10 июля – обретение мощей великого старца Амвросия Оптинского. Он первым из Оптинских старцев был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 г.Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Во время учебы в Тамбовской духовной семинарии будущий старец, Александр Михайлович Гренков, по собственному признанию, не помышлял о монашестве: «В монастырь я не думал никогда идти; впрочем, другие – я и не знаю почему – предрекали мне, что я буду в монастыре». В конце учебы с Александром произошло событие, определившее во многом всю его дальнейшую жизнь. На последнем курсе семинарии он тяжело заболел: «Надежды на выздоровление было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: «Прощай, Божий свет!» И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь», – рассказывал старец. Александр остался жив, но в течение четырех лет откладывал выполнение обета. Это было для него временем тяжелой внутренней борьбы.
Летом 1839 г. Александр отправился к известному тогда старцу Илариону Троекуровскому, который дал ему решительный совет: «Иди в Оптину и будешь опытен. Ты там нужен». Из Троекурова Александр поехал в Троице-Сергиеву Лавру и там, помолившись у раки с мощами Преподобного Сергия Радонежского, ощутил отеческое благословение великого подвижника на подвиг служения Богу. Вопрос с принятием монашества был решен. Оставив все мирские дела (Александр был учителем в Липецком духовном училище), 8 октября 1839 г. он прибыл в Оптину пустынь.
В 1840 г. Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря. Уже тогда Оптина пустынь была известна своим старчеством, которое ввел старец Леонид (в схиме Лев), преемник основателя старчества в России Паисия Величковского. Александр вручил себя духовному руководству старца Леонида и некоторое время был его келейником и чтецом. Старец Лев занимался духовным воспитанием молодого послушника, очищая его сердце от страстей и смиряя заслуженными и незаслуженными выговорами.
Александр проходил послушание в монастырской пекарне: варил дрожжи, пек просфоры, хлеб. В ноябре 1840 г. послушник Александр был переведен в Иоанно-Предтеченский скит, в котором прожил затем около 50 лет. Перед своей кончиной старец Лев передал духовное руководство над Александром старцу Макарию. Жизнь рядом со старцем, беседы, наставления имели очень большое влияние на Александра и подготавливали его к будущему старческому служению. Он стал келейником старца Макария. В 1842 г. он был пострижен в мантию с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского). В 1843 г. его рукоположили в иеродиаконы, а через три года – в иеромонахи. Но с первых дней монашества здоровье Амвросия пошатнулось. Мучительная болезнь навсегда лишила его возможности совершать Божественную Литургию в качестве иеромонаха. В 1846 г. он занемог так серьезно, что келейно был пострижен в схиму с сохранением имени Амвросий. Никто не верил в его выздоровление, но через год преподобный Амвросий пошел на поправку. Он с великим терпением переносил скорби и говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». В дальнейшем приступы болезни периодически повторялись, угрожая жизни подвижника. Это положение способствовало его духовному укреплению, он, можно сказать, привык находиться на грани жизни и смерти, что освободило его от всяких земных привязанностей и заставило жить одной надеждой и упованием на помощь и милость Божию.
В 1860 г. ко Господу отошел старец Макарий. При жизни он некоторых из своих духовных детей и почитателей посылал к отцу Амвросию, и после смерти преподобного Макария паства стала прибегать к его близкому помощнику и ученику. Батюшку Амвросия не сразу признали старцем, но с каждым днем количество духовных детей и приходящих к нему за благословением и назиданием увеличивалось.
Старец жил в самой скромной обстановке. В его келии, или, как ее называли в народе, хибарке, было только самое необходимое: несколько икон и кровать с холщовым тюфяком. День старца начинался в четыре часа утра с молитвы. Читал часы: третий, шестой с изобразительными и канон с Акафистом Спасителю или Божией Матери. Затем старец начинал принимать посетителей. Он принимал их с утра до вечера, даже во время обеда не переставая отвечать на вопросы приходящих. Слова преподобного Амвросия всегда принимались с верой и были законом. Благословение старца было великим счастьем и утешением для верующих. Часто он выходил на общее благословение: все сидящие вставали со своих мест, из-за двери появлялся батюшка Амвросий в белом подряснике и меховом кафтанчике, молился перед иконой Богородицы «Достойно есть» и, благословляя всех, медленно проходил между людей. Из толпы раздавалось множество вопросов, старец всех внимательно выслушивал и давал мудрые духовные советы, простым языком излагая евангельские истины.
Многих людей батюшка Амвросий убедил признать православную веру и стать христианами. К старцу привозили множество болящих такими недугами, перед которыми врачи были бессильны. Преподобный Амвросий никогда не читал над ними специальных молитв, а сразу отправлял на поклонение мощам святых угодников и к чудотворным иконам. Иногда он благословлял принимать лекарственные травы или воду, и больные начинали выздоравливать. Так сила молитвы великого старца творила чудеса.
Годы старчества преподобного Амвросия (1860–1891) были временем расцвета и величия Оптиной пустыни. Двери его хибарки были открыты для всех: и для простого народа, приходившего к батюшке за несколько тысяч верст, и для богатых. В глазах старца не имели абсолютно никакого значения ни звание человека, ни его материальное положение. Главной была бессмертная человеческая душа, которую он всеми силами старался направить на истинный путь и спасти. Всякий приходящий находил у старца утешение в скорбях, ободрение и духовную поддержку. Свойственное ему в миру чувство юмора, способность поднять и подбодрить дух окружающих не исчезли после многих лет монашеской жизни. Легкость, веселость, открытость его характера сохранились, но уже преображенные той огромной духовной работой, которая была совершена старцем над собственной душой.
В числе многих добродетелей старца особенно привлекала людей его прозорливость. Сохранилось множество свидетельств об этом даровании старца. У батюшки всегда было много народу. И вот одна молодая женщина, которую уговорили приехать к старцу, была очень раздражена тем, что ее заставляют ждать. Вдруг дверь широко отворилась, и преподобный Амвросий с ясным лицом появляется на пороге и громко восклицает: «Кто здесь нетерпеливые, пойдите ко мне». Он повел молодую женщину к себе. После беседы с батюшкой она стала часто приезжать в Оптину к отцу Амвросию.
В последние годы жизни старца, по его благословению, недалеко от Оптиной пустыни была устроена женская Шамординская обитель. Именно здесь он отошел ко Господу в 1891 г. Его болезнь усилилась, он лишился слуха и голоса и испытывал такие страдания, каких не было у него за всю жизнь. Перед кончиной у батюшки было удивительно светлое и чистое лицо. 10/23 октября он, три раза перекрестившись, отошел в мир иной. Погребение старца Амвросия было назначено на 15/28 октября, накануне гроб с его телом перенесли из Шамордина в Оптину пустынь. Чин отпевания был совершен во Введенском соборе. На погребение съехалось около 8 тыс. человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем иеросхимонахом Макарием. После кончины преподобного Амвросия начали совершаться чудеса по молитвам к нему. Часовня над его могилой стала местом паломничества со всех концов России.
В 1988 г. старец был причислен к лику святых, а 10 июля 1998 г. были обретены его святые мощи. Своими молитвами и заступничеством перед Богом великий святой Амвросий Оптинский продолжает заботиться о нас и поныне.