Материалы для организации внеурочной деятельности со школьниками 6–7 классов
Понятие «мужество», как правило, у школьников ассоциируется с физической мощью, силой воли, воинским подвигом. Для мотивированного и глубокого осмысления школьниками этого понятия целесообразно на первом этапе предложить рассмотреть произведения искусства и выбрать самый мужественный, по их мнению, образ.
Школьникам были предложены:
– пророк Иоанн Креститель, этюд для картины А.А. Иванова «Явление Христа народу»;
– икона апостола Иоанна Богослова кисти В.Л. Боровиковского;
– икона «Чудо святого Георгия о змии» в иконографическом варианте, оптимальном для восприятия светскими школьниками;
– картины «Три богатыря» и «Витязь на распутье» В.М. Васнецова;
– картины «Клятвы Горациев» и «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» Ж.Л. Давида.
Самыми «мужественными» школьники отметили трех богатырей, витязя и Горациев. Некоторые включили в этот перечень отца Горациев. Этот выбор обусловлен приоритетом «родных» образов богатырей и витязя, полюбившихся с детства, а также привычным культурным типом доблестного воина в алом плаще.
На втором месте оказались святой Георгий Победоносец и Бонапарт, причем святого Георгия отнесли к мужественным образам, исходя из знаний о нем, а Бонапарта исключительно по изображению полководца на вздыбленном коне.
Те школьники, которые в силу эрудиции идентифицировали изображение с Наполеоном Бонапартом, вообще исключили его из круга мужественных людей, аргументировав свое мнение: «он враг России», «он бросил армию и сбежал», «им двигала жажда наживы и славы».
При дальнейшем рассмотрении выбранных изображений школьники дали следующие характеристики мужеству: «сила, воля, целеустремленность, стойкость, отвага, храбрость, зоркость, самоотверженность, военная хитрость».
На вопрос, почему школьники не включили в перечень «мужественных образов» пророка Иоанна и апостола Иоанна Богослова, прозвучали следующие ответы: пророк – «измученный, изнуренный, у него какой-то вид больной», апостол – «по виду слишком слабый».
На втором этапе занятия школьникам был задан вопрос, каких мужественных полководцев в России, они могут назвать. В числе ответов прозвучало имя Александра Васильевича Суворова. После напоминания школьникам прижизненных портретов А.В. Суворова, они пришли к выводу, что «тщедушная» внешность может не отражать внутренние качества человека, и мужество – это, прежде всего, внутреннее качество.
На третьем, самом продолжительном этапе, который может занять дополнительное время (или еще одно занятие), школьники знакомились с житием пророка Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова, используя за основу тексты святителя Димитрия Ростовского: «Сказание об усекновении главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» и «Житие святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова».
После ознакомления с житиями школьники отметили, что мужество пророка Иоанна проявилось в «его исключительной вере, аскетизме, терпении, силе воли и духа», а мужество апостола Иоанна Богослова – «в его верности Христу», в том, что «он не побоялся римских властей и стоял у распятого Христа».
На четвертом этапе целесообразно обратиться к понятию «мужество» в словаре В.И. Даля: «Мужество– состояние мужа, мужчины, мужеского рода или пола вообще… || Состоянье возмужалости, зрелого мужеского возраста… || Стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть; храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях: терпенье и постоянство … Мужественный –о внешности: осанистый, видный, могучий, величавый, дюжий, ражий; о дух.: доблестный, стойкий, крепкий, храбрый, отважный, спокойно-решительный».
Школьникам предлагалось подобрать, используя определение В.И. Даля, характеристики к каждому из уже рассмотренных изобразительных образов: пророку Иоанну Крестителю, апостолу Иоанну Богослову, святому Георгию, богатырям, витязю, А.В. Суворову, Горациям и их отцу.
В описаниях школьники использовали применительно:
– к пророку и апостолу – «духовная крепость, стойкий, спокойно-решительный, терпенье и постоянство»;
– к святому Георгию на иконе «Чудо святого Георгия о змии» – «доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях»;
– к богатырям и витязю – «доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою… осанистый, видный, могучий, доблестный, стойкий, крепкий, храбрый, отважный»;
– к А.В. Суворову – «стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях, терпенье и постоянство … доблестный, стойкий, крепкий, храбрый, отважный, спокойно-решительный;
– к Горациям и их отцу: «стойкость, доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою … осанистые, видные, могучие, величавые, доблестные, стойкие, крепкие, храбрые, отважные, решительные».
Для расширения понятийного аппарата школьников целесообразно сосредоточить их внимание на значении самого используемого ими слова «доблесть», которое при этом не применялось к характеристикам пророка и апостола.
Согласно В.И. Далю: «Доблесть, высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, саможертва». В этом значении слово «доблесть» применимо и по отношению к пророку Иоанну Крестителю и к апостолу Иоанну Богослову.
На заключительном этапе целесообразно обратиться к земному пути Христа, его Крестной смерти и Воскресению. После беседы со школьниками на обозначенные темы, они самостоятельно приходят к выводу, что подлинная мужественность была явлена Христом, и потому каждый победитель, если он не захватчик, а защитник, не поработитель, а освободитель, независимо от внешних данных, обладает мужеством – внутренним духовным качеством.
Виктория Олеговна Гусакова, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, кандидат искусствоведения