Протоиерей Геннадий Заридзе
Страна в начале XX в.
К началу XX в. Российская империя представляла собой сильную державу. Скорость, с которой развивалась страна, была очень высока. К 1913 г. объем производства в разных отраслях промышленности увеличился в 5–13 раз. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. По темпам роста отдельных отраслей промышленности Россия обгоняла другие страны.
К началу Первой мировой войны золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире, а российская валюта была главной, по золотовалютному российскому рублю определялись мировые цены. В 1914 г., во время Первой мировой войны, все страны, участвовавшие в военных действиях, перешли на продовольственные карточки, все, кроме России, которая продолжала воюющие с ней страны снабжать хлебом. Подъем в промышленности, в экономике был потрясающий. Россия была державой, которая, по исследованиям американских и английских экспертов, совсем не дружелюбно относившихся к ней, к середине XX в. должна была достигнуть такой мощи, что сильнее ее в мире не было бы. Да еще это была православная держава!
В России были осуществлены важнейшие реформы, в частности отмена крепостного права. Кстати, после отмены крепостного права только 28% крестьян ушли в общины, остальных все устраивало в их жизни. Это не был забитый несчастный рабочий класс, люди жили полноценной жизнью. Россия не была «тюрьмой для народов», люди жили свободно. В царской России в тюрьмах сидело около 33 тыс. человек, сейчас – 1,5 млн! Сравните!
За 17 лет до революции прирост населения в России составил 50 млн. Россия жила прекрасно, лучше, чем любая другая страна в мире. Поэтому предпосылок к революции не было, революционной ситуации в России не было. Были специально засланные люди, которые решили уничтожить нашу страну и, соответственно, унич¬тожить православных христиан.
Богоборцы
В 1917 г. в России начинаются революционная вакханалия и террор. Так, в Киеве 25 января 1918 г. расстреляли архиепископа Владимира, митрополита Киевского. Пьяные матросы и солдаты, подстрекаемые провокаторами, начали грабить Киево-Печерскую Лавру, глумиться над мощами. Естественно, митрополит Владимир сказал: «Что вы делаете, этого же делать нельзя, это же грех». Его тут же расстреляли. Ничего святого у тех людей не было, ничем святым они руководствоваться не собирались. Это была толпа специально натравленных зверей.
Политика была такая: превратить страну в свалку, ввергнуть в хаос. Осуществлялось это маленькой кучкой людей. Их задачей было подготовить предателей и подстрекателей. В этих целях во время русско-японской войны были подготовлены 50 тыс. провокаторов из числа наших солдат, попавших к неприятелю в плен. Они были подготовлены для ведения провокационной деятельности и рассредоточены по всей России. Именно они провоцировали народ, устраивали митинги. Это как и при Распятии Христа – кто-то из толпы должен кричать: «Распни! Распни!»
Сатанисты, действовавшие в России, решили совершенно уничтожить Церковь и устроить геноцид русского народа. Так, во время Гражданской войны было убито 8000 монашествующих и священнослужителей. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», принятый 23 января 1917 г., запрещал религиозным обществам владеть собственностью и предусматривал национализацию всего церковного имущества. Причем ни в коем случае нельзя было мирным путем решать вопрос, надо было устроить войну, бойню. Началось повсеместное вскрытие мощей и глумление над ними. Был запущен такой механизм, который привел бы всех, кто верил в Бога, в шок, и веру в Бога сделал бы непопулярной, чтобы люди боялись и забыли о вере в Бога.
В России свирепствовали сатанисты. Им доставлял удовольствие сам процесс убийства беззащитных верующих, монахов, духовенства. С особым изощрением издевались они над архиереями. Архиепископа Сильвестра Ольшанского распяли. Много было ужасающих расправ. В мире все взаимосвязано – так же, как Иерусалим был захвачен и разрушен после Распятия Христа, – после расправы над Церковью в стране начались бедствия. С 1921 г. экономическая разруха и политическая нестабильность страны привели к тому, что от голода умерло 5 млн человек, это плюс к 13 млн, убитым во время Гражданской войны. За убийство никто не отвечал, только перед Богом все ответят!
Вера и философия
Кроме явных богоборцев, одержимых сатанизмом, были и предатели внутри Церкви. Люди, не имеющие ощущения вечности, грядущей вечной погибели, не понимающие любви Божией, смысла духовной жизни, сердцем не вмещали Христа и как философию меняли веру в Бога на другую веру, на веру в коммунизм. Некоторые делали это из страха за свою шкуру. Такими предателями, разрушающими Церковь изнутри, оказались обновленцы. Новой властью был спровоцирован обновленческий раскол, который целью своей имел дискредитацию Церкви в глазах верующих. Обновленческая ересь была популярна, многие попались на это.
Митрополит Петроградский Вениамин в период изъятия церковных ценностей предложил передать их властям в добровольном порядке, чтобы избежать репрессий и расправ. Был составлен договор, но потом власти опомнились – должна же быть война! А тут – договор с попами! И от договора отказались, после чего стали судиться с митрополитом Вениамином, обвиняя его в контрреволюционной борьбе и объявив его врагом народа.
Начались судебные процессы. И именно обновленческие священники выступали против него прямо с трибуны, поливали его грязью, говорили явную заведомую ложь. Вменялось ему то, что он возбуждает народные массы заявлениями о том, что Церковь готова помогать голодающим. Две недели продолжались допросы. В судебном заседании митрополит Вениамин сказал настолько яркую речь, что дискредитировал своих обвинителей. Они поняли, что потерпели фиаско, и не могли ему ничего возразить. Народ аплодировал. Митрополита расстреляли. Властям не нужен был проповедник, им не нужен был человек Божий, не нужен был человек, который популярен у народа и который ведет его к вере.
Иудушки
Обновленцы глумились над церковными уставами и законами. В антиминс вместо мощей мучеников зашивали камешки. Служба была похожа на маскарад: подходил обновленческий диакон к обновленческому епископу и говорил: «Товарищ архиерей, благослови кадило». Они выступали за священство, женатое не один раз, внедряли службы на русском языке, чуть ли не на зековской фене. Внедряли экуменизм – подражали католикам, постулируя: православие и католицизм – одно и то же.
Параллельно шла расправа с носителями подлинной православной традиции. В 1921 г. было уничтожено до 7 тыс. человек духовенства. Из 8 млн замученных около 40 тыс. – духовенство. Самый большой и страшный террор был с 1937 по 1941 г. В этот период было расстреляно духовенства 110 700 человек. Осталось несколько десятков священников на всю Россию. К 1941 г. в России оставалось 150 действующих храмов. Всего 10 монастырей вместо тысяч обителей, существовавших до революции. Только четыре архиерея осталось на кафедрах.
19 января / 1 февраля 1918 г. Патриарх Тихон объявил анафему всем, кто участвовал в гонениях на Церковь. Эта анафема не снята до сих пор.
Покайтесь!
Некоторые из обновленцев снова обращались к Богу, и это говорит о том, что все-таки оживали души, они чувствовали и понимали свои ошибки, могли их признать, покаяться и вернуться в лоно Церкви. Покаяние возможно лишь тогда, когда человек осознает свою неправоту и то, что Благодать Божия его покинула, что любовь Божию он потерял и радость бытия не существует в его сердце.
Человек находится под запретом, и Господь благодать до него не допускает, и он чувствует пустоту внутреннюю. Как только запрет снимается, благодать снова начинает присутствовать в сердце. Это явно, это даже физически ощутимо. Поэтому отпадение от Церкви – это определенное состояние богооставленности, которое человек чувствует всем своим существом, и особенно остро оно переживается сердцем.
В наши дни также случается отпадение человека от Христа. Людей растаскивают по сектам, по различным религиям и конфессиям. Духовное заменяется внешней, физической формой, а это происходит от неглубины духовного прозрения и познания, от страха, от трусости, от гордыни.
Наследники Царствия
Каждый из живущих на земле людей призван к тому, чтобы стать наследником Царствия Небесного. Каждого Господь благословляет cделать это. Ни у кого не отбирается такая возможность. Каждого Бог любит, даже самого последнего негодяя (с точки зрения общественной нравственности и морали). Каждый призван жить духовной жизнью. Но насильно заставить любить Бога невозможно.
Почему Серафима Саровского ненавидели в то время, когда он жил? Да потому, что он своей жизнью обличал. Он не делал специально ничего, чтобы противопоставить себя окружающим людям и жившим рядом с ним монахам. Он просто жил духовной жизнью, и это было обличение. Поэтому, когда решили канонизировать Серафима Саровского и Николай II настаивал на этом, один из присутствующих монахов сказал: «Этого хотите канонизировать? Да разве можно…» Вот такая была зависть.
Преподобный Серафим Саровский стяжал Духа Святаго, он был носителем Божией Благодати. И мы все должны быть носителями Божией Благодати. Глубокая любовь должна быть – и вера в Бога. Следовать нужно по пути крестоношения. Не важно, когда смерть произойдет, важно то, в каком качестве мы будем. Надо, чтобы сердце наше как светильник в нас горело, и будет так, если стяжать благодать. Как Серафим Саровский говорил:
«Спасись сам – и рядом спасутся тысячи».
Наталья Заева