренномудрие и послушание. Он всецело отдался подвигам, которые превосходили его силы.
27 марта 1954 г. Арсений принимает рясофорный постриг с именем Аверкий. Преподобный Паисий рассказывал об одном случае, произошедшем в то время: когда он помогал в церкви, имея послушание пономаря, во время совершения проскомидии увидел, как Агнец трепещет на дискосе, как живой. Так он увидел, что Таинство с проскомидии начинается.
Старец Паисий продолжал свое духовное делание, читая практические сочинения, непрестанно молясь и упорно работая над собой для очищения от страстей и стяжания Божественной Благодати. Выполняя послушания, старец работал быстро и молча, стараясь не отвлекаться от молитвы. Он был очень внимательным монахом и поэтому сподобился посещения Божественной Благодати. Во время молитвы его ум восхищался в созерцании. Имея горячее стремление к безмолвной жизни, отец Аверкий, взяв благословение у игумена, уходит из монастыря.
Он приходит в Кутлумушский скит святого Пантелеимона и остается в послушниках у отца Кирилла, но ненадолго. По благословению старца переходит в монастырь Филофей под покровительство дальнего родственника и земляка иеромонаха Симеона. Искав уединенной жизни, но оказав послушание старцу, отец Аверкий оказался в особножительном монастыре. Видели его только на послушании и на службе.
В 1957 г. 3 марта отец Симеон постригает Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кесарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской. Отец Паисий стремился познакомиться с добродетельными отцами, духовно преуспевшими и получить от них пользу.
Оказавшись по воле Божией далеко от Афона в монастыре Стомион, старец Паисий помог 80-ти семьям вернуться в Православие из протестантства. Преподобный Паисий Святогорец называл «садиком Святой Богородицы» монастырь Стомион.
Пресвятая Богородица не оставляла заботы о старце. В Стомионе отец Паисий пробыл с августа 1958 по 1962 г. Он был болен, но пост держал усердно, не давая себе послабления. Днем старец выполнял послушание, а ночи проводил в молитве. Полностью вычитывал богослужебный суточный круг, молился по четкам о живых и усопших, а также о людях, которые особенно нуждались в молитве. Он восстановил обитель и изгнал оттуда протестантов, которые своей активностью увлекали за собой местных жителей.
30 сентября 1962 г. старец оставляет Стомион и удаляется на Синай. Многие плакали, когда он уходил, потому что он для них был поддержкой и утешением.
На Синае старец поселяется в келью, где подвизались святые Галактион и Епистимия, которая располагалась недалеко от монастыря. Жил отец Паисий жизнью бесплотных Ангелов, молитва его была непрестанной. Он обрел наконец ту жизнь, которую искал много лет. Об этом старец Паисий рассказывал трепетно, так как считал, что если относиться к пустыне с почтением и подстроившись под нее, можно ощутить, прочувствовать свое утешение.
Здоровье его становилось все хуже и хуже, он принимает решение покинуть Синайскую пустыню. Возвратившись на Афон в мае 1964 г., он поселяется в Иверском скиту каливы святых Архангелов. Все необходимое для безмолвнической жизни там имелось, отец Паисий усиленно продолжает подвижническую жизнь.
По благословению старца Тихона отец Паисий 11 января 1966 г. принимает великую схиму в Ставроникитской каливе Честного Креста.
Здоровье отца Паисия сильно ухудшается, ему делают операцию по удалению части правого легкого и доли левого. Принимается это им как мучение для большой духовной пользы. В больнице отец Паисий сблизился с несколькими благочестивыми девушками, которые сдавали необходимую для операции кровь, потом и навещали его. Старец духовно руководил ими, помог им найти подходящее место для монашеской жизни в Суроти недалеко от Салоник.
После операции и возвращении в скит, врачи порекомендовали ему поменять климат на более сухой. Духовник отца Паисия, отец Тихон, благословил его переселиться на Катунаки. 11 июля 1967 г. отец Паисий удаляется на Катунаки, а 12 августа 1968 г. переходит в Ставроникитскую обитель.
Незадолго до кончины отец Тихон попросил своего послушника перейти к нему в келью. О своей кончине он знал заранее и приготовил себе могилу. 10 сентября 1968 г. старец Тихон почил. Безмолвия ради отец Паисий переселяется в каливу Честного Креста своего святого старца.
На примере отца Тихона преподобный Паисий наслаждался безмолвием, в непрестанной молитве обращался к Богу, молился о спасении мира. Несмотря на его уединение о нем многие узнают. Молодые люди поступали в Ставроникитский монастырь, чтобы видеться и общаться со старцем Паисием. Из своей кельи Честного Креста старец заботится о монашеской жизни в данной обители и направляет ее в святоотеческое русло. 11 лет прожил старец в каливе Честного Креста.
В середине 1970-х гг. отец Паисий вместе с Георгием II активно помогал иеромонаху Косме Григориату по организации работы миссии афонского монастыря Григориат в Заире (с 1997 г. – Демократическая Республика Конго. – Ред.). В миссии активно действовал интернат для мальчиков, открыто 55 приходов, крещено более 1500 аборигенов. 27 января 1989 г. Косма Григориат погиб в автокатастрофе.
В мае 1978 г. старец Паисий поселяется в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. К нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 г. старец поехал с Святой горы Афон в монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти. Старцу сделалось плохо, и его отправили в больницу, где оказалось, что у него запущенная стадия рака.
Перед смертью старец хотел возвратиться на Афон, но его состояние резко ухудшилось. Двух епископов, приехавших к нему, старец попросил прочитать над ним разрешительную молитву. До последнего дня своей земной жизни старец Паисий причащался в храме, считая, что он должен идти ко Христу, а не наоборот.
Его последняя ночь была мученической, он призывал в боли Пресвятую Богородицу.
Старец Паисий скончался 12 июля 1994 г. неподалеку от Салоник, в Свято Иоанно-Богословском монастыре, расположенным близ Суроти. О его кончине и погребении никто не знал, так как такова была его воля. Его похоронили тихо, как он и хотел.
Место его погребения стало святыней для всех православных.
13 января 2015 г. старец Паисий был причислен к лику святых Православной Церкви.
Духовное наследие старца Паисия
Преподобный Паисий Святогорец оставил большое духовное наследие. Старец Паисий был невероятно мудрым, благодаря воле Божией. Он ради ближнего готов был отдать себя полностью. Блаженный старец терпеливо выслушивал всех, приходящих к нему, их боль переносил сквозь себя, происходило невероятное чудо, и люди менялись. «Бог, – говорил старец, – творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека».
Как известно, отец Паисий не произносил поучений и проповедей. Старец имел дар рассуждения, говорил с любовью и искренним участием. Он был врачевателем и утешителем скорбящих и страждущих людей. Когда старец жил около 10 лет в келье Честного Креста, с духовной стороны это был самый плодотворный период его жизни, он вел большую переписку и написал несколько книг. Полезно отметить эти события жизни старца Паисия.
1971 г. Старец написал житие Арсения Каппадокийского, которое издается в 1975 г. 13 ноября этого же года пишет письмо «Духовные цветы», опубликованные в книге «Письма» в 1994 г. уже после его смерти.
1972 г. Старец пишет письмо «Блаженства», опубликованное в книге «Письма» в 1994 г.
1973 г. 13 марта написано удивительное письмо «К новоначальным». 25 ноября того же года он пишет письмо «О девстве и любви».
1974 г. Послание «Горсть опыта – семена, прокаленные в пламени искушений», которое публикуется в книге «Письма».
1975 г. Письмо «Малое благословение от немногих «сухих плодов», печатается в той же книге.
1977 г. 26 мая старец пишет жизнеописание старца Тихона, которое опубликуют спустя 16 лет в книге «Отцы-святогорцы».
1980 г. написаны остальные главы книги «Отцы-святогорцы», вышедшей в 1993 г.
1984 г. Старец Паисий пишет статью о генерале Макриянисе, которую раздает посетителям. Публикуется в периодике и в книге «Архондарик под открытым небом».
1986 г. Отец Паисий распространяет книгу «Старец Хаджи – Георгий» к 100-летию со дня его кончины.
1987 г. Паисий Святогорец пишет краткую статью об антихристе и раздает ее посетителям.
1988 г. 2 февраля написано завещание, в котором старец передает честные мощи святого Арсения Каппадокийского и свои книги монастырю Суроти. Им также написан ряд статей: «О необходимости духовного руководителя», «О семье христианской», «Знамение времен, 666», «Возвращение к Богу от земли на Небо», выпущен сборник «Алфавит духовный».
Серия книг «Слова» составлены из записей духовных бесед сестрами обители Святого Иоанна Богослова. На русском языке доступны следующие книги из этой серии:
Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке.
Слова. Том 2. Духовное пробуждение.
Слова. Том 3. Духовная борьба.
Слова. Том 4. Семейная жизнь.
Слова. Том 5. Страсти и добродетели.
Слова. Том 6. О молитве.
Благодаря духовному наследию Паисия Святогорца мы имеем возможность пересмотреть свою жизнь, научиться исправлять ее, искореняя свои грехи и страсти, духовно совершенствоваться ради своего спасения.
Елена Алексеевна Дмитриева