В 2017 году исполняется 195 лет со дня рождения (5 мая) и 125 лет со дня смерти (8 января) педагога-миссионера, востоковеда, библеиста Николая Ивановича Ильминского (1822–1892). Основным делом его жизни было утверждение крещеных восточных народов в христианской жизни.
Николай Иванович Ильминский родился в Пензе, в священнической семье. Образование получил в духовном училище, семинарии, Казанской духовной академии, по окончании которой был назначен в ней преподавателем арабского и татарского языков. Для лучшего изучения этих языков он жил в татарских семьях, совершал поездки по татарским селениям и с октября 1851 г. по август 1853 г. путешествовал по мусульманским странам Востока.
Главным орудием миссионерства среди народов Ильминский считал знание их языка. «Чтобы преподаваемые истины глубоко укоренились в сознании человека, – писал он, – надобно войти в его миросозерцание, принять его понятия и развивать их. Мышление народа и все его миросозерцание выражается на его родном языке. Кто владеет языком инородцев, тот понимает, хотя бы только инстинктивно, миросозерцание их. Кто говорит с ними на одном языке, того они легко понимают».
В 1863 г. Николай Ильминский открыл при Духовной академии в Казани маленькую школу для детей крещеных татар, которая выросла потом в известную всему Поволжью крещено-татарскую школу, сделавшуюся образцом для школ Казанской и других губерний. Об этой школе вспоминал К.П. Победоносцев: «Все, имевшие случай посещать крещено-татарскую школу и слышать в церкви ее богослужение и пение на татарском языке, выносили оттуда истинную восторженную радость русского сердца о том, чего могут достигнуть русские люди, связуемые любовью. Душою этой школы был от ее начала до конца своей жизни Ильминский, вместе с учеником своим В. Тимофеевым. Школа эта успела уже широко раскинуть свои ветви. От нее пошло и утвердилось к концу 1891 г. 128 инородческих школ в одной только Казанской губернии».
С осени 1867 г. Н.И. Ильминский стал главным тружеником в братстве святителя Гурия, без промедления начал он открывать школы по образцу школы крещено-татарской. Одновременно переводил на татарский язык Евангелие и Псалтирь, другие книги Священного Писания, литературу для учителей и учеников.
Через пять лет последовало открытие учительской Казанской семинарии. Ильминский был назначен ее директором и оставался на этой должности до конца свой жизни.
В своих воспоминаниях К.П. Победоносцев писал: «Учительская Казанская семинария резко выделяется из среды других подобных заведений и служит для них образцом. Внутренний строй Казанской учительской семинарии, где директор является истинным отцом многочисленной семьи молодых людей, живших с ним общею семейной жизнью, представляет собой явление исключительное. Воспитанники семинарии по выходе из нее не прерывали своих внутренних связей с воспитавшим их заведением и находились в постоянном с ним общении. Николай Иванович заботливо устраивал их на местах, руководил ими на первых порах учительской деятельности, возбуждал, ободрял, всячески поощрял и в переписке, и в частом личном общении с ними».
Отдавая дань необыкновенному педагогическому таланту Ильминского, К.П. Победоносцев посвятил ему такие строки: «Это был поистине учитель в высоком значении этого слова, это был светильник, от которого многие огни загорались ясным светом. Ученики его во множестве разошлись, наученные и направленные им, по Дальнему Востоку учителями, священниками инородческих местностей. Из глубины пустынь Оренбургских, Иркутских, Алтайских, Якутских отзывались сочувственно голоса на зов его. К нему обращались за советом и одушевлением все именитые и богатые и те малые и простые, кои работали по темным углам, проливая свет посреди мрака, холода и неведения. Другой такой ясной и искренней души не приходилось мне встречать в жизни.
Несравненная простота его давала ему способность сближаться одинаково с людьми всякого общественного положения: самым простым и бедным он был столь же легок и приятен, как начальствующим и знатным. При том никогда и ни в чем не слышалось в нем ничего похожего на какую-либо претензию: все достоинство простоты соединялось в нем со всею его скромностью. Посреди всяческой суеты, превращающей нередко шумную городскую деловую жизнь в пустыню умственную и нравственную, как бывало отрадно отдыхать на этом оазисе глубокой мысли и горячего чувства, который образовывался всюду вокруг Николая Ивановича. Мудрено ли, что действие этой души на всех знавших ее было неотразимо и благодетельно».
Н.И. Ильминский был учителем от Бога, его ученики получили прекрасное образование и впоследствии работали учителями, священниками и диаконами. Один из современников Ильминского вспоминал о том, как относились к нему его ученики: «Найди среди его учеников хоть одного, у которого при воспоминании о нем не блестели бы глаза, не накатывались бы радостные слезы. Что их так связывает? Его горячая, беззаветная любовь к ним, к их языку, к их младенческим верованиям. А сколько самоотверженных, энергичных работников на ниве Божией – священников, учителей вышло из школы Н.И. Ильминского!»
Николай Иванович Ильминский скончался в 1891 г. и был похоронен на Арском кладбище в Казани, а могила его сохранилась до нашего времени.
В январе 2015 г. по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) Комиссией по канонизации святых Казанской епархии был начат сбор материалов для канонизации Ильминского в лике местночтимых святых.
Ольга Потаповская