Рождественская беседа
Благодаря празднику Рождества Христова зима в России навеки освящена. Небесное тепло согревает нас задолго до 7 января, оно – в самом ожидании этого величайшего события: в таинственных богослужениях, где уже чувствуется приближение праздника, в чистых белых сугробах, в школьных каникулах, подарках и вертепах… Вся вселенная собирается вокруг Богомладенца.
Рождество Христово
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14).
Мы верим в то, что Бог вечен, Он всегда существовал и будет существовать. Поэтому нельзя говорить о том, что Бог появился на свет в какой-то момент времени, Он был уже тогда, когда не существовало и самого времени. И все же мы празднуем Рождество Господа Иисуса Христа. Как такое может быть? Все дело в том, что, будучи вечным Богом, около 2000 лет назад Он родился от Приснодевы Марии как Человек. Этот день мы и отмечаем как день Рождества Христова.
Царь Соломон говорил:
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).
Так и было до того дня, как нашествием Святого Духа Дева Мария зачала Богочеловека Христа, – это было чудом, которого не было ни до ни после. Поэтому можно понять, почему праведный Иосиф Обручник не сразу смог поверить в это чудо. Не стоит здесь видеть какого-то маловерия святого Иосифа, ведь быть верующим вовсе не значит быть доверчивым, вера должна быть с рассуждением.
Незадолго до рождения Богомладенца, во время правления Римского императора Августа, в Иудее началась перепись населения, и каждый житель страны должен был явиться в тот город, из которого происходил. Как потомок царя Давида, Иосиф с семьей отправился в город Вифлеем, откуда был родом святой Давид. Именно здесь было суждено родиться Богомладенцу Иисусу, и это весьма символично, поскольку название города переводится как «Дом хлеба», а Христос Сам говорил о Себе:
«Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51).
На дворе стояла зима. Конечно, зима в Палестине намного мягче, чем где-нибудь в Сибири, но все-таки зимой, даже в Святой земле, достаточно холодно, особенно по ночам. Вифлеем был переполнен людьми, пришедшими сюда из-за переписи, и все гостиницы были заняты. Возможно, Святое Семейство пыталось найти ночлег, переходя от дома к дому, но никто так и не сжалился над ними, поэтому им пришлось заночевать в небольшой пещере, в которую пастухи загоняли на ночь домашний скот – коров, лошадей, овец. Они-то и стали первыми свидетелями чуда Рождества.
Родив Младенца, Дева Мария спеленала Его и положила в ясли – специальный лоток на подставке, из которого животные едят сено, он напоминает детскую кроватку. Обстоятельства Рождества Христова – это пример того, как Господь все премудро устраивает для тех, кто возлагает на Него все упование.
Поклонение пастухов
Неподалеку от Вифлеема находилось поле, на котором пастухи пасли стадо. Вдруг ночную темноту озарил яркий свет, и изумленные люди увидели Ангела Божия, который обратился к ним со словами:
«Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:10–12).
Сразу после явления Небесного посланника пастухи увидели бесчисленное множество Ангелов, славящих Бога и взывающих:
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14).
Пораженные увиденным, они поспешили в Вифлеем и нашли Младенца Христа, Его Мать и праведного Иосифа в той самой убогой пещере, в которую много раз приводили свой скот. Да, встреча с Богом может порой произойти в самом неожиданном месте, и наше сердце должно быть всегда открыто для такой встречи.
Поклонение волхвов
Тем временем увидеть новорожденного Богомладенца спешили три чужестранца, Евангелие называет их «волхвами с востока» (Мф. 2:1). Церковное предание гласит, что они пришли из Персии. Вообще слово «волхв» в Библии употребляется, когда говорится о колдунах или языческих жрецах, но в данном случае речь идет об ученых-астрономах. Но как же персидские астрономы узнали о рождении Спасителя? Они не были извещены Ангелом, как пастухи, Господь приоткрыл им тайну Рождества посредством той науки, которой они посвятили свою жизнь. Когда Господь творил небесные светила, Он изрек:
«Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1:14).
И вот волхвы увидели на небе необычную яркую звезду, появление которой они истолковали как особое знамение Божие – свидетельство о рождении Великого Царя. Возможно, они знали пророчество Валаама, древнего языческого прорицателя, упомянутого в Библии:
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17).
Следуя за звездой, волхвы пришли в Иерусалим. В то время страной правил царь Ирод. Он был первым иудейским царем, не принадлежащим к роду царя Давида и ведущим начало от Патриарха Иуды (по имени которого страна называлась Иудеей). Так сбылось пророчество Патриарха Иакова о том, что потомки Иуды будут царствовать до того времени, пока не родится Христос. Царь Ирод знал об этом пророчестве и боялся, что оно сбудется, из-за этого он был очень мнительным и жестоким. Можно себе представить, как он испугался, когда до него дошли слухи о том, что в Иерусалиме появились чужестранцы, которые расспрашивают всех, где родился новый Царь иудейский.
Перепуганный Ирод собрал первосвященников и книжников, чтобы они сказали ему, есть ли в Библии пророчество о том, где должен родиться Христос. Такое пророчество нашлось в книге пророка Михея:
«И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Узнав это, Ирод призвал к себе волхвов и сказал, чтобы они отправились в Вифлеем и разыскали Младенца Христа, якобы он, Ирод, тоже хочет поклониться новому Царю. Конечно же, Ирод лукавил, он хотел погубить Того, Кого считал своим соперником. А волхвы, не подозревая о коварстве Ирода, отправились в Вифлеем, и вновь им явилась чудесная звезда. На этот раз она привела их прямо к тому месту, где находилось Святое Семейство. Увидев Богомладенца, они преподнесли Ему свои дары – золото, ладан и смирну. Золотом платят дань царю, ладан воскуряют Богу, а смирной умащают тело умершего человека, поэтому в дарах волхвов заключен глубокий смысл – восточные мудрецы почтили Младенца Христа как Царя, Бога и смертного Человека одновременно. Поклонившись Спасителю мира, волхвы отправились домой.
История Рождества показывает нам, что Премудрый Господь ведет людей ко спасению разными путями: кого-то, как вифлеемских пастухов, Он ведет коротким и простым путем веры, а кого-то, как персидских мудрецов, – долгим и трудным путем знания.
Из службы на Рождество Христово
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!