Так называют апостола Фому в Италии в память преодоления им всех сомнений при встрече с воскресшим Господом.
Когда во время последней беседы Иисус Христос предупредил учеников, что скоро оставит их, Он сказал еще, что идет к Отцу Своему и добавил: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». Можно с уверенностью утверждать, что никто из присутствующих до конца не понимал слов Господа, все промолчали, но только Фома, стремившийся к совершенной ясности во всем, не удержался и сказал, как бы от лица всех: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Не только ученики, но все последующие поколения христиан получили тогда из уст Господа разъяснение на одно из главных христианских сомнений: «Я есмь путь и истина и жизнь, – отвечал Господь Фоме, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14:4–7).
Апостол Фома родился на севере Галилеи в городе Панеаде. От рождения звали его Иуда, но потом стал он известен под прозванием Фома, что в переводе с арамейского означает «близнец». На кого же так походил Иуда-Фома? В Писании о том не сказано, но предание и апокрифы в один голос утверждают: на Самого Иисуса Христа.
Услышав однажды учение Спасителя, увидев чудеса Его, Фома прилепился к Нему всей душой, везде следовал за Господом и был избран в число 12-ти Его ближайших учеников (см.: Лк. 6:15; Мк. 3:18).
Фома стал одним из самых преданных спутников Господа. Вот случай, когда особенно это подтвердилось. Иисус Христос с учениками находился в Галилее. И пришло печальное известие, что друг Его Лазарь тяжко болен. Спаситель решил возвратиться в Иудею. Это смутило учеников. Они хорошо помнили те опасности, которые еще недавно подстерегали их всех в Иерусалиме. «Учитель, – говорили они, – давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11:8). Христос сообщил им, что Лазарь уже умер. Всем было жаль Лазаря, но идти в Иудею казалось слишком опасным, и они оставались в нерешительности. И только Фома в беззаветной преданности Спасителю выступил вперед: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16).
По природе своей Фома более других учеников был склонен держаться всего ясного, очевидного и достоверного. Вечером, в день Воскресения, Господь явился внезапно среди учеников Своих, собравшихся вместе. Не было только Фомы. Когда он потом появился, все с радостью рассказали ему, что видели воскресшего Господа. Фома не поверил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Прошло еще восемь дней. Снова все были вместе. Был и Фома. И вновь явился Господь. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, – обратился Он к Фоме, – подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома с благоговением прикоснулся к ранам Спасителя и сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:27–28). И это единственное место в Писании, где Иисус Христос напрямую называется Богом.
После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа апостол Фома отправился на труды благовестия. Местом его проповеди по жребию стала Индия (в апостольские времена Индией обычно называли все южные богатые страны Азии, о которых имелись смутные понятия. – Ред.) и страны, лежащие на пути к ней из Палестины.
Предание повествует, что в то время индийский царь Гундафор пожелал построить себе великолепный дворец, такой же, как у римских императоров, и послал в Палестину купца Авана, чтобы найти там искусного строителя. Господь внушил Фоме назваться этим строителем, и вот Фома с Аваном отправились в путь. По дороге спутники остановились в одном городе. Властитель той страны выдавал замуж свою дочь, и по городу ходили вестники, приглашая всех на пир, даже бедных, рабов и странников, угрожая царским гневом за неповиновение. Пошли на брачный пир и Аван с Фомою. Апостол занял последнее место, ничего не пил, не ел и погрузился в размышления.
Между тем виночерпий, обходя пирующих, увидел, что некий пришелец не веселится, грубо ударил его и сказал: «Тебя позвали на свадьбу, так веселись и пей с другими!». – «Господь воздаст тебе за это еще на земле, – ответил Фома, – и я увижу, как ударившую меня руку будет таскать пес на показ людям». Вскоре виночерпий пошел к колодцу за водой для разбавления вина. Здесь внезапно напал на него лев, умертвил и растерзал. Собаки прибежали к мертвому телу, одна из них схватила правую руку виночерпия, вбежала в круг пирующих и бросила ее перед ними. Возлежавшие рядом с апостолом рассказали другим, что случилось, и все с изумлением и страхом смотрели на чужестранца.
Доложили властителю. Понимая, что перед ним не простой прохожий, властитель предложил Фоме: «Войди в комнату новобрачных, благослови дочь мою». Апостол исполнил его желание. По Божиему откровению он провидел, что дети, рожденные от молодых супругов, будут больными и несчастными. И потому дал жениху и невесте наставление сохранять целомудрие, благословил, помолился о них и ушел.
Аван и апостол Фома отправились дальше и через какое-то время достигли Индии. Царь Гундафор обрадовался строителю, показал ему место, где хотелось бы ему иметь дворец, и выдал апостолу нужное количество золота на постройку. После этого уехал в дальнюю поездку, куда уже давно собирался.
Фома тут же начал раздавать царское золото нуждающимся. Вместе с тем он ревностно проповедовал веру Христову, многих обратил ко Христу, крестил и усердно благовествовал Евангелие.
Все больше и больше распространялось Слово Божие, но были и недовольные деятельностью апостола. Они донесли царю, что постройка совсем не начата, что архитектор раздает золото нищим и ходит по городам и селениям, проповедуя нового Бога и творя разные чудеса. В гневе царь повелел привести к себе апостола.
– Построил ли ты дворец? – спросил он Фому.
– В этой жизни, – отвечал апостол, – ты не можешь видеть дворец, который я построил. Но когда умрешь, тогда увидишь его, поселишься в нем и будешь радоваться жизни вечной.
Не понял царь этих слов, он решил, что Фома смеется над ним, и приказал заключить его в темницу, а также и Авана вместе с ним. Обоих ожидала жестокая казнь.
В ту же ночь занемог и умер царский брат. Душу умершего принял Ангел Божий, вознес ее в небесные селения и стал показывать палаты, одна другой красивее и светлее.
– В какой из этих палат желаешь жить? – спросил Ангел новую душу. Та указала на одну из них, выделявшуюся по красоте и великолепию.
– Если хотя бы в уголке этой палаты позволили мне поместиться, я ничего больше не желала бы.
– Нет, – возразил Ангел, – эта палата принадлежит твоему брату, – это та самая палата, которую странник Фома создал на полученное им золото.
Тогда душа стала просить Ангела:
– Молю тебя, отпусти меня к брату моему, я куплю у него эту палату, – он не знает ее великолепия. Потом я снова вернусь сюда.
Ангел согласился, и умерший тотчас ожил, точно проснулся от глубокого сна.
Царь, услышав, что брат его ожил, поспешно пришел к нему.
– Царь, – сказал воскресший, – я знаю, что ты любишь меня, что безутешно плакал обо мне и если бы мог оживить меня, ты не задумался бы отдать и половину царства своего. Я же прошу у тебя только одного дара: отдай мне свою небесную палату и возьми за нее хоть все мое богатство.
Царь задумался: «Откуда у меня палата на небесах?» И понял, какую палату выстроил ему пришелец Фома. Тотчас послал он освободить пленников из темницы. Сам вышел навстречу апостолу и со слезами просил простить грех, содеянный им по неведению. Вскоре оба брата приняли святое Крещение.
Апостол Фома продолжал трудиться в Индии, где проповедью, знамениями и чудесами многих приводил ко Христу. Предание приводит такой случай. Некий языческий жрец убил своего сына и обвинил в этом апостола Фому. Убийство совершено было без свидетелей, и народ поверил жрецу. Апостола присудили к казни. Никто не мог свидетельствовать за него, и Фома сказал:
– Пустите меня, и я спрошу убитого, кто убил его.
Для испытания судьи согласились выполнить эту странную просьбу. Помолившись, апостол Фома обратился к мертвецу:
– Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, скажи нам, кто убил тебя?
– Отец мой убил меня, – ответил мертвый.
Чудо это поразило всех, и многие тогда уверовали во Христа.
А Фома продолжил миссионерское путешествие и достиг пределов Каламидских, бывших во владении царя Муздия. О новом проповеднике узнала жена царя Тертиана. Желая увидеть апостола и услышать учение его, она переоделась в простую одежду и пошла на площадь, где Фома в то время учил народ. Тертиана не могла потом забыть слов апостола и вскоре тайно крестилась от него и стала проводить много времени в посте и молитве. Узнав причины охлаждения супруги, царь в гневе приказал казнить проповедника.
Пять воинов отвели апостола Фому за город, на высокую гору, и здесь он погиб, вздетый пятью копьями.
Так закончил путь великий проповедник, но Божия Церковь, воссозданная его стараниями и молитвами, росла и крепла. Там, где было погребено тело Фомы, совершались постоянные чудеса, и многие обратились от языческого заблуждения к истинной вере.
Однажды сын Муздия впал в жестокое беснование, и никто не мог исцелить царевича. Царь сильно скорбел о несчастном сыне и был готов на все, только бы он выздоровел. Вспомнив, что апостол Фома при жизни успешно исцелял бесноватых, царь отвел сына на могилу проповедника, и там произошло его полное исцеление. Велика была радость между верующими, и Слово Божие росло и утверждалось. После апостола Фомы наиболее известным проповедником православия в Индии был русский миссионер-подвижник архимандрит Андроник (Елпидинский, 1894–1954), который провел в стране 18 лет, с 1931 по 1949 г.
По свидетельству церковных писателей, в 385 г. мощи апостола Фомы были перенесены из Индии в Месопотамию, в город Эдессу. Здесь была построена во имя его великолепная церковь, увидеть которую стремились многие паломники. В память перенесения в Эдессу мощей апостола Фомы было учреждено местное празднество – третьего июля.
Часть мощей апостола была перенесена в Константинополь, где был создан храм во имя апостола. Части мощей апостола Фомы есть также в Венгрии и на Афоне. В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи – город Сан-Томе.
Важным местом почитания апостола Фомы по-прежнему остается собор его имени, построенный в 1896 г. на горе в восьми милях от Мадраса (ныне Ченнаи). Собор находится в ведении небольшого католического женского монастыря. Из других устроений в Индии во имя апостола можно назвать храм в Нью-Дели на территории дипломатического представительства Российской Федерации.
В Италии апостола Фому называют апостолом веры, в память преодоления им всех сомнений при встрече с воскресшим Господом. Собор в честь святого Фомы построен в городе Ортона. Есть храмы во имя апостола в Греции, есть в Туркменистане, есть, конечно же, и в России.
Анатолий Александрович Мацукевич