Юрия Васильевича Сергеева называют казачьим писателем. Его романы – о величии русского духа, о русской славе. 2 октября он отмечает свое 70-летие.
В 1977 г. в журнале «Полярная звезда» вышел рассказ Юрия Сергеева «Зыбь». Позже были изданы его книги «Королевская охота», «Самородок» (Всесоюзная премия за лучшую книгу о рабочем классе и крестьянстве), сборник повестей и рассказов (премия им. А.М. Горького «За лучшую первую книгу в столице»), трилогия «Становой хребет», «Княжий остров».
Свидетельствую: мы, поколение 1990-х, зачитывались книгой «Княжий остров» Юрия Сергеева, делали ксерокопии книги, передавали друг другу. Это было время, когда рухнула империя СССР, чуть было не разразилась новая гражданская война, страна загорелась по окраинам: Приднестровье, Чечня… Доводившая до помрачения умов русофобия в СМИ… Учителя и врачи вынуждены были торговать на рынках, офицеры – охранять бордели… Сколько молодежи погибло без духовного компаса! В этот момент нам как послание был роман «Княжий остров», его герои нас выводили за руку к свету.
«…Над болотом летел куда-то одинокий селезень, а сверху, из незримого поднебесья, стремительно падала на него серебристо-красная, в лучах заходящего солнца, птица. Удар был настолько точным и сильным, что у селезня отлетела голова, а сам он закувыркался в облачке перьев.
– Сокол-сапсан, – возбужденно проговорил Окаемов, – редкая ловчая птица… Какой удар, а? Он обрезает голову добыче острыми когтями, которые находятся позади лап.
Сокол на вираже поймал битую тушку и тяжело нес ее над лесом. Егор успел разглядеть хищно загнутый клюв и плавный обвод сильных крыльев.
– Где-то недалеко гнездо, – опять промолвил Окаемов, – сокол это по древнему русскому разумению – «со-коло»… Коло – солнце, которому поклонялись наши языческие предки. Со-коло – летающий под солнцем, священная птица богов. Символ княжеской власти.
Мне довелось разбирать очень старые пергаменты. На рисунках у каждого русского князя в руке трезубец. Но это – не вилы, как у Нептуна, а символ княжеской власти – падающий на добычу сокол. Два крыла и хвост… Боевой и грозный символ…
Наши предки – арийцы – верили, что искры небесного пламени принесены людям златокрылым соколом.
– Надеюсь, этот-то сокол дикий прилетел? Не придется нам еще и от княжеской дружины драпать?
– Кто знает, – неопределенно хмыкнул Окаемов. – Полесье – прародина колдунов… Тайна. Кущи славянские… О! Далече залетел ты, сокол, а Игорева храброго войска уже не воскресити… Возорали Корня и Жля, наскочили на землю Русскую, стали изводить люд огнем и мечом…
– О ком это ты, Илья Иванович?
– «Слово о полку Игореве», относительно вашей революции, как следствие этого разора и погибели…
– Почему «вашей»? О тебе в Москве вон как пекутся, Лебедев сказал, что ты – важнее свежей танковой дивизии. Ты что, против революции?
– Как вам сказать… Я – за Россию. За единую и неделимую матушку Русь. А эти ваши прожекты о земном рае унизительно смешны. Ленин говорил, что через десяток лет будет коммунизм. Это какую же надо было иметь безответственность перед доверчивым народом?!»
Воспитанные советскими учителями в любви к книге, мы читали роман Юрия Сергеева о том, как в роковые месяцы Великой Отечественной войны наш отряд попадает в окружение. У немцев – полное превосходство. Мы тогда впервые узнали, что существует казачье боевое искусство бесконтактного боя. Его применяет герой романа Егор Быков. Узнали мы и другой мир – духовный. Когда кольцо окружения сжалось, перед нашими героями открылся подземный ход в разоренном храме. Они спустились в монашеские кельи, а перед фашистами встала нерушимая стена. В этом подземном мире святые старцы лечили раненых героев романа, говорили им сокровенное, благословляли на победу.
Позже, когда мой учитель, поэт и драматург Анатолий Парпара познакомил меня с писателем Юрием Сергеевым, я спросила, был ли правда такой подземный монастырь?.. «Был. Где-то на Днепре», – ответил Юрий Васильевич. А боевым казачьим искусством он и сам владеет – будь здоров! Рассказывает: «Когда на меня нападает противник, я молюсь, как бабушка меня учила, и он ничего не может сделать, машет руками мимо». Те, кто знает это, потом говорят: «Ты что, молился что ли?»
Роман «Княжий остров» стал настольной книгой для тех, кто серьезно занялся русским рукопашным боем. Алексей Кадочников награждал этой книгой лучших бойцов своей команды. Это одна из тех книг нашего времени, что послужили мостиком к Евангелию, к Церкви, к вере Христовой.
Задумка романа у писателя совпала с его первой поездкой в 1986 г. в Оптину пустынь, где произошла его встреча со старцем Илием (Ноздриным).
«Как взглянул на меня из-под бровей! – вспоминает писатель. – А глаза голубые-голубые! Я так и улетел в них. Спрашиваю: «Благословите писать роман». А он мне так по-светски: «Расскажи сюжет!»
Помолясь перед родовыми иконами, Юрий Васильевич писал роман. Когда было готово 700 страниц рукописи, поехал на Оптинское подворье, передал отцу Илию. А сам подумал: ну когда ему читать, он молится с пяти утра. Когда келейник Илия вернул роман, он был весь в пометках. Прочел! Позже Юрий Васильевич спросил старца: может, убрать кусок, где о ведичестве? А он ответил: «Нет, не трогай». И объяснил, что после 1980-х гг. – оголтелой пропаганды кришнаизма, рериховства – этот кусок романа будет им всем, как блесна. Они увидят что-то свое, знакомое, а в итоге все кончается православием.
Так и вышло. Когда роман попал к сотрудникам обществ по изучению наследия Блаватской, Рериха, возникших по всей России, из Тюмени пришло такое письмо: «Юрий Васильевич, что Вы натворили! Мы, не дочитав романа, раздали книги по всем нашим центрам. Люди перестали увлекаться эзотерикой. Изучают историю России. Многие приняли православие, и я в том числе, спасибо Вам!»
«Писателем меня сделала бабушка», – говорит Юрий Васильевич. Это она – молитвенница, сказительница русских сказок – научила мальчишку-казака читать по церковнославянской азбуке, воспитала на героических былинах, что были собраны в изданном в царской России учебнике «Родная речь», по которому учились все гимназисты и она в том числе.
За целительным словом писателя, как правило, стоит дело. Ежегодный спортивный лагерь на Хопре «Золотой щит – Казачий Спас», организованный Юрием Сергеевым, тысячи мальчишек отвратил от вредных привычек и увлек казачьими боевыми искусствами. Его воспитанники задают «моду» своему окружению. Они – лидеры. Сейчас в движении собирается до 5 тыс. человек. Это православные ребята, владеющие боевым оружием, приемами рукопашного боя. Девушки также участвуют в соревнованиях, они обучены вести домашнее хозяйство, шить, дитя пеленать, а кто-то и шашкой владеет. Одним словом, достойные наследники Державы непобедимой. В августе этого года прошел 10-й семинар «Казачьего Спаса».
«Княжий остров» – вторая книга трилогии Юрия Сергеева. Первая – роман «Становой хребет», над заключительной – «Держава непобедимая» – писатель работает в настоящее время.
Ирина Ушакова
Редакционный совет и редакция журнала «Покров» поздравляют Юрия Васильевича Сергеева с 70-летием! Здоровья и крепости духа! Да укрепит Вас Господь в трудах!
Участники семинара Золотой щит – Казачий Спас
Юрий Васильевич Сергеев: «Я – за Россию. За единую и неделимую матушку Русь»