О сходных судьбах двух великих старцев современности – преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Кирилла (Павлова) – на конференции в Троице-Сергиевой Лавре 26 марта размышлял игумен Киприан (Ященко).
Так сложилось, что последние пять лет я занимаюсь изучением наследия святого Паисия Святогорца и более 20 лет являюсь духовным чадом отца Кирилла (Павлова). Можно заметить множество внешних и внутренних сходств в судьбах этих двух подвижников, представлявших достаточно разные духовные традиции. И тот и другой прошли войну, оба героически сражались. Война дала им особый импульс в духовной жизни. Святой Паисий в своих трудах часто вспоминает, как был радистом на фронте, сравнивая эту службу с монашеской (монах связывается с Богом в молитве так же, как радист с командованием). Отец Кирилл для нас навсегда останется героическим участником Сталинградской битвы – впоследствии батюшка воспринимал духовную брань как войну с противником. Оба подвижника чудом остались живы на войне. В упор расстреливали святого Паисия и не могли в него попасть. Отец Кирилл чудом уцелел в Сталинграде. Святой Паисий на войне дал обед Божией Матери восстановить Коницу, а отец Кирилл, найдя в руинах сталинградского дома Евангелие, читал его всю оставшуюся жизнь. И не только читал, а хорошо знал и старался исполнять в своей жизни.
Оба старца были практическими богословами. Я помню, как отец Кирилл собирал нас в келье и читал Евангелие. Когда заканчивал, без лишних слов напутствовал: «Идите, исполняйте…»
Святой Паисий отмечал, что в наше время много людей, которые правильно говорят, а вот тех, кто живет по Евангелию, – крайне мало. Поэтому к таким подвижникам и тянутся. Вот почему в Греции отец Паисий был таким авторитетом, на которого и монашествующие и священство равнялись. Мне рассказывали на Афоне, как греческие игумены направляли монахов к отцу Паисию на исповедь. Старец мог выслушать рассказ какого-нибудь монаха о беспорядках, которые творятся в монастыре, и сказать: «Тебе не полезно находиться в этой обители, иди в другую». И монахи за послушание святому Паисию оставляли обители, переходили туда, куда им указывал старец.
Церковное начальство побаивалось обоих старцев: у них было огромное влияние на церковный народ России и Греции. У обоих старцев было такое духовное зрение, что они действительно могли за несколько секунд определить судьбу человека. Это, собственно, случилось и со мной, когда батюшка Кирилл дал наказ заканчивать с диссертацией и идти в монахи. А потом, когда я принял постриг, сказал, что «твое послушание – заниматься образованием». То есть практически тем же самым, что и до пострига.
Оба старца очень любили молитву. Людей принимали тысячами, были всенародными духовниками, святой Паисий – греческим, старец Кирилл – русским. И в то же время старцы стали великими вселенскими духовниками: отца Кирилла хорошо знают на Афоне, в Абхазии он общался с отшельниками. К нему, как и к преподобному Паисию, обращались люди из разных стран мира.
Можно заметить сходство и в образе мыслей старцев – по их изречениям. Например, если отец Кирилл (Павлов) говорит: «Держи голову низко, а душу к Богу близко», – то преподобный Паисий отмечает: «На сколько человек соединяется с Богом, на столько ему ничего не страшно». И продолжает: «В духовной жизни не существует «далеко» и «близко», потому что Христос Своей любовью расстояния упраздняет». «Блаженны возлюбившие Христа больше всего в мире, живущие вдали от мира рядом с Богом в райской радости еще на земле», – говорит святой Паисий.
В целом речь подвижников очень современна. Они говорят образно, не используя богословскую терминологию. Это их отличительная особенность, которая объединяла вокруг старцев людей образованных и простых, уподобляя их Христу, говорящему с людьми доступным им языком. Оба старца высказывались очень просто, но точно – ум их плавал в Евангелии, как у древних подвижников.
«Если ты не слышишь чужие стоны, то не помогут ни посты, ни поклоны», – изречение отца Кирилла. «Кто обижает других, тот навеки обижает самого себя», – слова святого Паисия. И дополняет: «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему». «Людям важна внешность, а Богу – правдивость и честность», – слова старца Кирилла.
Дальше батюшка Кирилл восклицает: «Человек смиренный – алмаз бесценный!» Преподобный Паисий дополняет: «Благодарного Бог Сам преследует Своими дарами». «Сначала скорби, потом благодать». Отец Кирилл уточняет: «Церковь всегда распята, как и Христос».
«Суть послушания в одном: кто послушен, тот со Христом», – говорит отец Кирилл. «Христос не требует от нас ничего великого, Он требует от нас самого малого», – отмечает преподобный Паисий. И дальше: «Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом».
Сейчас мы сидим на берегу этого бездонного океана духовного наследия, которое оставили нам два великих старца. Дай, Господи, нам хотя бы частицу их духовного опыта сложить в своем сердце и исполнить Евангелие в своей повседневной жизни, как наши великие наставники.
Игумен Киприан (Ященко)