Тема беседы кандидата педагогических наук, игумена Киприана (Ященко) – появление ребенка на свет, о том, как будущим родителям подготовиться к этому важному событию.
Святые отцы очень во многих трудах отмечают, что рождение, появление ребенка на свет в духовном плане напоминает телесную смерть.
Человек рождается трижды. Первое рождение – от утробы матери. Крещение – это второе, духовное, рождение. Смерть – рождение в вечную жизнь.
Родовой шок у новорожденного длится примерно 8–10 дней. Точно так же на девятый день мы поминаем человека, который умер. Почему? Он испытывает такой же шок. Душа, отделяясь от тела, видит иной – ангельский – мир. Господь в великой милости не дает нам с вами видеть падших ангелов здесь, на земле. Мы знаем, что они существуют, действия их ощущаем, и только. Паисий Святогорец говорил, что если человек увидит диавола и падших ангелов, он может с ума сойти, – настолько это безобразно во всех отношениях. А когда душа отделяется от тела, она оказывается в окружении падших ангелов, которые тянутся к ней, претендуют на нее: «Дорогая, ты – наша. Ты же все время исполняла нашу волю, мы тебе шептали, и ты нас слушала». Открывается книга жизни, нераскаянных грехов. И душа испытывает шок.
К четвертому рождению можно отнести еще и брак (или же постриг монашеский). В древней русской традиции брачные и погребальные песнопения совпадали. Человек погребается, умирает для прежней жизни.
Что о родах сказано в Священном Писании? Суд Божий состоял в том, что, изгоняя Адама и Еву из рая, Господь повелел Еве рожать в муках: «…умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей»(Быт. 3:16).
Общее благословение и наказание Божие после изгнания первых людей из рая заключается в том, чтобы жене в муках рожать детей. Это, можно сказать, епитимья Божия за первородный грех. Попытка ее избежать с помощью анестезии может быть как-то частично оправдана слабым здоровьем женщины. Но надо бы пройти эти мучения. Роды – это мученичество, которое проходит каждая жена. Страдания нужно претерпеть, как их претерпевали мученики, с молитвой «Господи, помилуй!».
Есть мнение, что, если женщина при родах скончается, она как мученица попадет в Царство Небесное. Она исполнила свое послушание, и она будет святой, так как пострадала до смерти ради своего ребенка.
Если же ли роды заканчиваются благополучно, трудно описать радость жены: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир»(Ин. 16:21).
Рождение ребенка – это великое чудо. Так же, как и зачатие. Так же, как и смерть. С зачатия начинается наша земная жизнь, идет подготовка к рождению в наш мир – происходит духовное и телесное созревание младенца. Рождение – это переход из идеальных райских условий материнской утробы (ведь младенцу во чреве матери не нужно добывать пищу, о чем-то заботиться) в земные. И здесь, на земле, Господь дает нашей воле определиться – как бы мы хотели существовать вечно. Ценности нашей земной жизни предопределяют наш сознательный выбор. Временные ценности после смерти окажутся неактуальными: в вечности не будет супермаркетов, телесных удовольствий, даже душевные наслаждения отпадут. Те люди, которые привыкли к этим земным радостям, при отделении души от тела будут страдать. Да и здесь, на земле, человек мучается, если образ жизни, который выбрала его воля, не совпадает с волей Божией.
Но Господь каждого ведет через множество обстоятельств, встреч со многими людьми, чтобы мы все-таки выполнили свое предназначение, стали совершенными, уподобились Богу, приобрели добродетели, восхотели жить совершенной святой жизнью. И если мы при этом не достигли святости, но все-таки к ней стремились, каялись, промахиваясь, наши труды Он примет. То, что мы по своей немощи недовершили, Господь восполнит. И наши намерения поцелует.
Начали ли свой путь к Богу младенцы, умершие в первые дни жизни? Мать декабриста Кондратия Рылеева горячо молилась, когда ее сын в детстве тяжело заболел, и ей было открыто, что он окончит земную жизнь на виселице. Может быть, если Господь забирает ребенка в младенчестве, Он удерживает его от тяжкого греха.
Святитель Григорий Нисский (335–395), один из трех великих отцов-каппадокийцев, в конце жизни написал небольшое произведение «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», в нем есть такие строки: «Тому, Кто будущее знает наравне с прошедшим, справедливо воспрепятствовать продолжению жизни младенца до совершенного возраста, чтобы силою предвидения предусмотренное зло не было совершено, если младенец останется в живых, и чтобы жизнь того, кто будет жить с таким произволением, не сделалась пищею греха».
Святой Григорий полагает сущность блаженства в совершенном познании Бога, а условие его – развитие умственных сил. У младенца эти силы находятся в зачаточном состоянии безразличия, но по мере возрастания состояние безразличия должно исчезнуть. При этом святой высказывает утешение родителям, потерявшим своих младенцев. По мнению святителя, они могут надеяться, что их умершие дети не окажутся в мучениях, но смогут продолжить душевное возрастание за гробом, уповая на милость Божию.
На иконах Страшного суда некрещеные младенцы часто изображаются в некоем среднем месте – ни с почитаемыми праведниками, ни с наказуемыми грешниками.
Можно слабенького младенца крестить прямо в роддоме?В экстремальных условиях, если ребенок слабенький, младенца могут крестить и родители, и медицинские сотрудники. Надо взять освященную водичку, побрызгать малыша троекратно: «Крещается раб Божий – назвать его имя – во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Потом это Крещение восполняется в Церкви – в том числе через Миропомазание.
Должен супруг присутствовать при рождении ребенка или нет? Святоотеческая традиция рассматривает семью как малую церковь. Муж, жена связаны в ней как настоятель и диаконесса. И когда появляется ребенок, зарождается как бы приход в этой церкви. Конечно, это общее, соборное дело.
Психологи утверждают: 85 или 90% мужей, присутствовавших при родах, сопереживавших, видевших, в каких муках появляются на свет их дети, никогда не бросают семью – какие бы ни складывались обстоятельства и отношения между супругами.
Чисто психологически для мужчины может быть тяжело увидеть появившегося на свет синенького или красненького ребенка. Но надо всем пережить этот стресс, эти муки, вместе помучиться. В крайнем случае, муж может помолиться, почитать Псалтирь или Евангелие где-нибудь за стенкой.
Следующий момент: когда ребенок появился на свет – где его место, где он должен находиться? Конечно, на груди, на животе у матери, чтобы было соприкосновение тел. Ему бывает очень трудно от мамы отойти. А у нас малыша уносят в другую палату, да еще умудряются перепутать.
Для новорожденного открывается новый мир. Там была мать, а тут, оказывается, есть другие люди. Может быть холодно, горячо, он окунается в мир запахов, звуков. В момент прихода в эту земную жизнь малышу очень важно ощущать любовь матери, молитву матери… Близость, любовь к матери остается самым главным воспитывающим средством новорожденного младенца.
«Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает, – пишет русский философ Иван Ильин. – И это дано нам от Бога и от природы… Ребенок применяется к матери – потребностями, ожиданием, надеждой, наслаждением, утешением, успокоением и благодарностью; и когда все это слагается в первую и нежнейшую любовь, то этим определяется его личная судьба.
Ребенок ищет своего отца, ждет от него привета, помощи, защиты и водительства, наслаждается его любовью и любит его ответно: он гордится им, подражает ему и чует в себе его кровь. Этот голос крови говорит в нем потом всю жизнь, связывает его с братьями и сестрами и со всем родством. А когда он позднее загорается взрослой любовью к «ней» (или, соответственно, она к «нему»), то задача состоит в том, чтобы превратить это пробуждение природы в подлинное «посещение Божие» и принять его как свою судьбу. И не естественно ли ему любить своих детей той любовью, которой он в своих детских мечтаниях ждал от своих родителей?.. Как же обойтись без любви? Чем заменить ее? Чем заполнить страшную пустоту, образующуюся при ее отсутствии?»
Записала Ольга Каменева