К 65-летию со дня рождения поэта Анатолия Порохина
В ноябре 2018 г. северодвинскому поэту Анатолию Порохину исполнилось бы 65 лет. Он прожил всего 49 лет, а писать стихи начал в 33 года, но за короткий срок успел сказать, пожалуй, все, что хотел. Биографические сведения о нем скудны: уроженец Вологодчины, отслужил в армии, работал грузчиком, половину жизни прожил в Архангельской области, в девяностых принят в Союз писателей России. Вот, собственно, все.
Его наследие невелико: всего две тоненькие книжечки (1993 и 2011 гг.). Но в этих двух тоненьких книжечках и любовная лирика, и гражданская, и философско-религиозная; сатиры, эпиграммы, а еще то, что не вошло в них и разбросано мелким бисером по разным газетам – статьи, эссе, рассказы.
Анатолий Порохин в технически простых и незамысловатых стихотворениях смог выразить удивительно глубокие мысли о Боге, о личном спасении, о духовном возрождении России, а это все и было главным в его творчестве.
Поэт говорит о себе без прикрас, что он «с лицом прозревшей обезьяны», но как он остроумен, эрудирован, и, пожалуй, как никто из современных поэтов – патриотичен. До боли патриотичен.
А я проклятья отвергаю,
Но от беды не в стороне.
И чем могу, тем помогаю
Моей расхристанной стране.
Последние годы жизни поэт провел в старинном поморском селе Ненокса. Основным духовным и культурным богатством и жемчужиной села является храм – пятишатровая деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы – шедевр северного деревянного зодчества. Этот храм находится еще с 90-х гг. прошлого века на реставрации и богослужений в нем нет. Но этот храм вдохновлял поэта. Анатолий Порохин построил дом для местного священника, помогал при храме. Церковь – маяк спасения и для Порохина и для сельчан.
Но, смотря на головы седые
Ненокских бревенчатых церквей,
Я пойму, что стоит быть России
Матерью безбожных сыновей.
Он понимает, что «молчит до срока древний колокол» и народ вновь вспомнит о Боге и духовная жизнь возродится и в селе, и в России.
В своих стихах поэт упоминал о Боге всегда с благоговением, с любовью, с трепетом, осознавая свой дар поэта, которым нужно дорожить, «как дорожит бродяга хлебом». Он действительно дорожил своим даром: не словоблудствовал, не писал на заказ, был правдив и откровенен. Для него достичь «царство любви и бессмертья» – смысл и горячее желание всего его существа.
Все тот же храм… Все та же Русь…
Стою у высохшей березы
И о спасении молюсь,
И дождь мои смывает слезы.
Особняком в его религиозно-философской лирике стоит стихотворение «Дума о воскресении в канун Рождества». Сюжет развивается как в названии: Голгофская жертва – Воскресение Христово, затем Рождество. Зачем же понадобилась поэту эта обратная хронология? Это призыв к читателю осознать в самих глубинах своего сердца смысл и значение Голгофской жертвы, смысл Воскресения Христова, и задуматься над тем, как можно возродить в себе образ Божий, то есть духовно переродиться.
Анатолий Порохин умер в январе. Очевидцы говорят, что во время похорон на небе появилась радуга… Радуга в январе – не частое явление. Случайность или знак свыше? Как бы то ни было, Анатолию Порохину за недолгую жизнь удалось найти своих читателей, возможно именно для того, чтобы расцветить своими стихами их внутренний мир, как расцветила холодное январское небо радуга.
Ирина Феликсова
Справка об авторе
Ирина Николаевна Феликсова (род. в 1984 г.) окончила филологический факультет Смоленского государственного университета. Педагог, журналист, общественный методист по ОПК. Живет в Москве.