Слово святителя Николая Сербского (Велимировича; 1880–1956)
К 60-летию со дня преставления ко Господу замечательного проповедника и богослова святителя Николая Сербского. Пусть его слово радует и укрепляет наших читателей во дни Великого поста.
Проповедь о посте и молитве
Это – спасительный рецепт величайшего Врача душ человеческих. Это – средство опробованное и удостоверенное. Нет иного лекарства от сумасшествия. Что это за болезнь? Это – присутствие и господство демона в человеке, злого и жестокого духа, пытающегося окончательно погубить у человека и тело и душу. Отрока, которого Господь освободил от злого духа, тот бросал то в огонь, то в воду – лишь бы его умертвить.
Пока тот или иной человек всего лишь философствует о Боге, то остается немощным, совершенно бессильным перед демоном. [Ведь] демон [только] посмеивается над немощным светским мудрованием. Но стоит человеку начать поститься и молиться Богу, как демона наполняет неописуемый страх.
Благовония молитвы и поста он вообще не переносит. Благоуханный божественный аромат душит его и расслабляет до крайнего изнеможения.
В [том] человеке, который только размышляет о вере, для демона место пространное. Но в человеке, начинающем искренно молиться Богу и поститься с терпением и упованием, демону становится тесно, невыразимо тесно, так что должен он бежать из такого человека.
От некоторых болезней тела существует только одно лекарство. А от величайшего душевного недуга, от одержимости демонами, есть два лекарства, которые надлежит употреблять одновременно: пост и молитва.
Апостолы и вообще все святые постились и молились Богу. Потому и обладали они столь могучей силой, сокрушающей бесов.
О Иисусе благий, Врачу наш и Помощниче во всех невзгодах, укрепи нас силой Духа Твоего Святого к соблюдению Твоей спасительной заповеди о посте и молитве, ради спасения нашего и наших ближних. Тебе слава и [по]хвала во веки. Аминь.
Великое дело – пост, но любовь еще больше
Великое дело – пост, но любовь еще больше. Если постом прогоняются бесы, укрощаются страсти, умиротворяется тело, упорядочивается дух, то любовью Бог вселяется в человека. Сам Господь подчеркнул необходимость поста, но любовь выделил как главную заповедь. В первой половине прошлого столетия Охридом правил Джеладдин-бей, отложившийся от султана самостоятельный властитель, а Церковью в то время управлял митрополит Каллиник. Джеладдин-бей и Каллиник, хотя и исповедовали разные веры, однако были хорошими друзьями и часто друг друга посещали. Однажды Джеладдин-бей приговорил 25 христиан к повешению. Казнь должна была бы состояться в Великую Пятницу. Митрополит в крайней тревоге от происходящего пришел к Джеладдин-бею и начал просить его о смягчении наказания. Пока они беседовали, подошло время обеда, и бей пригласил митрополита на трапезу. На обед была приготовлена ягнятина. Митрополит извинился, что из-за поста он не может остаться обедать, и приготовился к выходу. Бей опечалился и сказал митрополиту: «Выбирай: или ты будешь со мной обедать и избавишь 25 человек от виселицы, или не сядешь за трапезу и обречешь их на виселицу». Митрополит перекрестился и сел за трапезу, а Джеладдин помиловал осужденных.
Отчего многие люди не постятся?
Отчего многие люди не постятся? – спрашиваете вы. Да потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей державы должны были бы рекомендовать соблюдать пост точно так же, как это делает Церковь Православная. Плоды поста велики и удивительны не только с духовной точки зрения, но полезны и для тела. В доказательство плодотворных результатов поста можно привести множество примеров, но я остановлюсь только на одном. Вот что пишет одна пожилая женщина, вдова из Вены.
«В прошлом году, на Троицу, я начала поститься. Я решила, что если в церковь хожу и Богу молюсь, то нужно и пост держать. Покуда муж мой был жив, мы поста не соблюдали. Мы так часто болели, что никогда оба сразу здоровы не были: только один поднимется с больничной койки, как другой сляжет в постель. И так прошла почти вся жизнь. Все это время я постоянно злилась на весь свет. Малейшая обида от кого бы то ни было доводила меня до бешенства. Я боялась всего на свете, даже своих мыслей и предчувствий.
Однако с тех пор, как я стала поститься (как раз на Троицу год миновал), я испытываю спокойствие и умиротворенность: на душе радость, в теле легкость. Никто и ничто не может меня разозлить. Вся душа моя переполнена церковными песнопениями и молитвами. Сны мои прекрасны и благостны. Живу я сейчас у своей вполне обеспеченной подруги, сама ничего не имею, но чувствую себя так, словно весь мир – мой. Я совершенно здорова, хотя в преклонном возрасте. Я ничего не боюсь, даже смерти. Единственное, чего жажду, так это тишины, поста и молитвы. Только в этом нахожу полное счастье».
Так говорит о себе одна старица из Вены. Своим опытом она в наши дни подтверждает правильность евангельской науки и вековой опыт Церкви.
Великопостные моления
Постом радую надежду свою на Тебя, грядущий Господи.
Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.
Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.
В ожидании Тебя не желаю кровью питаться, чью-то жизнь отнимая, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.
Но воистину не спасет меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озерным питаться стану, не придешь Ты ко мне, если пост не войдет глубоко в душу мою.
В молитве открылось мне, что пост телесный – символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.
Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистить ее от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить для Тебя.
И внес пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведенные из мечтаний этих.
Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять мудрость Твою.
И внес я пост в сердце свое, чтобы умертвить в нем все страсти и пристрастия мирские.
Чтобы мир небесный неизреченно овладел сердцем моим, когда снизойдет на него Дух Твой пламенный.
И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно произносил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.
И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их, словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.
И пост принес в душу мою смирение пред миром тварным и нетварным и кротость пред людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал, пока вооружался всем оружием мира.
Чем было бы упование мое без поста, если не пустословием, прошедшим чрез многия уста, пока моих не достигло?
Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопутствует безнадежности.
Но, словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идет за упованием истинным.
Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной.