Проблема подлинности мощей и реликвий существует как на Востоке, так и на Западе христианского мира. Часто можно столкнуться с подложными реликвиями и мощами.
Наиболее распространённым ныне способом отличить подложные мощи от настоящих являются сопроводительные документы, хотя и они не могут быть абсолютной гарантией подлинности, ввиду того, что их можно подделать. Сопроводительные документы содержат подписи и печати лиц, удостоверяющих подлинность мощей. В последнее время для проверки подлинности прибегают к современным методам исследования человеческих останков. Так, в 2000 г. методом радиоуглеродного анализа были проверены мощи апостола и евангелиста Луки, хранящиеся в Падуе. Проверка подтвердила, что останки принадлежат человеку, скончавшемуся в I веке от Р. Х. В данном конкретном случае мы располагаем историческими источниками, позволяющими проследить историю этих останков и с высокой долей вероятности говорить об их подлинности. Было подтверждено, что этот человек умер примерно в 84 года, апостол Лука умер в этом же возрасте, и костная ткань принадлежит тому же человеку, чей череп хранится в соборе святого Вита в Праге.
Стоит признать, что в Католической Церкви вопрос с верификацией и защитой подлинности святых мощей регламентирован гораздо лучше, чем в православии. Причиной тому – чрезвычайно развитая торговля мощами в раннем средневековье. С XVI века, после Тридентского собора, святые мощи в обязательном порядке сопровождаются соответствующими бумагами.
В традициях Греческой Церкви в настоящее время святые мощи сопровождаются сертификатом подлинности мощей, подписанных архиереем Греческой Церкви.
В Русской Православной Церкви вышеуказанной практики или утвержденного положения регламентирующего верификацию и заверение подлинности святых мощей и реликвий до настоящего времени не принято, однако наблюдаются положительные тенденции. Так, в 2012 г. в Воронежском государственном университете был создан Центр по изучению христианских реликвий и артефактов. Директор центра – Михаил Артеев, профессионально занимается установлением подлинности христианских реликвий, святых мощей в том числе, имеет ученые степени по богословию и юриспруденции.
Неоценимый опыт был приобретен в рамках расследования Следственного комитета Российской Федерации дела об убийстве царской семьи и работы специальной комиссии Московского Патриархата под руководством владыки Тихона (Шевкунова).
Для определения подлинности важное значение имеет источник происхождения реликвии или святых мощей, история их владения (хранения) и оборота. Многие святыни тысячелетиями хранятся в сокровищницах и ризницах христианских соборов и монастырей и с большей долей вероятности могут быть верифицированы и подтверждены именно теми святынями, которыми их почитают.
Иная ситуация с «мощами» и реликвиями, которые можно приобрести на рынках в Израиле, Сирии, Египте, на аукционах антиквариата или даже в интернете. Подделка святынь – это один из видов деятельности мошенников, которому столько же лет, сколько христиане поклоняются мощам и реликвиям, но пытаться отделить подлинные святыни от фальшивых на профессиональной и научной основе начали пытаться совсем недавно.
В Католической Церкви вопросами, связанными с почитанием мощей занимается Конгрегация богослужения и дисциплины таинств. В ее обязанности входит заверение подлинности мощей и их почитания.
В Русской Православной Церкви образована Комиссия по канонизации святых, в состав которой входит один судебно-медицинский эксперт, но комиссия не занимается установлением подлинности уже явленных мощей и деятельность ее направлена на установление подлинности новых мощей. То же самое можно сказать и о деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых.
Привлечение светских специалистов к работе таких комиссий прописано в Определении Священного Синода от 4 октября 2012 г. «О порядке обретения мощей подвижников веры и благочестия», где вторым пунктом указано: «Синодальной комиссии по канонизации святых при изучении вопроса об обретении мощей подвижника веры и благочестия привлекать к работе ученых специалистов (археологов, историков, антропологов и иных), а о результатах исследования докладывать Патриарху Московскому и всея Руси и сообщать епархиальному архиерею».
В России и во всех странах бывшего Советского Союза вопрос подлинности мощей еще более актуален в связи с тем, что многие подлинные святыни были утрачены в период так называемой кампании по вскрытию мощей, проводившейся в 1918–1920-е гг., направленной на ликвидацию почитания мощей и реликвий. В это тяжелое время мощи изымались у Церкви и помещались на хранение в музеи или медицинские учебные заведения. Чтобы спасти мощи, верующие сами их прятали или хранили дома. Возвращать святыни начали в конце 80-х, начале 90-х гг. прошлого века. Однако многие мощи не найдены до сих пор, а из тех, которые были возвращены, некоторые вызывают сомнения в подлинности.
В христианском мире есть примеры того, как одновременно существует несколько одинаковых святынь, например, ясли Христа в Вифлееме и ясли Христа в Риме, Пояс Пресвятой Богородицы, части которого находятся в монастыре Ватопед на Афоне, в г. Зугдиди в Грузии, в г. Прато в Италии, в монастыре Троодитисса на Кипре, маленькие его частицы хранятся в Санкт-Петербурге и Москве.
Как говорят современные либерально настроенные скептики, если собрать все части этого пояса, то он будет куда длиннее, чем можно было бы ожидать. Однако имеет ли значение все вышесказанное для искреннего верующего? Возможно, Господь наш Иисус Христос являет нам Свою милость через преумножение частиц святых мощей для почитания христианами.
Однако с учетом того, что атеистически настроенная часть общества активно проводит информационные интервенции в СМИ с целью дискредитации процессов возрождения: православных традиций почитания святых мощей и реликвий, укрепления национальной соборности, считаем целесообразным создание в епархиях Русской Православной Церкви специализированной службы, которая бы занималась не только установлением подлинности хранящихся в храмах и монастырях епархий святынь и реликвий, но и следила за их сохранностью. Разумеется, в работе этой службы могут возникнуть определенные сложности, например, если бы выяснилось, что давно почитаемые мощи не принадлежат тому святому, которому приписываются. Далеко не все были бы готовы смириться с подобным открытием, наносившим вред как отдельному приходу или обители, так и всей Русской Православной Церкви.
Необходимо оговориться, что если святые мощи являют мироточение и при их поклонении творятся чудесные исцеление или подается иная помощь, то, по нашему мнению, нет ничего страшного в том, что мощи одного угодника Божия приняты за мощи другого святого подвижника. Возможно, на то есть Промысл Божий и настоящий святой подвижник будет явлен позже.
Гораздо хуже, если за мощи приняты останки совсем другого человека, иногда останки женщины могут почитаться как мощи святого, не святой, а вместо частицы Животворящего Древа почитается щепка из соседнего леса. Возможна есть необходимость в своеобразной инспекции приходов с целью описания состояния находящихся на хранении реликвий, а в случае необходимости, обеспечении рекомендаций по их сохранности или помощь специалистов по их сохранению от разрушения и утраты.
Целесообразно организовать епархиальные реестры по учету святынь, хранящихся в приходах и обителях епархии, что позволит использовать эту информацию при организации паломнических маршрутов. Так, в уральском селе Шуралы хранится частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, а в Свято-Никольском соборе города Армавира – частица мощей Святителя Николая Мирликийского. Жителям таких городов и деревень не обязательно ехать за тысячи километров в Москву или Санкт-Петербург, чтобы поклониться мощам этих святых.
Значительное количество святых мощей находится у верующих для домашнего благочестивого почитания, эти святыни также по возможности необходимо максимально учитывать при составлении списков епархиальных реликвий. Однако и при таком способе учета реликвий составить полный список святынь, хранящихся в пределах даже одной епархии, будет затруднительно.
У многих людей реликвии могут передаваться из поколения в поколение, так что о них никто, кроме членов семьи не знает. Сейчас в российских храмах хранится большое количество мощей, как в раках, так и в малых мощехранительницах, крестах-мощевиках или иконах с частицами мощей. Иногда надписи на них могут истереться от времени и сами обладатели таких мощей через время могут забыть, кому они принадлежат. Особенно часто это бывает, когда речь идет об иконах или крестах с мощами нескольких десятков угодников Божиих.
Мы понимаем, насколько трудоемко провести подобную работу даже по описанию и составлению реестров, не говоря уже об организации специализированной службы, призванной выявлять подлинность и вести учет реликвиям, но эта работа становится все более востребованной по мере увеличения количества святынь в России, прибывающих как с Запада, так и с Востока.
Анатолий Кудряшов
Глава выпускной квалификационной работы слушателя IV курса ВБК «Почитание святых мощей в Православной Церкви»