Белоруссия у многих людей на постсоветском пространстве четверть века уже вызывает самые положительные воспоминания и ассоциации – в плане благополучия, экономического и культурного развития страны.
По инерции это действительно остается так: в Белоруссии продолжают работать заводы, в то время как после краха 1990-х в России подобные предприятия прекратили свою работу. Засеянные поля свидетельствуют в какой-то мере об экономической независимости страны. Однако то, что население Белоруссии за последние годы сократилось с 10 до 9,5 млн, выдает трудности, переживаемые всем Русским миром.
Столица Белоруссии Минск – 10-й по численности населения город в Европе, почти 2 млн населения. Город-герой стоит на реке Свислоче – притоке Березины. По «Лингвистическому анализу гидронимов Верхнего Поднепровья» выдающегося ученого О.Н. Трубачева название Свислочь – балтийское, но в основе своей имеет индоевропейское происхождение.
В Минске, как и в остальной Белоруссии, говорят на русском языке с характерным произношением слитного «ч» и «ш». Именно белорусскую речь можно услышать только на дальних хуторах.
На улицах города вы не встретите рекламных баннеров, характерных для нынешнего искусственно создаваемого глобалистами общества потребления. Напротив, можно увидеть даже в переходе метро растяжки «Мая радзiма Беларусь», а центральная сеть магазинов называется не безлико «Дикси» или «Гелерт», а «Родны кут». Такова государственная политика. Кинешь взгляд – и мгновенно охватит тепло, вспомнишь, что и у нас на Смоленщине говорят «кут». Это придверный угол в крестьянской избе, где все сакрально и значимо.
Вспомнишь тут и «Песняров»:
Мой родны кут, як ты мне мiлы!..
Забыць цябе ня маю сiлы!
Ня раз, утомлены дарогай,
Жыццем вясны мае убогай,
К табе я ў думках залятаю
I там душою спачываю…
Трудно назвать сегодня музыкальный коллектив, не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, с такой культурой исполнения. Даже костюмы их были произведениями искусства. Несколько лет назад Владимир Гостюхин, народный артист Белоруссии, на мой вопрос, есть ли сегодня у них ансамбли, подобные «Песнярам», ответил, что никто не смог достичь уровня исполнения старого состава коллектива…
Возле кафедрального Свято-Духова собора Минска далеко слышна проходящая в соборе служба и проповедь священника. Динамики вынесены на улицу, и это не смущает ни посетителей стоящего рядом костела, ни в массе своей советских по мировоззрению людей старшего поколения, ни природных поляков, искони живущих на этих землях, ни многочисленных интуристов. В России подобное можно встретить, пожалуй, только на Кубани, в казачьем крае. А что стоит установить уличные динамики и в наших российских храмах?..
Белоруссия – это единое с нами языковое, культурное и – главное – духовное пространство.
По инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) 3 апреля 1984 г. установлено празднование Собора Белорусских святых. За 20 лет Собор возрос от 14 до 54 угодников Божиих. В 1999 г. было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период с 1930 по 1950 г. На Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский; Митрофан, архиепископ Астраханский; Иоасаф, архиепископ Могилевский; Павлин, архиепископ Могилевский; Иоанн, епископ Рыльский; святитель Гавриил. Служение их было связано с Белорусской землей.
В Минске довелось нам помолиться в кафедральном соборе в день, когда Церковь прославляла Иова Многострадального и русского царя-мученика Николая II, как раз в день его 150-летия.
Архимандрит Сергий (Брич), управляющий делами Минской экзархии, член Минского епархиального совета, отслужив литургию, произнес в своей проповеди: «Все страдания, которые Иов претерпел в жизни, когда даже семья отвернулась от него, он вынес в высоком смирении. Господь отнял от него все: детей, богатство, здоровье, но еще в период земной жизни Иова Он вознаградил его многократно, и жизнь святого была еще преисполнена добродетелей. Господь дает промыслительно то, что мы должны пронести. Мы не являемся жителями земли, а являемся жителями Царства Небесного. Сегодня Церковь прославляет также царя Николая II. В настоящее время слышно много недоуменных вопрошаний и укора, почему, мол, царь не сделал то или другое. То же самое слышал и Иов Многострадальный даже от своих друзей. Они не понимали, для чего Господь определил государю такой путь. И мы, взирая на святого царя Николая, не всегда понимаем, почему так происходило, а не по-другому. В этот день памяти Иова Многострадального и нашего царя многострадального хочется пожелать всем нам терпения, мужества, сил в скорбях и болезнях».
В тот же день в минский кафедральный собор привезли десницу святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Народ притекал к этой святыне еще и потому, что судьба великой княгини как в капле воды отразила всеобщую для триединой Руси трагедию.
В день нашего пребывания на центральной площади Минска, что между кафедральным собором, костелом и ратушей, проходили празднества в честь Грюнвальдского сражения, решающего в Великой войне 1409–1411 гг. Тогда, в июле 1410 г., союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского под предводительством короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта одержал решающую победу над войском Тевтонского ордена, созданного папством римско-католической церкви для экспансии на восток. По сути это был средневековый альянс НАТО. Тевтоны не смогли оправиться от этого поражения, а польско-литовский союз стал преобладающей военно-политической силой в Восточной Европе. Решающую роль в Грюнвальдской битве сыграли смоленские полки, ценой великих жертв – один полк был полностью изрублен, но ни один воин не бежал с поля битвы – они выдержали атаку немецких рыцарей. Эта битва – важнейший этап на пути к независимости России–Белоруссии–Малороссии, которую де-факто мы имели только в Российской империи.
На площади возле ратуши артисты местного театра представляли реконструкцию Грюнвальдской битвы. Такие мероприятия, посвященные разным памятным для белорусов датам, городская администрация организовывает каждую субботу. Это тоже воспитательная государственная политика.
Военным историческим обществом день Грюнвальдской битвы включен в число памятных дат военной истории России. Эти победы смолян стоят в ряду побед 1812 и 1943 гг. и составляют славу России, Белой Руси.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в беседе с известным публицистом Александром Казинцевым сказал: «Славянские народы имеют мощнейшую – древнюю и великую – культуру, которая влияет и на мировую цивилизацию. Мы обязаны приумножать духовные ценности славян. Дружба, помощь, взаимовыручка – это важные категории для славян. Нужно воспользоваться этими качествами как политическими рычагами… Русский, белорусский и украинский народы – основной стержень славянства. Нужно всемерно укреплять этот союз, чтобы вокруг него объединились все народы-братья. История свидетельствует, что славянская ветвь народов – это не только высшие достижения цивилизации, но неизменный гарант мира, гуманная сила, выступающая против агрессии военных, межнациональных и других конфликтов. В настоящее время от славян требуется особое мужество…»
И сегодня мы стоим у рубежа. Сохраним ли свои святыни, свою экономическую независимость, свою высшую школу, молодежь?
Ирина Ушакова