Среди угодников Божиих, в земле Российской просиявших, особое место занимают святые правители православной Руси – благоверные князья и княгини, нелегкий крест правления государственного сочетавшие с личным благочестием, молитвой, нищелюбием.
Из этого лика святых российских всякому известен благоверный князь Александр Невский, победитель немцев и шведов, хранитель святого православия во всей полноте, мудрый дипломат, подготовивший будущее возвышение Руси, перед кончиной принявший постриг с именем Алексий.
Но задумывались ли вы о том, что в лике святых благоверных князей прославлен и брат Александра Невского – князь Феодор Ярославич Новгородский, чью память мы совершаем 18 июня? Благочестивой жизнью, кротостью заслужил он обильные милости у Бога и почитание народа православного.
А младший сын святого Александра Невского Даниил Московский, также прославленный в лике святых благоверных князей? С успехом укреплял и расширял он свой удел, которому предстояло стать центром будущей великой державы. Здесь, на берегу Москвы-реки, построил князь первый московский монастырь в честь небесного покровителя своего – святого Даниила Столпника. Здесь принял он постриг в схиму и был погребен как простой член братии, на общем кладбище. А в царствование Алексея Михайловича были обретены святые чудотворные мощи его и перенесены в храм Свято-Данилова монастыря. Там, в сердце Русской Православной Церкви, официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, они и пребывают ныне на радость всем нам.
Знаем мы и святого благоверного князя Димитрия Донского, правнука святого Александра Невского, победившего Мамая на поле Куликовом. Слышали мы и о схимниках Троице-Сергиевой Лавры – Александре Пересвете и Андрее Ослябе, посланных игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским в помощь благочестивому князю-воину, и об учреждении Димитриевской родительской субботы для всенародного поминовения павших за веру и Отечество воинов. Супруга великого князя Димитрия Евдокия, принявшая затем постриг с именем Евфросиния, также причислена к лику святых. Ее память мы совершаем 20 июня.
А вот еще одно, дорогое всякому православному человеку имя. 25 июня Русская Православная Церковь празднует обретение святых мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской. Уже в юности, точно зная, сколько душевных сил потребует жизнь, укрепляла дух молитвою и постом дочь ростовского князя Димитрия Борисовича. В родном Кашине, девочкою, кормила нищих, призревала сирых и убогих. Кротостью, добронравием полюбилась княжна великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу Ярославичу (1271–1318). Юноша был сыном князя Ярослава Ярославича, брата святого благоверного князя Александра Невского, то есть его племянником. Князем он стал после смерти брата своего Святослава и начал княжение свое с закладки в Твери величественного Спасо-Преображенского собора.
Михаил и Анна сочетались браком в Твери 8 ноября 1294 г. Четверо сыновей родились у них и дочь, и все бы ладно, но в тревогах удельных раздоров неспокойно было княгине за дом свой. Много слез она пролила, молясь о спасении, но настигла беда, от которой уже было не «воспрять в мире сем».
В пределы тверской земли вторгся князь Георгий Московский, добившийся в Орде ярлыка на великое княжение, так как был он женат на сестре хана, во крещении принявшей имя Агафия. Князь Михаил разбил разбойную рать, взял в плен и жену князя Георгия, и брата его – князя Бориса, и ордынского посла. Тверской правитель принял пленников с честью, но Агафия внезапно занемогла и умерла. Тут же хану донесли, что ее отравили, и он вызвал князя Михаила в орду на суд. Это была верная погибель, и все умоляли Михаила не ехать. Но иначе тверской земле грозило полное разорение от ордынцев, и князь поехал, чтобы душу положить «за други своя»… Худшие предположения сбылись. Всяческие издевательства терпел князь Михаил, которому надели на шею колоду и так держали его постоянно. Одно утешение было страдальцу: к нему допустили сына Константина, который жил в Орде заложником. Подросток держал перед отцом Псалтирь, переворачивая страницы, ибо закованный и того сделать не мог. Михаил мог бы бежать благодаря преданным ему людям, но тогда погибли бы многие. И, как перед приездом в орду, князь выбрал мученическую смерть, а не гибель других. Он дал напутствие сыну, исповедался и причастился Святых Христовых Таин. 22 ноября 1318 г. – а по новому стилю 5 декабря, когда мы и совершаем память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, – в орде принял супруг великой княгини Анны мученическую кончину.
Когда нетленное тело его более чем через год привезли в Тверь, рыдающую княгиню Анну не могли поднять от гроба. Чудеса и исцеления от святых мощей страстотерпца начались сразу же, и в Твери князя начали почитать святым. Анна же после похорон ушла «единому Богу работати». И не было смиренней послушницы в тверском девичьем Софийском монастыре, не было суровей постницы, усерднее молитвенницы, чем инокиня София. Она молилась об отце, умершем в орде, о муже, о старшем сыне Димитрии, отмстившем за отца, но тоже погибшем по воле хана (1325), о сыне Александре и внуке Федоре, провидя ужасную казнь их от татар (1329). Она просила Бога умудрить князей, отвести их от усобиц, о ниспослании конца засилью басурман. По ее молитвам, равно как и по молитвам других угодников Божиих, крепло единение в земле Русской, копились силы для будущей победы над врагом.
К сожалению, и ныне, когда совершаем мы память благоверной великой княгини Анны Кашинской, многострадальное Отечество наше терпит многие невзгоды. Как никогда нуждается наша Родина в тех, кто труды свои будет строить на прочном фундаменте веры отеческой, веры православной. Кто бы ни был такой человек – простой труженик или правитель, – да будут ему примером благочестивые предки наши – благоверные князья и княгини, «добре подвиг совершившие и веру соблюдши». Да испросят и нам святые угодники Божии спасение и верное утверждение на путях наших!