28 ноября – начало Рождественского поста. Как совместить Рождественский пост со всенародным празднованием Нового года? Что предписывает на этот счет Устав Русской Православной Церкви? На эти вопросы ответил протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области.
– Отец Валериан, скажите, пожалуйста, можно ли совместить пост и светский праздник Нового года?
– Есть замечательное библейское изречение: «Произволение сердца – от человека, а изречение уст – от Бога». Как-то я увидел вывеску: «Времена меняются, а праздники остаются». Согласно этому правильному замечанию, в человечестве праздники были, есть и останутся, пока люди не будут приведены в Царство Небесное, то есть до Второго Пришествия.
Но праздник может быть праздником, а пост постом. Рождественский пост – самый легкий, вы знаете, в определенные дни разрешается и рыба, и овощная пища с маслом, и вино. И это часть праздника, утешение «братии велие».
И совсем не обязательно праздник – значит, нужно ходить на головах и есть до отвала что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не праздник.
Я вспоминаю свои молодые годы, когда справляли так называемые гражданские праздники. Все собирались, готовили, потом мужики быстро напивались, и их растаскивали. И это – праздник?! Проползли, а не провели праздник.
Сочетание праздника и поста возможно. Когда Новый год празднуется в воскресенье, то разрешается рыба. А 3 января рыба не благословляется, даже если это воскресенье.
Ныне уже святые, исповедники, так сказать, для нашей немощи преподали совет. Например, 1 января по новому стилю празднуется память Ильи Муромца. Это – наш преподобный, а не только историческая личность, воин. Можно ему пропеть величание, и тогда вкушать рыбу – если не среда и не пятница.
А, например, Великий пост – подвижный. И если на эти дни приходятся чьи-то именины, или день рождения, ну что ж – не повезло в этом году, пришлось постом. Но, кстати, и на это Церковный Устав дает совет. Памяти святых переносят, если они совпадают с каким-то важным событием. На первой неделе Великого поста службы сугубо постные, особого содержания. И когда на них выпадает память святых, святитель Алексий или Иверская, праздники передвигают на воскресные дни. Если даже памяти святых переносят, то можно и застолье перенести на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг человек поехал в командировку? Что же, пропал праздник в этом году? Почему? Его можно перенести.
Кстати, владыка Афанасий (Сахаров), тот самый, который шутливо советовал – пропой величание святому, а потом вкушай рыбу, говорил: «Именинник в чести недель до шести». С какой любовью даны все эти советы…
А если человек просто заболел? Что ж, ему ползком собирать какое-то торжество? Можно же передвинуть. Вот вам и ответ, как справлять.
И потом, вы знаете, – «с новым счастьем», поздравления, пожелания… Они иногда звучат своеобразно. Вы обратили внимание, что, когда люди поживут уже достаточно времени, вспоминают прошлое: «Ах, как было хорошо». Это значит, стало не совсем так? Поздравлять ли с чем, или не с чем, или рано еще поздравлять? И что будет и как?
Есть такая притча из мусульманской жизни. Один шах решил узнать, что о нем говорят в народе. Переоделся дервишом, странствующим паломником, ходил везде и слушал, как его кроют – что он такой, сякой. Перед ним-то все расшаркиваются, поклоны дают, а, оказывается, его все ненавидят. Он в ужасе думает: «Неужели я такой плохой?» Наконец подошел к мечети и слышит, как с минарета мулла молится: «Аллах, долгих лет шаху!» Он думает: все-таки есть человек, который желает мне долгих лет. Дождался, когда тот спустился, и спрашивает: «Мулла, скажи, ну что ты в этом шахе нашел? Вокруг все его кроют, костят». «О правоверный, – отвечал мулла, – мне уж больше 100 лет, я 10 шахов пережил». – «И что?» – «Каждый последующий хуже предыдущего; пусть этот уж живет». Это рассказ – с древности. Времена меняются, меняются шахи, а истины – остаются.
Что касается праздников и того, как их справлять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдержанно, конечно, что-то отметить. Но особенно веселиться? Мы не знаем, что в будущем году еще предстоит.
У нас, правда, часто заранее веселятся на свадьбах, но что-то немного я вижу счастливых продолжений. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а веселятся-то все. Так не рано ли иногда веселиться? Нет, можно веселиться, но, может быть, более сдержанно? Это касается всех праздников, какие бы они ни были – личного характера или общественного.
Но это не значит, что вера православная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в православной жизни, кроме праздников, есть посты. Вот пост-то и делает праздник праздником. Ну что разговляться, если вчера ел, сегодня ел, ну, особое что-то приготовил, и только? На самом деле все познается в сравнении. Настоящий отдых – это когда человек потрудился как следует и потом блаженствует.
Я вспоминаю свою молодость, когда в 1956–1957 гг. был на целине. Работаешь, работаешь, потом, если машина подъезжает откуда-то, ложишься на эту площадку, голову на педаль металлическую – и засыпаешь тут же. Такой блаженный отдых. Никаких таблеток не нужно снотворных глотать, никаких переживаний – когда умотаешься, ни до чего. Вы знаете это выражение умных людей, что отдых – это смена занятий. Когда физически человек устал – можно почитать что-то, посидеть так. Ну, конечно, если и это делать не в состоянии, можешь и спать.
Но теперь понятие отдыха как-то растворилось. Говорят – «расслабиться». Вот расслабление как раз – это не отдых, расслабленный – это тот, кого нужно лечить. К словам нужно очень осторожно относиться, они довольно конкретно отражают сущность. На самом деле слово имеет такую силу, такую глубину, которая только со временем открывается.
Мы все знаем выражение «тише едешь – дальше будешь». Его иногда употребляют по отношению к тому, кто еле тащится. Но не сказано, что если будешь волочиться, то окажешься дальше; речь идет о том, что «тише едешь». Ведь тише – это не значит медленнее. Это значит – без особой спешки, без шума, тихо. Вон иногда летит скоростной поезд с хорошей подвеской, его и не слышно, а он движется со скоростью 100 с лишним километров. Он едет тихо, бесшумно, но быстро. Поэтому иногда нужно задуматься сначала, о чем идет речь. А это относится к смыслу, к пониманию вещей. Очень хорошо сказал святитель Николай Сербский: «Первые люди не много знали, но все понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Ну, а в конце, наверное, будут, может, много знать, но ничего не понимать».
Что касается духовных вещей, их совмещения с нашей повседневной жизнью, то большая часть недоумений возникает из-за того, что духовную область почти никто не знает. Так же как и церковных уставов, правил, всех этих тонкостей – перенесения памяти, совмещение праздников и постов.
Если памяти святых переносят, значит, и нам юбилей можно перенести. Если совпадают праздник и пост, то почему обязательно нужно есть скоромное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начинают рассуждать о посте, говорят: какая разница что есть, не все ли равно? Так если все равно – ешь постное. Если это неважно, что ты на этом претыкаешься? Празднуй без мяса и молока. Можешь праздновать – можно праздновать.
Праздник – это все-таки состояние души, а не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет. Не это самое главное. Больше того, как сказал святитель Николай Сербский о князе Лазаре: «Его изможденное, измученное тело держалось силой совершенно живой души. Ибо как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет».
А здесь получается, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только праздник? Наелся, напился и спать завалился. Ну и что?
Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каждого месяца освящали молитвой. У нас в Уставе в этом смысле осталось только 1 августа, а раньше всегда молились, когда что-то отсчитывали. Мы же свои года считаем, празднуем. Почему же и начало года не отметить? В глубокой древности новый год начинался 1 марта, потом у нас было 1 сентября. Кстати, до сих пор это сохранилось в школе, в этот день дети начинают учиться.
– Что делать с таким героем Нового года, как Дед Мороз? Я понимаю, что это герой языческий, но, с другой стороны, избежать его присутствия, особенно в детской среде, на мой взгляд, невозможно.
– Да нет, почему это языческий? Просто сказочный. Никакого там язычества нет. Это аллегория, так сказать. «Идет –по деревьям шагает, трещит по замерзшей воде, и яркое солнце играет в лохматой его бороде».Ничего особенного – сказочный персонаж. Вот Баба Яга больно неприятная. А дедушка – это что-то доброе, как у А. Плещеева:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток.
Дедушка, найди мне беленький грибок.
Ты хотел мне нынче сказку рассказать.
Посулил ты белку, дедушка, поймать».
Что ж тогда, и сказки не рассказывать? Это вы что-то не то.
– И подарки под елкой – нормально?
– Это очень интересно. Правда, знаете, на эту тему есть юмор: под подушки двум детям положили подарки. Достает пессимист: «А-а, опять лошадка шоколадная». А другому достался сухой котях, лошадиный навоз в бумажке. Он: «О! А у меня живая, только убежала!» Остались от нее следы.
Возвращаясь к теме праздников, можно сказать одно: светский праздник – это какое-то событие земного характера, а церковная жизнь – это как бы состояние православного человека – когда поститься, когда праздновать. Если на работе заставляют что-то делать – ну куда денешься? В свое время постоянно устраивали субботники под Пасху или даже на Пасху. Было такое время, но уже прошло: времена меняются, а Пасха, праздники остаются.
Беседовала Ольга Каменева
Публикуется с сокращениями