Опыт сербской школы
В столице Республики Сербской, Баня-Луке, в апреле 2018 г. прошла Международная конференция «Инновации в образовании», в которой приняли участие педагоги из США, Франции, Италии. Впервые в этой конференции участвовала Россия. Публикуем выступление единственной участницы конференции от нашей страны Елены Осиповой.
Значение настоящего, глубокого образования в становлении разносторонне развитой и сильной личности трудно переоценить. Несомненно, что оно неотъемлемо от воспитания, причем национально ориентированного, направленного на формирование цельной, творческой личности, укорененной в традиции своего народа, чтущей его духовное историческое и культурное наследие. В этой связи можно вспомнить высказывание И.А. Ильина из его работы «Воспитание в грядущей России»: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, – бездуховный, безсовестный, безверный и безхарактерный – и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем безсовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».
Показательно, что в сербских землях образование всегда было отмечено гармоничным соединением национального и духовного начал, в соответствии с характерным двуединством сербской традиции, идущей еще от святителя Саввы Сербского, а также по причине того, что, когда те или иные сербские исторические области были оккупированы Османской империей или входили в состав Австро-Венгрии, именно учебные и культурные заведения (например, знаменитая Матица Сербская) становились оплотом веры и традиции. Именно здесь (наряду с Сербской Церковью) оказывалось всевозможное сопротивление агрессивной иезуитской пропаганде и попыткам окатоличить сербских подданных империи Габсбургов, оторвать их от своих корней. Немалую помощь в деле духовного и культурного просвещения оказывала сербам Россия. Достаточно вспомнить русское культурное влияние в Воеводине в XVIII веке, а также деятельную помощь русских славянофилов, благодаря которой, например, в 1870 г. в столице Боснии и Герцеговины, находящейся тогда под австро-венгерской оккупацией, была открыта сербская женская гимназия. В самой Сербии система образования стала возрождаться после освобождения от турецкого ига. Уже вскоре после начала Первого Сербского восстания (1804–1813) повсеместно стали открываться сербские школы, а в 1810 г. в Белграде была основана семинария.
Безбожный период в истории наших славянских стран, наступивший у нас после богоборческой антирусской революции 1917 г., а в Сербии – после 1945 г., когда власть в ней захватили титовские коммунисты, нанес страшный удар по системе образования, а также по традиции и культуре – не меньший, чем за весь пятисотлетний период османского ига. Оценивая этот страшный урон, святитель Николай Сербский в своей известной книге «Сербскому народу через тюремную решетку» писал: «У нас была школа без веры, политика без чести, армия без патриотизма, государство без Божьего благословения. Потому нет у нас теперь ни школы, ни политики, ни армии, ни государства».
По мере пробуждения исторической и духовной памяти в сербском народе школьное образование стало возвращаться к своим национальным истокам, и уже с 1990-х гг. стал подниматься вопрос о введении в школах преподавания Закона Божия, что и было осуществлено с 2001 г., в качестве предмета по выбору. По-прежнему одной из актуальных задач данного шага является стремление не только дать детям отвлеченные теоретические знания, но и пробудить в них интерес, привить им, по мере возможности, ясное понимание своей веры, научить их строить живые отношения с Богом, глубоко осознавать подлинную цель человеческой жизни.
В принципе подобное понимание является лучшей основой для становления личности в любой области науки и знания, поскольку, как известно, именно духовное развитие человека является необходимым условием для наилучшего раскрытия в нем того или иного таланта, данного ему Богом. В этой связи особенно характерны слова нашего великого современника, ученика преподобного Паисия Святогорца и святого старца Иустина (Поповича), Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича): «Подлинная система образования всегда основывалась и основывается на вечных ценностях, вотканных в человеческое существо и в богоданные цели его существования во времени и пространстве. Она может быть основана единственно на великой истине, согласно которой человек сотворен «по образу и подобию Божию» и, будучи таковым, способен к бесконечности (Capax Infiniti), к бесконечному совершенствованию».
В Сербии к русской педагогической школе всегда относились с большим трепетом и уважением, тем более что здесь многие русские эмигранты внесли значительный вклад в сербскую науку и культуру, когда после катастрофы 1917 г. обрели на сербской земле вторую родину, благодаря королю-витязю Александру Карагеоргиевичу. Среди них были ученики и сподвижники выдающегося русского педагога С.А. Рачинского (1833–1902), наследие которого сегодня особенно актуально в наших славянских странах. Одна из них – игумения Леснинского монастыря Екатерина (Ефимовская), по сути, возродившая в Сербии женское монашество. Ныне она покоится в монастыре Ново-Хопово на Фрушской Горе и причислена к лику святых Сербской Православной Церкви.
Говоря о современном опыте сербской школы в деле православного воспитания и образования, нельзя не упомянуть о героической Республике Сербской – государстве боснийских сербов со столицей в г. Баня-Лука, созданном в 1992 г. легендарным Радованом Караджичем. На данный момент это единственное православное государство на карте Европы (которое существует как государство в государстве на территории Боснии и Герцеговины и де-факто и де-юре), где православие – государственная религия и где, что особенно важно, Закон Божий – обязательный предмет в школах. За более чем четверть века это дало свои благие плоды, поскольку здесь уже выросло целое поколение, для которого вера в Бога, любовь к своему народу и, разумеется, к братской славянской России – неотъемлемая и органичная часть их мировоззрения. Потому и для нас это прекрасный пример заботы о духовно-нравственном развитии учащихся, что в конечном итоге является одним из необходимых условий национальной безопасности. Именно в нашем возвращении – и в науке, и в системе образования, и в частной жизни – к нашей вере, исконным славянским и европейским (в лучшем смысле этого слова) ценностям – залог выздоровления нашего общества, обретения подлинных ориентиров для жизни и плодотворного служения на благо ближних и своего славянского Отечества.
Елена Осипова
Справка
Елена Аркадьевна Осипова – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.