Тема помыслов редко поднимается где-либо, кроме аскетической литературы, между тем она представляется крайне важной. Это часть антропологии падшего человека, о которой мир не имеет понятия, но, тем не менее, раскрывая святоотеческое учение о помыслах, можно объяснить, почему же православное христианство является единственным путем к спасению. О «Фабрике добрых помыслов» преподобного Паисия Святогорца рассказывает выпускница Высших Богословских курсов при Московской духовной академии Елена Тохтамышева.
В миру есть такое понятие – «хороший человек». Человек может быть хорошим безотносительно к какой-либо религии, может быть атеистом, мусульманином, протестантом. Хороший человек никого не убил, не ограбил, старается жить честно и выглядеть прилично, в общении приятен. Вот такой образ. Действительно, мы можем видеть, что есть достаточное число с виду приличных, по-своему честных людей, особенно если они получили традиционное воспитание.
Зачем тогда нужна Церковь с ее с постами, службами, молитвами, понуждением себя в ограничении участия в увеселительных мероприятиях. Многие из верующих церковных людей затрудняются ответить на этот вопрос. Да, все понимают, что в Церкви есть соединение с Богом через Причастие, оно дает силы для борьбы с грехом. Но это теория для большинства, потому что мы редко видим церковного человека, который бы отличался от среднестатистического «хорошего человека», а зачастую церковные люди сильно проигрывают во внешней «хорошести» и добрым делам тем же протестантам.
В этой связи учение о помыслах в православной антропологии становится не одним из ее разделов, а важнейшей и во многом определяющей частью сотериологии.
Если не брать помысел как основу для зарождающегося греха, а рассматривать его как часть мысленного прилога, не переходящего в действие, что тут можно увидеть? Оказывается, внутри человека течет напряженная жизнь, можно сказать даже, что жизнь, параллельная внешней. И внешне она может никак не проявляться, но на самом деле являться той самой нечистотой, из-за которой душа в таком состоянии неугодна Богу.
Большинство людей даже не предполагают о серьезности этого вопроса, а ведь очищение внутреннего человека является определяющим на пути к спасению. Мы можем представить себе, к примеру, мецената, который также является хорошим семьянином, но при этом его внутренняя жизнь исполнена всяких фантазий и извращений. Сам Господь поставил помысел наряду с тяжелейшими грехами: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19), а апостол Петр приравнял помысел к плотским грехам действием: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам» (1 Пет. 4:3). В аскетической литературе, которая есть отражение практического опыта борьбы с грехом, много внимания уделено этому вопросу.
Преподобный Паисий Святогорец развил учение о помыслах в отдельный пласт своего богословия и доступным языком описал нам методику замещения помыслов и через это – очищение своего внутреннего человека. Святой старец предложил нам освоить так называемую «Фабрику добрых помыслов». Конечно, тут немалую роль играет то, что в святоотеческой литературе называется «трезвением». То есть нужно «не спать», а отлавливать зарождающиеся негативные или нечистые мысли и не только прогонять их Иисусовой молитвой, но и творчески перерабатывать.
Перейдем к наследию старца и рассмотрим его советы:
«Видя все посредством добрых помыслов, человек очищается и приемлет Благодать Божию. А злыми, «левыми», помыслами человек осуждает и несправедливо обижает других, препятствует приходу Божественной Благодати, после чего приходит диавол и терзает его» (здесь и далее: цитирование из книги Паисия Святогорца «Слова. Том 3. Духовная борьба»).
«Страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысл помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, [его] страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысл не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть».
«Один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца».
«Если человек держит [в себе] пусть даже и «немного левый», то есть злой, помысл о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал – посты, бдение или что-то еще, – все пойдет насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным?».
«Один чистый, добрый помысл обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг».
Святой Паисий уверен, что доверие Богу и недоверие помыслу делает жизнь легкой и привлекает Божественную благодать. Вот как он описывает бытовой случай.
«Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей. У них может быть все, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысл, опоздавший скажет так: «Видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает, может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности!». И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесется к происшедшему недуховно и начнет обвинять и хулить Бога: «Да что еще за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Все наперекосяк!». Принимая то, что с ним случается посредством «правого» помысла, человек получает помощь. А работая «налево», он мучается, изводится, выходит из равновесия».
Об отношении к другим преподобный Паисий говорит: «Если хотите научиться работать над собой, то не исследуйте, чем занимаются другие, но включайте в работу добрые помыслы о том, что видите в них. Независимо от того, какую цель преследует человек, включайте в работу добрые помыслы. Добрый помысл содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму».
И даже больше того: «Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро».
Старец учит замечать в окружающей действительности не помойку и грязь, а цветы и красоту окружающего мира.
Искусство святости он объясняет через изменение помысла об окружающем: «Тот, кто совершает [над собой] тонкое делание, оправдывает других и не оправдывает себя. И чем больше он продвигается вперед в отношении духовном, тем большую приобретает свободу и тем больше любит Бога и людей. Тогда он не может понять, что значит злоба, поскольку постоянно имеет о других добрые помыслы; его мысли постоянно чисты, и на все он смотрит духовно, свято… И напротив: человек не очистившийся мыслит лукаво и на все вокруг смотрит лукаво. Своим лукавством он пачкает даже хорошее, доброе».
Оказывается, что помысел это то, что может сделать человека святым, а может ввергнуть в ад еще в этой жизни.
«Вся духовная жизнь основывается на помысле. От помысла зависит преуспеяние в духовной жизни».
Старец приводит несколько практических примеров, когда изменение помысла способно примирить человека с какой-то травмирующей действительностью:
«Нет ничего лучше доброго помысла. Один мирской человек построил себе дом в тихом месте. Прошло время, и возле его дома с одной стороны построили гараж, с другой – провели шоссе, а с третьей – открыли бар с дискотекой. До самой полуночи слушай, как гремят барабаны. Несчастный потерял сон, ложился в постель с вкладышами в ушах, даже начал принимать таблетки. Еще немножко, и у него помутился бы рассудок. Приехал он на Святую Гору, разыскал меня и стал рассказывать: «Так, мол, и так, геронда, нет нам никакого покоя. Что мне делать? Я думаю строить другой дом». – «Включи в работу добрый помысл, – сказал я ему. – Вот подумай: если бы шла война и в гараже ремонтировали танки, в расположенный рядом госпиталь санитарные фургоны свозили бы раненых, а тебе бы сказали: «Сиди на месте. Жизнь мы тебе гарантируем, трогать тебя не будем. Можешь выходить из своего дома спокойно, но передвигаться только в радиусе этих построек, потому что пули сюда не долетают». Или сказали бы так: «Не высовывайся из своего дома, и никто тебе ничего не сделает». Разве тебе было бы этого мало? Разве ты не посчитал бы такие условия настоящим благословением? Поэтому сейчас скажи себе так: «Слава Тебе, Боже, что нет никакой войны, что люди живы-здоровы и занимаются своими делами. В гараже нет никаких танков, люди ремонтируют там свои машины. Слава Тебе, Боже, что нет никакого госпиталя, никаких раненых и прочего горя, которое приносит война. По шоссе не тянутся танковые колонны, а мчится поток автомобилей – люди торопятся на работу». Если ты таким образом включишь в работу добрый помысл, то после придет славословие Бога». Бедолажка понял, что самое основное – это правильное отношение к обстоятельствам, и ушел умиротворенным».
Таким образом, народное богословие преподобного Паисия преподносит нам в доступном виде сложнейший аспект внутренней жизни человека и дает пути к разрешению этого важного вопроса. По сути можно сказать, что учением о помыслах можно объяснить то внутреннее делание верных Церкви, которое отличает их от социальной деятельности прочих людей, полагающих себя хорошими и угодными Богу в силу причастности ко всякого рода волонтерской деятельности, которая, по сути, не будучи пререкаемой, тем не менее оставляет человека в силу его неведения с его поврежденным внутренним миром, исполненным всяких фантазий, подозрений и осуждения.
И чем больше людей узнают о «Фабрике добрых помыслов» старца Паисия и о том, как с помощью Божией и с необходимой поддержкой Таинств Церкви созидать в себе нового человека, тем меньше станет проблем в окружающем мире и межличностных отношениях.
Елена Тохтамышева